Кулахметова Сания Абдряшитовна. «Особенности развития речи дошкольников в условиях национального села»

«Особенности развития речи дошкольников в условиях национального села»

Обучение дошкольников родному языку правомерно рассматривается как одна из центральных педагогических задач. Язык- средство общения и познания – является важнейшим условием ознакомления детей с культурными ценностями общества.

Речь сопровождает практически каждую деятельность ребенка совершенствует ее и обогащается сама. Словом, речь вроде бы развивается достаточно успешно и сама по себе, если жизнь ребенка наполнена интересными и разнообразными событиями и делами, а рядом с ребенком – педагоги с богатой правильной речью и желанием общаться с детьми. Эти обстоятельства действительно существенны для обучения речи и обладают мощным развивающим потенциалом, но при определенном условии. Условие это – отношение к языку как к самоценности (а не только как к орудию), как к системе, развивающейся по своим собственным законам. Недооценка тех или иных исходных сразу же дает о себе знать.

 

Поволжский регион, да и многие регионы России богаты национальными поселениями татар, казаков, чуваш, мордвинов и тд., но не имеют статуса национального села.. Обучение и воспитание в дошкольных образовательных учреждениях, ведется на русском языке.. Реформа дошкольного образования, провозгласившая педагогику развития, личностно-ориентированное отношение к ребенку, акцентировала внимание дошкольных работников на создание развивающей среды. Дома, на улице дети окружены другой речью, культурой, звукопроизношением. Наблюдения показали о серьезных недостатках, связанных с освоением качественного словаря, составлением рассказов из опыта ребенка, творческих рассказов. Так у каждого четвертого дошкольника обнаружены дефекты речи разной степени сложности, каждый третий ребенок не может составить концовку к сказке, каждый шестой озаглавить рассказ.

Для обогащения и совершенствования детской речи необходимо создать вокруг воспитанников благоприятную речевую среду (из которой они будут заимствовать соответствующие культурные образцы) и осуществить целенаправленное формирование конкретных речевых умений.

Много, ярко, искренне рассказывать детям, в частности, об интересных событиях, участниками или свидетелями которых вы были: О хитростях знакомой вам собаки или каверзах кота, о прирученной галке, которая научилась лаять, о ваших переживаниях, радостях, сомнениях и т.п. Ребенок обогащает свою речь путем копирования и творческой переработки вашей речи, и ваши рассказы помогут ему накапливать запас положительных фактических образцов речи.

Вам предстоит рассказывать детям и о том, как был прожит день. произошли события, заслуживающие внимания (научились строить высотный дом, ни разу не поссорились, ножи слушаются многих детей и помогают аккуратно и красиво есть и т.п.); был огорчительный момент для Димы – его мокрая постель, но мы его утешили, успокоили – подобное со многими маленькими детьми случается, и нет причин для огорчения.

Ежедневно знакомить детей с произведениями художественной литературы, «погружая» их в удивительный мир увлекательных событий, описанных особенным языком – литературным.

Обучение русскому языку предполагает планирование разнообразных ситуаций, побуждающих детей вступать в диалог с педагогом, в процессе которого совершенствуется звуковая культура речи, уточняется и активизируется словарь, формируются грамматические навыки.

Необходимо:

  • продолжать развивать артикуляционный и голосовой аппараты, речевое дыхание, слуховое восприятие, речевой слух; учить детей пользоваться интонационными средствами выразительности. Способствовать четкому и ясному произношению звуков в словах и фразовой речи, предупреждать закрепление неправильного произношения трудных звуков
  • обогащать, уточнять и активизировать словарь, характеризующий разнообразный и многоликий мир ближайшего детям окружения
  • помогать ребенку избавляться от многочисленных лексических ошибок, ошибок в согласовании слов в предложении; обогащать речь детей за счет присвоения новых грамматических форм, почерпнутых из речи педагогов.

В результате такой образовательной деятельности речь ребенка освобождается от той конкретной ситуации, в которой она находилась. Она становится внеситуативной, доля правильной речи увеличивается. Изменяется отражаемое в речи содержание.

Продолжается совершенствоваться звуковая сторона речи. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сенсорные звуки. Развивается фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов, в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют почти все части речи, активно занимаются словотворчеством.

Богаче становится лексика: Активно используются антонимы и синонимы, прилагательные, обобщающие существительные. Дети более свободно могут общаться на русском языке, могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали. В результате правильно организованной образовательной работы у детей развивается диалогическая и некоторые виды монологической речи.

Просмотров: 424
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие речи детей дошкольного возраста




Другие новости по теме:

  • Светлана Салова. Интонационная выразительность речи как средство развития интегративного качества 'Эмоционально-отзывчивый' у детей дошкольниго возраста с общим недоразвитием речи
  • Леонова Наталья Юрьевна. Игры для развития слухового внимания детей 4-5 лет «Фонематический слух – основа правильной речи»
  • Леонова Наталья Юрьевна. Мастер-класс для родителей по развитию речи дошкольников «Игровая деятельность как средство коммуникации и развития речи дошкольников»
  • Федотова Евгения Сергеевна. Конспект ООД ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ «Звуковая культура речи: звук «Ш»» для детей средней группы 4-5 лет
  • Калинина Юлия Николаевна. Театрализованная деятельность как средство развития связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи
  • Никишова Елена Ивановна. Театрализованная деятельность как средство коррекции речи детей с общим недоразвитием речи.
  • Дымчан Ольга Сергеевна. Театрализованная игра как средство формирования речи детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи
  • Паншина Татьяна. «Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья» (дети-инвалиды дошкольного возраста, занимающиеся на дому)
  • Морозова Татьяна Алексеевна. Проект 'Моделирование как средство формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня'
  • Половинкина Ирина Евгеньевна. Авторская книга «Сказочка-развивалочка» как обучающий фактор для развития речи воспитанников дома ребенка
  • Алексеенко Татьяна Анатольевна. Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: Звуковая культура речи (проверочное).
  • Кулакова Елизавета Юрьевна. Основные возрастные тенденции развития речи в дошкольном возрасте. Логопедическое сопровождение процесса становления и совершенствования речи у детей в детском саду.
  • Шапошникова Наталья Владимировна. Воспитание звуковой культуры речи — одно из основных задач развития речи дошкольного возраста.
  • Алена Ильинична Зюзина. Использование пиктограмм для развития связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи
  • Хохлова Елена Юрьевна. Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи «Осеннее путешествие»
  • Минакова Елена Николаевна. Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей логопедической группы 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи (заикание и общее недоразвитие речи) Тема: «Что у Осени в лукошке?»
  • Безрукова Ольга Федоровна. «Методические разработки по развитию связной речи на этапе автоматизации поставленных звуков у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития».
  • Пушкарева Ольга Сергеевна. Конспекты занятий по активизации и обогащению речи ребенка 4,5 лет с тяжелым нарушением речи
  • Икрянникова Елена Николаевна. «Фонематический слух – основа правильной речи»
  • Бражникова Алла Валериевна. Применение электронных образовательных ресурсов в работе по развитию речи и памяти детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) в условиях реализации ФГОС ДО.
  • Кожевникова Марина Юрьевна. Особенности грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
  • Ирина Юрьевна Зайцева. Методические рекомендации по проекту «МАЛЫЕ ФОРМЫ ФОЛЬКЛОРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ И ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР»
  • Бояринцева А. В.. РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ЧЕРЕЗ СКАЗКОТЕРАПИЮ
  • Ольга Ловикова. Малые формы фольклора как средство развития выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста
  • Болотова Наталья Викторовна. «Пальчиковая гимнастика как средство развития речи для детей дошкольного возраста»
  • Топильская Светлана Михайловна. Опыт работы «Информационно-коммуникационные технологии как средство развития речи дошкольников, создание мультипликационного мультфильма с детьми».
  • Фещенко Светлана Владимировна Хохрина Татьяна Валентиновна. Мастер-класс для родителей «Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи, через народные игрушки и игры»
  • Лисенкова Светлана Александровна. ВЛИЯНИЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
  • Прокопенко Татьяна Петровна. Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе, как средство развития речи
  • Беленогова Светлана Алексеевна. «Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня старшего дошкольного возраста посредством описательного рассказа»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь