4 ПСИХИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ

Ответ на этот вопрос достаточно ясен. Во-первых, наше представление о психических процессах станет до нелепости примитивным, а во-вторых, мы будем с преувеличенным вниманием относиться к вторичным механизмам; мы будем игнорировать первичные психические силы и низводить конфликт на уровень сознания; мы будем игнорировать те поистине поразительные достижения модификации влечений, которые происходят в детском возрасте; и мы откажемся использовать концепции защитных механизмов и инстинктивных барьеров, благодаря которым можно различить функционирование бессознательного и предсознания. Недостаточно вслед за Юнгом заявить, что любая человеческая деятельность есть психическая энергия, назвать эту энергию либидо и добавить, что эта энергия перетекает в различных направлениях. Преувеличивать значение вторичных механизмов компенсации до такой степени, что они оказываются унаследованной чертой, управляющей всеми взаимоотношениями внутри психики — это безусловный абсурд. Не меньший абсурд — предполагать наличие автоматически действующей системы антитез для объяснения явлений, причина которых, в конечном счете — существование бессознательного конфликта. А говорить, что существующие в сознании тенденции и его конечные продукты имеют такую же «ценность», как и первичные бессознательные механизмы и силы — значит, ставить динамическую психологию с ног на голову. Ибо если согласиться, к чему время от времени склоняется и Юнг, что поведение человека — это, в сущности, компромисс между его внутренними влечениями и условиями, которые диктует ему действительность внешнего мира, то нельзя одновременно утверждать, что компромисс обладает такой же ведущей или направляющей силой, что и породившие его борющиеся стихии. Наблюдая за упорными попытками Юнга сохранить это вопиющее противоречие, легко можно понять, почему он так старался постулировать наличие монистической психической энергии и удержать, закрыть ее в рамках замкнутой системы. Дело в том, что, в конечном счете, его динамическая психология сводится к следующим утверждениям: психическая деятельность — это энергия, энергия энергична и она сама себя регулирует.
Пожалуй, настала пора обобщить те выводы, к которым мы пришли, анализируя юнговскую теорию психики, и в то же время указать на ее общую связь с теорией Фрейда. Вкратце эти выводы можно выразить так: у нас нет доказательств, что Юнг сумел постичь природу бессознательных процессов; хотя он называет себя приверженцем динамической психологии, оснований для этого у него чрезвычайно маю, не больше, чем у любого сторонника «психологии сознания» или «классического» психолога; более того, вся его система на самом деле и построена на сознательных и описательных критериях. Другими словами, ларчик юнговской психологии открывается просто: Юнг — сторонник психологии сознания, только и всего. О том, что общего у этой психологии с фрейдовской психологией, достаточно сказать одно — у них нет почти ничего общего. Направленность теорий Юнга, главным образом подразумеваемая, но иногда и выражающаяся открыто, следующая: доказать, что совершенное Фрейдом открытие бессознательного и законов, регулирующих его функционирование, либо совершенно ложно, либо совершенно не нужно. Вне зависимости от того, понимает это Юнг или нет, это его всепоглощающая страсть.
Ярому антифрейдисту этот последний вывод может показаться желанным апофеозом; однако неподготовленному читателю, который, как все стихийные эклектики, хочет выглядеть объективным и в то же время взять лучшее из обеих школ, может показаться непонятным, почему вывод из непримиримых разногласий между психологическими учениями Фрейда и Юнга именно таков. Чтобы объяснить нашу позицию, допустим на время, что юнговские теории верны. Что из этого следует? Фрейдовское Бессознательное исчезает, уступая место непредсказуемому конституционному фактору (так называемому Коллективному Бессознательному и его Архетипам). Это нужно понимать со всей однозначностью. Юнговское Личное Бессознательное не имеет ни малейшего сходства с описанной Фрейдом бессознательной системой. Несколько ничего не значащих слов о вытеснении в бессознательное не в силах изменить ситуацию. Вытеснение в бессознательное является в юнговской системе чужеродным элементом. Фактически Юнг приблизился к фрейдовскому бессознательному не более, чем Жане, чье феноменологическое описание «подсознания» вместе с выдвинутыми им концепциями «психического давления» и «молярной диссоциации»* (Изучая явления истерии, Жане заключил, что сознание можно разделить на два или более потока, причем диссоциированное течение не воспринимается и не контролируется основным потоком сознания. Это подразумевает, по его мнению, наличие (феноменологического) подсознания. Обратившись к исследованию других, неистерических неврозов, которые он объединил под общим названием «психастения», Жане утверждал, что причиной их является нарушение нормальной интеграции психических процессов. При психастении диссоциация носит молекулярный характер, а при истерии — молярный. Как молекулярная, так и молярная диссоциации происходят, по мнению Жане, из-за понижения уровня психологического давления, который у нормальных людей обеспечивает эффективную интеграцию. Однако психические процессы, которые, согласно Жане, происходят в подсознании, обладают всеми характеристиками обычных сознательных процессов, если не считать интеграции с основным потоком. Таким образом, описанное Жане подсознание — это понятие, совершенно отличное от фрейдовской концепции динамической бессознательной системы) вполне соответствуют теоретическим требованиям Юнга. Ловушка захлопнулась, и выхода нет. Если Юнг прав, бессознательное должно быть отвергнуто, а вместе с ним — и вытеснение. Поскольку таким образом барьеры между бессознательным и сознанием разрушаются, понятие бессознательного конфликта также должно исчезнуть. Сознание снова, как до Фрейда, начинает считаться единственной сферой психики. Во всяком случае, «психика» для Юнга является интеллектуальной функцией.
Однако и это еще не все. Тому, кто утверждает, что руководящие функции сознания все-таки преобладают, и возвращается к старому, академическому, одномерному взгляду на психику, необходимо загладить любые существенные различия между разновидностями и источниками психической энергии. И вот один удар — и описанные ценой таких трудов различия между основными влечениями, а также изменения, которые они претерпевают, уничтожаются. Детская сексуальность должна исчезнуть. Обладать сексуальностью вновь, как в дофрейдовскис времена, позволено только взрослым. А вместе с детской сексуальностью и ее сложным влиянием на любовь и ненависть внутри семьи исчезает к «перенос» — особая разновидность бессознательного перемещения из детской жизни в «терапевтическую ситуацию», которая впервые позволила нам проникнуть в природу психотерапии. Вместо этого мы должны оперировать понятием «жизненной силы» (ulап vital), которое не позволяет нам обнаружить какие-либо существенные различия между видами психической деятельности. Итак, если бы потребовалось найти нечто, являющееся прямой противоположностью фрейдовской концепции бессознательною конфликта, юнговская концепция психики как замкнутой системы, регулируемой многочисленными, автоматически действующими законами оппозиций и компенсаций, подошла бы как нельзя лучше
Бессознательное, детская сексуальность, вытеснение, конфликт и перенос; эти понятия, по словам Т. У. Митчелла, одного из самых мудрых и здравомыслящих британских психологов, «представляются основополагающими понятиями психоанализа, и о всяком, кто согласен с их существованием, можно сказать, что он согласен с учением о психоанализе». Однако именно эти понятия необходимо отбросить, если мы соглашаемся принять учение Юнга. Вместе с ними мы должны также отбросить бессознательное эго, бессознательную совесть и основы характера. Короче говоря, мы должны отбросить детскую психологию. Мы должны забыть, что ребенок — это отец взрослого вместо этого нам предлагают помнить, что Коллективное Бессознательное — это и отец и мать Взрослою Человека, который, по видимому, выскакивает на сцену жизни уже во всеоружии своего ума и со множеством автоматических и унаследованных механизмов наизготовку.«3 ПСИХИЧЕСКАЯ ЭНЕРГИЯ   Вверх   5 ХАРАКТЕР И СОЗНАНИЕ»
Просмотров: 6999
Категория: Библиотека » Постъюнгианство






Другие новости по теме:

  • 3 ПСИХИЧЕСКАЯ ЭНЕРГИЯ
  • 9. Фанни Боудич Кац: "Анализ — это религия"
  • I Введение. Бессознательное и его язык
  • II. ВНУТРЕННЯЯ ЖИЗНЬ: БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ КАК ПЕРЕЖИВАНИЕ
  • III. ВНУТРЕННИЙ МРАК: БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ КАК ПРОБЛЕМА МОРАЛИ
  • V ЛИЧНОЕ И СВЕРХЛИЧНОЕ, ИЛИ КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ
  • VII АРХЕТИПЫ КОЛЛЕКТИВНОГО БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО
  • А. А. Леонтьев БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ И АРХЕТИПЫ КАК ОСНОВА ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТИ
  • Глава 1. История болезни как беллетристика — Встреча с Фрейдом
  • Глава 3. Что нужно душе — Представление Адлера о неполноценности
  • Джоан Чодороу "Тело как символ: Танец и движение в аналитической терапии"
  • Дуранина Нина Викторовна "Структурированный танец как средство гармонизации психических состояний и отношений"
  • Карл Густав Юнг "Концепция коллективного бессознательного"
  • Карл Густав Юнг "Различия между восточным и западным мышлением"
  • Карл Густав Юнг "Человек и его символы"
  • Мария Луиза фон Франц. "Что происходит, когда мы интерпретируем сновидения?"
  • Пол Кюглер. Психические образы как мост между субъектом и объектом
  • Полли Янг-Айзендрат. Пол и контрсексуальность: вклад Юнга и его последователей
  • Эдвард Гловер «Фрейд или Юнг»
  • Юнг К.Г. "Сознание, бессознательное и индивидуация"
  • Юнг Карл Густав Психоз и его содержание
  • Юнг Карл Густав. Значение аналитической психологии для воспитания
  • Юнг Карл Густав. К психологии и патологии так называемых оккультных феноменов.
  • Юнг Карл Густав. Либидо, его метаморфозы и символы
  • Юнг Карл Густав. НЛО как предмет слухов
  • Юнг Карл Густав. О психологии бессознательного
  • Юнг Карл Густав. Об архетипах коллективного бессознательного"
  • Юнг Карл Густав. ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ Я (ЭГО) И БЕССОЗНАТЕЛЬНЫМ
  • Юнг, Карл Густав "Зигмунд Фрейд как культурно-историческое явление"
  • Юнг, Карл Густав "Значение бессознательного для индивидуального воспитания"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь