Икрянникова Елена Николаевна. «Фонематический слух – основа правильной речи»

«Фонематический слух – основа правильной речи»

Учитель — логопед МДОУ ИРМО «Хомутовский детский сад № 2» Икрянникова Е.Н.

Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь). Это умение называется фонематическим слухом.

Теория и практика логопедической работы убедительно доказывают, что развитие фонематических процессов положительно влияет на становление всей речевой системы в целом. Бесспорна взаимосвязь развития фонематического восприятия не только с фонетической, но и с лексико – грамматической стороной речи.

Маленький ребенок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но его можно этому научить. Особенно необходимо развивать фонематический слух детям с речевыми проблемами. Порой ребенок просто не замечает, что он неправильно произносит звуки. Наша цель — научить его слушать и слышать. Сделать это можно посредством игры. Первоначально необходимо развивать у ребенка слуховое внимание: внимание к звукам природы, различным шумам, звукам, которые издают животные и птицы, звукам музыкальных инструментов, а затем уже – внимание к звукам речи.

 

Систематически играя с дошкольником в предложенные игры, вы вскоре заметите, что ребенок начал слышать себя, свою речь, что он пытается найти правильную артикуляцию звука, исправить дефектное произношение.

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ

«Отгадай, что звучит» взрослый за спиной у ребенка звенит бубном, звенит в колокольчик, шуршит бумагой и предлагает ребенку отгадать, каким предметом произведен звук. Звуки должны быть ясными и контрастными, чтобы ребенок мог их угадать, сидя спиной к взрослому.

«Угадай, что делать» ребенку дают в руки два флажка. Если взрослый громко звенит бубном, ребенок поднимает флажки вверх, если тихо –держит руки на коленях. Чередовать громкое и тихое звучание бубна рекомендуется не более 4 раз.

«Где позвонили?» ребенок закрывает глаза, а взрослый тихо встает слева, справа, позади малыша и звонит в колокольчик. Ребенок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук. После правильного ответа он открывает глаза, а взрослый поднимает и показывает колокольчик. Если ребенок ошибся, то отгадывает еще раз. Игру повторяют 4-5 раз.

«Угадай, кто сказал» ребенка предварительно знакомят со сказкой «Три медведя». Затем взрослый произносит фразы из текста, меняя высоту голоса, подражая или Мишутке, или Настасье Петровне, или Михайло Ивановичу. Ребенок показывает соответствующую картинку или называет героя. Рекомендуется нарушать последовательность высказываний персонажей, имеющуюся в сказке.

ИГРЫ СО ЗВУКАМИ

«Назови звук» взрослый называет слова и выделяет в них один звук: громче или дольше его произносит. Ребенок должен назвать только этот, выделенный, звук. Например, «матрррешка» — ребенок говорит: Рь; «молллоко» — Л; «ссссамолет» — С.

«Поймай звук» взрослый говорит, что сейчас ребенок будет «ловить» звук, т.е. хлопать в ладошки, например, когда услышит только звук «З». Взрослый произносит ряд разных звуков, а ребенок должен хлопнуть – поймать только звук «З».

«Назови первый звук слова» у взрослого набор картинок, ребенок называет картинки. Затем взрослый говорит: «Я расскажу тебе тайну: у каждого слова есть первый звук, с которого оно начинается. Послушай, как я назову предмет и выделю в нем первый звук: «облако» — о; «мама» — м; «аист» — а и т.д.». Затем первый звук выделяет ребенок. Начинать нужно всегда со слов, у которых в начале находится ударный гласный звук.

«Какой звук заблудился?» взрослый предлагает ребенку отгадать, какой звук «заблудился» и исправить ошибку – сказать правильно.

Вот колючий, серый ешик…

На крылечке сидит кожечка…

На листик села красивая стрекоса…

Мама намазала хлеб мазлом…

Придумывание слов на заданный звук. «Давай с тобой соревноваться: кто назовет больше слов, начинающих (заканчивающихся) на звук А» и т.п.

Определи место звука в слове. Какой первый звук в слове «утка»? Последний звук в слове «кенгуру»? Место звука У в слове «паучок» (в начале, середине или конце слова)?

Желаем успехов!

Просмотров: 552
Категория: По направлениям » Для детского сада » Занятия по логопедии




Другие новости по теме:

  • Андреенко Татьяна Александровна. ПРОГРАММА «ОПТИМИЗАЦИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СИСТЕМАХ «РЕБЕНОК-РЕБЕНОК», «РЕБЕНОК-ВЗРОСЛЫЙ»
  • Сошникова Лариса Валериевна. Цикл занятий для подготовительной к школе группы. Звук «с» и звук «з».
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Главный Редактор. Должен ли быть ребенок послушным или как сохранить его любовь?
  • Кошелева Светлана Александровна. «А Ваш ребёнок произносит звук «Р»?
  • Екатерина Киракосян. Работа с семьей в центре игровой поддержки ребенка как возможность укрепления взаимодействия в диаде ребенок раннего возраста-значимый взрослый в рамках подходов отечественной культурно-исторической психологии
  • Редактор. Что должен уметь делать ребенок в 3–4 месяца?
  • Воронина Лариса Павловна. Что делать если ваш ребенок Левша?
  • Приймак Наталья Николаевна. Что делать, если ребенок дошкольного возраста берет чужое?
  • Нечаева Ярославна Михайловна. Буклет 'Что должен знать ребенок 4-5 лет?'
  • Полякова Наталья Ярославовна. Учим ребенка правильно произносить звук [С]
  • Шаповал Галина Германовна. Советы и рекомендации для заботливых родителей «Что делать, если ребенок кусает других детей?»
  • Федорова Елена Сергеевна. Тема: Обучающая игра — тренажёр «Миша учит Машу правильно произносить звук Ш. Постановка и автоматизация звука Ш».
  • Седова Дарья Сергеевна. Статья и мастер-класс по теме: «Поющий ребенок – здоровый ребенок»
  • Гулау Светлана Михайловна. Конспект родительского собрания для средней группы «Что должен знать и уметь ребенок 4 – 5 лет»
  • Киселева Ольга Михайловна. Конспект НОД по формированию фонетической стороны речи Тема: Звук “Д”.
  • Бирюкова Маргарита Ивановна. Родительское собрание в старшей группе «Что должен знать и уметь ребенок дошкольного возраста (5-6 лет).»
  • Даутова Елена Николаевна. Конспект ОД по звуковой культуре речи в средней группе, звук Ч.
  • Демиденко Татьяна Романовна. Непосредственно организованная образовательная деятельность Тема: Звук [Ч], буква Ч. (Этап автоматизации звука [Ч])
  • Редактор. Авторитет взрослого или непослушный ребенок
  • Юлия Кодинцева. Развитие речевого восприятия Звук (у). Буква У у
  • Мудракова Наталья Владимировна. Презентация по развитию речи во 2 младшей группе 'Звук 'П'
  • Дорогая Ирина Валерьевна. Конспект индивидуального логопедического занятия Тема: «Звук Р. Автоматизация у ребенка с дизартрией»
  • Васильева Сахаяна Петровна. Конспект занятия по развитию речи Тема: 'Звук и буква Э'
  • Арсеньева Галина Алексеевна. Занятие по развитию речи в старшей группе «Звук и буква У»
  • Журавлева Светлана Александровна. Родительские собрания. Нормы речи. Правильно ли говорит ваш ребенок?
  • Горобец Елена Валерьевна. Звук и буква «Х»
  • Атабаева Мадина Тимуровна. ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК. ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ ДЛЯ НЕГО РОДИТЕЛИ?
  • Фурцева Татьяна Александровна. Тема: звук [А].
  • Зотеева Елена Юрьевна. Звук и буква «З» обучение грамоте.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь