ВЕККЕР

Лев Маркович (1918-2001) -российский психолог, автор единой теории психических процессов, ученик Б. Г. Ананьева и В.Н. Мясищева. В 1936 г. В. поступил на физический факультет Ленинградского (ныне Санкт-Петербургского) ун-та с мыслью — получить ответ на вопрос: какова природа психики человека? В 1939 г. переводится на философский фак-т, но учение прерывает война. Пережив с семьей блокаду, во время которой принимал участие в оборонных работах, В. в 1944 г. знакомится с вернувшимся в Ленинград Б.Г. Ананьевым и получает его приглашение стать одним из первых пяти студентов созданного отделения психологии Ленинградского ун-та (ставшего впоследствии фак-том психологии ЛГУ). После аспирантуры (1948-1951) защитил канд. дис. К вопросу о построении осязательного образа (1951) и работал в Вильнюсском педагогическом ин-те, где в 1956 г. возглавил кафедру психологии. В 1959 г. усилиями Б.Г. Ананьева В. возвращается на фак-т психологии ЛГУ. В этом же году в книге Осязание в процессах труда и познания (под ред. Б.Г. Ананьева) впервые публикует свою классификацию физических свойств вещей и показывает, что только одна из групп этой классификации может служить физическим основанием механизмов психики, а именно тактильно-мышечные ощущения, регулирующие исполнительные движения. Вплоть до осени 1981 г. В. преподает в ЛГУ. В этот период выходят его основные труды: монография Восприятие и основы его моделирования (ЛГУ, 1964), ставшая его докт. дис. и трехтомник Психические процессы (т.1 -1974, т.2 -1976, т.З -1981). В монографии был представлен обширный экспериментальный и теоретический материал, содержащий описание структуры и основных свойств перцептивных образов. Одним из наиболее значительных моментов стало построение шкалы уровней организации информационных процессов, объединяющей общим принципом изоморфизма нервные и психические сигналы. В соответствии с этой шкалой специфические различия нервных и перцептивных процессов определяются местом, которое эти структурные единицы психики занимают в шкале изоморфизма. Было также выявлено, что структурная специфичность перцептивного уровня психической информации объективно проявляется в том, что целостные, предметные образы задают программы действий не в виде жесткой последовательности движений, а в виде целостного семейства вариантов траекторий, включенных в структуру перцептивного пространства. Особенно важным был вывод о том, что именно этот факт включает в себя предпосылку, создающую на высших уровнях психики альтернативные варианты свободного выбора. Эта монография уже в момент своей публикации была оценена Б. Г. Ананьевым как одна из выдающихся работ по психофизиологической бионике — новой области, посвященной теоретическим и прикладным проблемам моделирования мозговой активности. В 1981 г. В. покидает ЛГУ и подает просьбу об эмиграции, но только в 1987 г. ему удается уехать в США, где он до 2001 г. преподавал в Университете Дж.Мейсона (Вашингтон), сочетая обязанности профессора фак-та психологии с работой в Институте перспективных исследований им. Ш. Краснова (г. Фэрфакс, штат Вирджиния). В Америке В. завершил работу над двумя книгами: Эпистемология и история мировой когнитивной психофизиологии и Психофизическая проблема как стержень научной психологии. Завершена и третья монография — Ментальная репрезентация физической реальности , которая осуществлялась в соавторстве с Джоном Аленом, профессором университета Джорджа Мейсона. Несмотря на возраст, В. четырежды приезжал в Россию, читал лекции в Санкт-Петербургском и Московском университетах, принимал участие в научных сессиях Института психологии РАН и Международной Академии информатизации, где ему было присвоено звание ее действительного члена. В 1995 г. он получил звание действительного члена Международной академии образования прибалтийских государств. В России под ред. А.В. Либина и при содействии Фонда Сороса было издано учебное пособие В.: Психика и реальность: единая теория психических процессов, М., 1998, 2001, посвященное фундаментальным исследованиям в области природной организации психики. Л.А. Карпенко

Просмотров: 578
Категория: Словари и энциклопедии » Психология »




Другие новости по теме:

  • «ОСНОВЫ ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ»
  • Возникновение психологии как науки
  • возраст (в психологии)
  • Возраст в психологии
  • Дискурс : исследования в Институте психологии РАН
  • ЕДИНИЦЫ АНАЛИЗА ПСИХИКИ
  • Задачи психологии труда
  • Исследование общения в Институте психологии РАН: школа Ломова Б. Ф.
  • ИСТОРИЯ ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ
  • История психологии
  • ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ
  • Комитет по профессиональной психологии (США)
  • МОНОГРАФИЯ КАК ЖАНР НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
  • МЯСИЩЕВА ТЕОРИЯ ПСИХОЛОГИИ ОТНОШЕНИЙ
  • Мясищева теория психологии отношений
  • Объект психологии труда
  • Основные направления исследования общения в зарубежной социальной психологии
  • ОЩУЩЕНИЕ в психологии
  • Патология психики в старческом возрасте Систематика психических расстройств позднего возраста
  • Последипломная подготовка в области психологии
  • Предмет психологии труда
  • Преподавание психологии в университетах
  • ПРИНЦИП ЕДИНСТВА ТЕОРИИ, ЭКСПЕРИМЕНТА И ПРАКТИКИ В ПСИХОЛОГИИ
  • Проблема познания людьми друг друга в отечественной психологии
  • Профессиональное общение в психологии труда
  • ПРОЦЕДУРА ВЫРАБОТКИ У КЛИЕНТА УВЕРЕННОСТИ В ТОМ, ЧТО ЕГО ПРОБЛЕМА БУДЕТ УСПЕШНО РЕШЕНА
  • РЕКАПИТУЛЯЦИИ ТЕОРИЯ (от лат. RECAPITULATIO - сжатое повторение) в психологии и педагогике
  • Сознание как высшая ступень развития психики
  • ТЕОРИЯ ПОЛЯ (в психологии)
  • эффект быть-как-все (BANDWAGON EFFECT) (в экономической психологии)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь