Интеллект

Существует огромное количество подходов к определению понятия «интеллект».

Для большинства психологов в настоящее время это понятие ассоциируется со способностью к обучаемости по прошлому опыту и приспособлению к жизненным условиям и ситуациям (В. Штерн). Эту же идею поддерживают Ж. Годфруа, А. Биш, Д. Векслер, Л. И. Термен, Э. Л. Торндайк.

Для Ж. Пиаже интеллект – общий регулятор поведения. Имеются и более конкретные определения интеллекта. Так, М. Шюрер считает, что интеллект – это «относительно постояная структура онтогенетически обусловленных способностей индивида постигать и создавать осмысленные или также функциональные связи» [12].

Для С.Л. Рубинштейна интеллект эквивалентен общей одаренности личности и представляет собой совокупность общих умственных способностей[13]. Эту позицию разделяет и Ч. Спирмен.

Оригинальныый подход к пониманию интеллекта предложил Б.Г. Ананьев. Он рассматривал интеллект как многоуровневую организацию познавательных сил, охватывающую психофизиологические процессы состояния и свойства личности. Эта организация связана «с нейродинамическими, вегетативными и метаболическими характеристиками человека. Они являются своеобразными эквивалентами интеллекта и определяют меру умственной работоспособности и цену интеллектуального напряжения, степень их полезности и вредности для здоровья человека...» [14].

Л.М. Веккер считает интеллект категорией, охватывающей целостно функционирующую совокупность познавательных процессов[15].

Согласно Дж. Гилфорду, интеллект – многомерное явление, некоторое сложное свойство, которое можно оценивать по трем измерениям: характеру, продукту и содержанию.

Умственная операция, включение в интеллектуальное действие, может быть:

  • по характеру: оценивание, синтез, анализ, запоминание, познание;
  • по продукту: единица, класс, отношение, система, трансформация, рассуждение;
  • по содержанию: действие с объектами, символами, преобразование смыслов (семантические операции), поведение.

Модель интеллекта Дж. Гилфорда включает 120 различных интеллектуальных процессов – частных способностей. Они образуются как всевозможные сочетания операций, содержаний и мыслительной деятельности.

Для оценивания уровня развития интеллекта обычно применяются тесты интеллекта. Наиболее распространенными являются тесты Стенфорд-Бине и Векслера.

Отношение психологов к оценке интеллекта с помощью тестов не определилось до конца.


Просмотров: 1963
Категория: НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ » Общая психология




Другие новости по теме:

  • Барт (Burt) Сирил Лодовик (03.03.1883 – 10.10.1971)
  • Бине Альфред
  • Валидность текущая – диагностическая, конкурентная
  • Векслер (Wechsler) Давид (1896 – 1981)
  • Возрастные закономерности изменения познавательной сферы
  • Гилфорд (Guilford) Джой Пол (1897 – 1987)
  • Дифференциация интеллектуальных возможностей
  • Дружинин Владимир Николаевич (1955 – 2001)
  • Жан Пиаже
  • Индивидуальность
  • Индивидуальные особенности мышления. Характеристика основных качеств ума
  • Интеллект
  • Классификации психодиагностических методов по В.К. Гайде, В.П.Захарову
  • Когнитивная психология
  • Коммуникативный интеллект
  • Операциональная концепция Ж. Пиаже
  • Оценка интеллекта
  • Пиаже (Piaget) Жан (1896 – 1980)
  • Принципы и методы выявления одаренных детей
  • Спирмен (Spearmen) Чарльз Эдвард (10.09.1863 – 17.09.1945)
  • Способности и интеллект
  • Текучий интеллект
  • Тест
  • Тест Гилфорда «Социальный интеллект»
  • Тестовый интеллект
  • Тесты интеллекта
  • Тесты креативности
  • Тесты критериально-ориентированные
  • Тесты способностей
  • Я.С. Лейтес. Возрастные предпосылки умственных способностей



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь