Ирина Шотт. «Использование информационно-коммуникативных технологий в работе с детьми дошкольного возраста»

Актуальность.

В настоящее время в нашей стране реализуется Стратегии развития информационного общества, которая связана с доступностью информации для всех категорий граждан и организацией доступа к этой информации. Поэтому использование ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) является одним из приоритетов образования. Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Коммуникативная компетентность педагога предполагает способность выстраивать коммуникации в различных форматах: устном, письменном, дискуссионном, визуальном, компьютерном, электронном. Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности. Поэтому считаю, использование информационно – коммуникационных технологий актуальной для нашего времени.

Теоретическое обоснование применения опыта:

Сочетание ИКТ связано с двумя видами технологий: информационными и коммуникационными.

«Информационная технология – комплекс методов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации и ориентированных на повышение эффективности и производительности труда». На современном этапе методы, способы и средства напрямую взаимосвязаны с компьютером (компьютерные технологии).

Коммуникационные технологии определяют методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой (обратный процесс также важен). В этих коммуникациях компьютер занимает свое место. Он обеспечивает, комфортное, индивидуальное, многообразное, высокоинтеллектуальное взаимодействие объектов коммуникации. Соединяя информационные и коммуникационные технологии, проецируя их на образовательную практику необходимо отметить, что основной задачей, которая стоит перед их внедрением является адаптация человека к жизни в информационном обществе.

В периодической печати уже на протяжении несколько лет дискутируется проблема разработки и внедрения информационно-коммуникационных технологий в ДОУ. Ведущие ученые и специалисты в области дошкольного образования (Духанина Л. Н., Волосовец Т. В., Веракса Н. Е., Дорофеева Э. М., Комарова Т. С., Алиева Т. И., Комарова И. И., Белая К. Ю. и др.) высказывают свою позицию «за» и «против» ИКТ. Противники ИКТ в качестве аргумента приводят данные о негативном влиянии длительного сидения за компьютером на состояние здоровья детей. Наш опыт показывает, что периодическое использование ИКТ, а именно дозированное педагогом использование развивающих игр способствует развитию у детей волевых качеств, приучает к «полезным» играм. Целесообразность использования информационных технологий в развитии познавательных способностей дошкольников подтверждают работы зарубежных и отечественных исследователей (С. Пейперт, Б. Хантер, Е. Н. Иванова, Н. П. Чудова и др.). Научная работа по внедрению ИКТ в дошкольное образование ведется в нашей стране, начиная с 1987 года на базе центра им. А. В. Запорожца исследователями под руководством Л. А. Парамоновой, Л. С. Новоселовой, Л. Д. Чайновой. В 2008 году разрабатываются теоретические основы применения научных информационных технологий в воспитательно-образовательной работе ДОУ, начали активно создаваться программы для дошкольников.

Таким образом, мы придерживаемся точки зрения, что при грамотном использовании технических средств, при правильной организации образовательного процесса компьютерные программы для дошкольников могут широко использоваться на практике без риска для здоровья детей.

Соединение информационных компьютерных технологий и инновационных педагогических методик, повышает эффективность и качество образовательных программ, усиливает адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития обучающихся. Это направление Закон Российской Федерации «Об образовании» провозглашает в качестве одного из основных принципов государственной политики в области образования.

В результате анализа использования ИКТ педагогами в работе было выявлено следующее:

Низкая эффективность использования ИКТ с целью удовлетворения запросов участников образовательного процесса.

Недостаточный уровень компьютерной грамотности педагогов.

Недостаточное программное обеспечение педагогической и управленческой деятельности.

Недостаточное количество мультимедийного оборудования для проведения онлайн- конференций, семинаров, участие в  вебинарах.

Недостаточное количество оборудования для организации образовательного процесса с детьми.

В связи с этим выявились противоречия:

Между стремительным развитием информационных технологий и материально-техническим обеспечением учреждения.

Между существующей информационно-коммуникационной образовательной средой и эффективностью использования ее потенциала с целью удовлетворения запросов участников образовательного процесса.

Проблема заключается в отсутствии системы эффективного использования современных компьютерных технологий  педагогическим коллективом.

Поэтому назрела  необходимость создания системы внедрения в практическую деятельность педагогов современных информационных технологий.

Сущность новшества заключается во внедрении в практическую образовательную  деятельность  ИКТ.

Имея ТСО решила внедрить в практику работы с детьми ИКТ, т.к. интерактивное обучение позволяет стимулировать познавательную активность и интерес детей к освоении новых знаний.

Цель: повышение эффективности использование информационно-коммуникационных технологий с целью удовлетворения запросов участников образовательного процесса.

Задачи:

Создать условия для использования ИКТ в работе с детьми.

Подобрать  игры и комплексы игровых упражнений для различных видов деятельности.

Создание мультимедийных презентаций

Использовать ИКТ в работе с родителями.

Для реализации поставленных задач изучила методическую литературу и исследования педагогов С.Л. Новоселовой, Л.А. Парамоновой, Н.Н. Поддьякова,  др. по данной теме.

Причины личной заинтересованности педагога в повышении уровня ИКТ – компетентности:

экономия времени при разработке дидактических материалов;

перенос акцента на презентабельность оформления материалов;

переход на новый уровень педагогического мастерства.

Информационные технологии, это не только и не столько компьютеры и их программное обеспечение. Под ИКТ подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации.

Свои навыки я применяю в работе:

с детьми

с родителями

с коллегами

в методической, экспериментальной, инновационной деятельности.

Использование ИКТ (информационно-коммуникативные технологии) в работе с дошкольниками требуют соблюдение определённых дидактических принципов:

принцип активности (новизна, динамичность, реальность, стимуляция познавательной деятельности);

принцип научности, использование анимационных эффектов (усвоение реальных знаний, не искажённые информационные материалы – звукозапись, фотографии, картинки);

принцип доступности (материал соответствует уровню возрастной группы, учитывается специфика детей и их диагнозы);

принцип систематичности и последовательности (материал и информация предоставляется в определённом порядке в соответствии с планированием деятельности с детьми;

принцип наглядности (мультимедийные презентации, видеофрагменты, слайд-шоу).

Каковы же основные направления развития ИКТ?

Использование компьютера с целью приобщения детей к современным техническим средствам передачи и хранения информации.

ИКТ как средство интерактивного обучения, которое позволяет стимулировать познавательную активность детей и участвовать в освоении новых знаний.

ИКТ для родителей воспитанников. Сотрудничество с семьей ребенка в вопросах использования ИКТ дома, особенно компьютера и компьютерных игр.

Использование ИКТ в педагогической деятельности, с целью информационного и научно-методического сопровождения образовательного процесса в дошкольном учреждении.

Представлю основные формы использования ИКТ в своей работе:

подбор иллюстративного материала к занятиям, оформлению родительских уголков, группы, информационного материала для оформления стендов, папок-передвижек, (сканирование, Интернет; принтер, презентация);

подбор дополнительного познавательного материала к занятиям (энциклопедии);

с помощью мультимедийных презентаций разучиваются с детьми комплексы зрительных гимнастик, упражнений для снятия зрительного утомления. На экране монитора появляются картинки – символы различных упражнений: "Звездочки", "Рыбка", "Зимний лес" и др. упражнения они выполняют, глядя на экран. Движения глаз детей соответствуют движениям предметов на экране;

оформление групповой документации (списки детей, сведения о родителях, диагностику развития детей, планирование, мониторинг выполнения программы и т.п.), отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения;

создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний. Причем презентация может стать своеобразным планом занятия или мероприятия, его логической структурой, т.е. может быть использована на любом этапе занятия. Мною созданы серии презентаций к занятиям, праздникам, педагогическим советам, родительским собраниям;

использование цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий, которые позволяют управлять снимками так же просто, как фотографировать, легко находить нужные, редактировать и демонстрировать их;

использование фоторамки для ознакомления родителей насыщенной и интересной садовской жизнью детей;

использование видеокамеры и соответствующих программ (принципиально новый способ для просмотра, хранения и предоставления для общего доступа всего видеоматериала, можно быстро создать незамысловатые фильмы, добавив к видео титры, переходы между сценами, фоновую музыку или наложение голоса в программе Movie Marker);

использование Интернета в педагогической деятельности, с целью информационного и научно-методического сопровождения образовательного процесса в дошкольном учреждении;

обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов. Многие журналы имеют электронную версию в сети Интернет, скачав их, мы создали медиатеку статей по направлениям образовательной работы;

оформление буклетов, электронного портфолио группы, материалов по различным направлениям деятельности;

создание медиатек, которые представляют интерес, как для педагогов, так и для родителей;

создание электронной почты;

создание странички на международном образовательном портале  maam. ru. Участие в конкурсах разного уровня по интернету.

Средства ИКТ

Компьютер,

мультимедийный проект,

фотоаппарат,

видеомагнитофон,

магнитофон,

телевизор,

видеокамера,

мультимедийные доски.

Наметила пути применения компьютерных технологий в ДОУ и в группе: использование компьютерных программ Microsoft Office PowerPoint; Microsoft Office Publisher, Windows Live  в организации образовательного процесса.

В начале своей деятельности, работая на средней группе, подбирала и использовала в работе с детьми наглядные средства с применением ИКТ: показ мультфильмов, оформление фотоальбомов детских фотографий.

Создавала короткие презентации для познавательных занятий по некоторым темам в соответствии с тематическим планированием.

Разработала презентацию «Детям о Российской армии» с целью обогатить и сформировать представления детей о Российской армии, о воинах, охраняющих нашу Родину.

Разработала компьютерные игры: «Времена года» - на закрепление времён года, «Геометрические фигуры» - где дети закрепляли названия геометрических фигур и умение ориентироваться на плоскости, игра «Кто, где находится?» дети развивали умение ориентироваться на плоскости, «Части суток», «Слева справа».

В рамках тематической недели «Космос», с целью  расширения представления о космическом пространстве разработала игру «Назови планету».

Использую и уже разработанные другими педагогами проекты и презентации.

Большую работу, которая носит просветительский характер, направленный на расширение знаний, проводила  с родителями. Проводя родительские собрания, используем презентации, что делает информацию более эстетичной, интересной и визуально осязаемой.

Компьютерные технологии используем и при выпуске информационных листовок, папок-передвижек, ширм, информационных стендов, при оформлении родительских уголков, буклетов.

Необходимо отметить, что одной из инновационных форм работы с родителями является открытие официального сайта детского сада, где  родители могут ознакомиться с условиями, динамикой и своеобразием осуществления образовательной работы с детьми в детском саду. Доводится до сведения родителей необходимая информация по вопросам обеспечения защиты прав ребёнка, его воспитания, подготовки к школе, развития его способностей.

Сайт детского сада – это источник информации учебного, методического характера. Со страниц сайта родители получают информацию о методах сбережения здоровья детей, их безопасности, правилах поведения ребенка в семье и в обществе, полезные советы по обучению и воспитанию дошкольников.

Многие родители с интересом знакомятся с материалами сайта.

По сравнению с традиционными формами воспитания и обучения детей компьютер обладает рядом преимуществ:

предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности;

компьютер несёт в себе образный тип информации, понятный детям, которые пока в совершенстве не владеют техникой чтения и письма;

движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка;

компьютер является отличным средством для решения задач обучения;

постановка проблемных задач, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером, является стимулом познавательной активности детей;

компьютер предоставляет возможность реализации индивидуального подхода в работе с детьми дошкольного возраста. В процессе деятельности каждый ребенок выполняет задания своего уровня сложности и в своем темпе;

компьютер очень "терпелив" во взаимоотношениях с ребенком, никогда не ругает его за ошибки, а ждет, пока он сам исправит недочеты, что создает в процессе обучения необходимую "ситуацию успеха".
Использование ИКТ

Привлекать пассивных детей к активной деятельности,

преодолеть трудности

Делать образовательную работу более наглядной

Формировать информационную культуру у детей и адаптировать

дошкольников к обучению в школе,

продвигать ребенка в общем развитии

Активизировать познавательный интерес,

повышать качество знаний,

вносить радость  в жизнь ребенка

Формировать интерес педагога к его работе,

вносит радость в жизнь ребенка

В результате систематического использования ИКТ в работе с детьми позволило сделать образовательный процесс доступным, интересным для детей;

рационально использовать время занятия;

быстро и качественно готовить и тиражировать дидактические пособия, раздаточный материал;

оперативно обмениваться опытом работы и методическими материалами с коллегами.

Таким образом,  поставленная цель была достигнута, противоречие разрешено.

Думаю, что грамотное использование технических средств, правильная организация образовательного процесса с использованием компьютерных программ для дошкольников должны широко использоваться на практике без риска для здоровья детей.

Просмотров: 474
Категория: По направлениям » Для детского сада » ИКТ для детей




Другие новости по теме:

  • Любовь Васильевна Маранцева. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА – ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ.
  • Татьяна Беспрозванных. Использование информационно-коммуникационных технологий в работе с детьми дошкольного возраста
  • Халиулина Румия Абдулахатовна. Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОНР
  • Юлия Василенко. Использование информационных технологий в логопедической работе с детьми дошкольного возраста
  • Калатинская Анна Александровна. Использование информационно коммуникационных технологий в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи
  • Овчинникова Татьяна Николаевна. Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя – логопеда как средство коррекции лексико-грамматических средств языка у дошкольников старшего возраста с ОНР III уровня
  • Семеняко Анжелика Валентиновна. Использование компьютерных технологий в работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста.
  • Ксения Олеговна Кукарцева. Использование информационно-коммуникационных технологий в работе педагога-психолога ДОУ
  • Романова Галина Сергеевна. Методическое пособие Использование информационно – коммуникативных технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста «Развивалочка»
  • Сидоренко Ольга Николаевна. Реализация образовательного процесса в ДОУ в период изоляции через использование образовательных дистанционных технологий (из опыта работы).
  • Мохначева Светлана Сергеевна. Внедрение информационных технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста в процессе непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений «По дороге из желтого кирпи
  • Ходырева Нина Владимировна. Использование информационно — коммуникационных технологий, как одно из средств формирования и развития словаря детей раннего возраста с задержкой психического развития (ЗПР).
  • Вяткина Татьяна Анатольевна. Использование мультимедийных технологий в работе с детьми дошкольного возраста в ходе НОД
  • Ильина Оксана Васильевна. ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
  • Борисова Оксана Васильевна. Использование информационных технологий в работе учителя-логопеда
  • Петрова Наталья. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КВЕСТ — ТЕХНОЛОГИЙ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Михеенко Елена Михайловна. Использование в работе с детьми современных здоровьесберегающих «технологий
  • Татьяна Владимировна Матыгулина. Использование игровых технологий с целью активизации познавательной деятельности учащихся в младших классов.
  • Храмова Ирина Вячеславовна. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БЕРЕЖЛИВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Кузнецова Ольга Васильевна. Проектная работа «Использование информационно-коммуникативных технологий в работе музыкального руководителя»
  • Сорокина Юлия Александровна. Использование компьютерных технологий в работе учителя-логопеда
  • Маркова Елена Сергеевна. «Использование здоровье сберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста»
  • Хайбулина Наталья Григорьевна. «Использование информационно – коммуникационных технологий в дошкольном учреждении»
  • Рыжакина Анна Николаевна. Использование коррекционно-развивающих технологий в работе по развитию речи детей дошкольного возраста
  • Панкова Анна Петровна. Использование здоровьесберегающих технологий в работе с умственно отсталыми детьми
  • Закирова Ольга Вадимовна. Использование современных технологий в работе над слоговой структурой слова у дошкольников с ОНР.
  • Шишигина Жанна Евгеньевна. Использование информационно-коммуникационных технологий в НОД по образовательной области «Физическая культура»
  • Орлова Татьяна Владимировна. Использование ЛЕГО-технологий в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи.
  • Сивкова Ирина Николаевна. Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном пространстве ДОО
  • Митякова Елена Александровна. Использование информационно-коммуникационных технологий в музыкальном воспитании дошкольников.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь