4 ПСИХИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ

Единственное различие между этими движениями и движениями, описанными Юнгом под названиями «экстравертированность» и «интровертированность», заключается в том, что Юнг полагает, будто интровертированная и экстравертированная энергия движутся взад и вперед между личностью и не-личностью, между субъектом и объектом. Однако с психодинамической точки зрения так называемый реальный мир — это коллекция объектов влечений, цель для импульсов индивидуума и в то же время препятствие для их удовлетворения; а так называемый уход от реальности — не более чем уход инстинктивной энергии от ее внешних объектов, в результате чего происходит перераспределение психической энергии внутри эго. Но если Фрейд был готов в каждом конкретном случае точно указать природу влечения и природу объекта, а для взрослых, кроме того, объяснить, какие сформировавшиеся в детстве бессознательные механизмы модифицируют взаимоотношения взрослого субъекта с их объектами, Юнг, постулируя наличие монистической жизненной силы (юнговского либидо), принес эти различия в жертву простому перемещению немодифицированной энергии между взрослым индивидуумом и внешним миром. Кроме того, постулировать наличие взаимосвязи между энергиями Коллективного Бессознательного и энергиями, имеющимися в распоряжении эго-сознания — это означает не только свести энергию лишь к сознательному уровню, но и свести к сознательному уровню саму концепцию конфликта. Либидо или неприкаянно бродит туда-сюда, или, в тех случаях, когда оно стремится к более бурному выражению, ничто не может предотвратить его разрядку, кроме некоей уравновешивающей силы, направляемой сознанием. Другими словами, энергия, мобилизуемая для компенсации излишков жизненной силы (elan vital) — это сама же жизненная сила. Радость жизни находится под контролем у радости жизни. Неудивительно, что такие попытки зачастую тщетны и кончаются срывом.
Изучение юнговской концепции интровертированности, однако, является удобной отправной точкой для выделения чисто юнговских идей психодинамики. Как мы уже увидели, отказавшись от фундаментальных теорий Фрейда, Юнг тем самым лишил себя права использовать динамические концепции, применяемые Фрейдом. Хотя концепция интровертированности, по всей видимости, была первоначально выведена из фрейдовской теории перетекания инстинктивной энергии, произведенная Юнгом дальнейшая разработка этой концепции дает некоторое понятие о его собственных теориях. Их средоточием является одно главное допущение, а именно — что психической деятельностью управляет неизбежная комплементар-ность. «Энергия необходимо предполагает... предсуществующие антитезы, без которых энергии не может быть вовсе... Все живое суть энергия и, следовательно, основано на антитезе... Процесс выравнивания, который не представляет собой ничего, кроме энергии...» Далее, согласно Юнгу, «психика является саморегулирующейся системой», а значит, проблема противоположностей — это «закон, изначально присущий человеческой природе». Все психические функции, от сознательных установок и эмоций до тенденции в коллективном бессознательном, и все взаимодействия между Сознанием и Коллективным Бессознательным суть последовательные антитезы, функция которых комплементарна или компенсаторна. А поскольку вся психика представляет собой замкнутую систему, увеличение количества энергии в одной ее части и системе вызывает уменьшение ее количества в комплементарной части или системе, а иногда и в той же самой части или системе. Энергия перемещаема и трансформируема от одного полюса оппозиции к другому непосредственным волевым актом. Однако в другом месте нам заявляют, что это изменение происходит автоматически, когда, как пишет Якоби, «наличествует разность потенциалов — психологически выражающаяся в парах противоположностей». Несмотря на то, что движе кие энергии происходит автоматически (будучи в то же время подвержено влиянию сознательного волевого действия), это движение также направляется в сторону либо в прогрессии, либо регрессии. Движение в сторону прогрессии инициируется сознанием и дает возможность сознательной адаптации к сознательным требованиям жизни; движение в сторону регрессии происходит, когда из-за срыва сознательной адаптации на пути потока энергии возникает преграда, что приводит к тому, что содержание Коллективного Бессознательного становится избыточным. Впрочем, некоторая регресия, а также не полная удача сознательной внешней адаптации априорно необходимы, чтобы осуществить внутреннюю адаптацию, т. е. адаптацию к бессознательным системам. Когда эта адаптация происходит, равновесие восстанавливается, а сознание обогащается благодаря мобилизации целительных образов и символов Коллективного Бессознательного; они действуют как «трансформаторы энергии» в сознании, пресекают дальнейшую регрессию и снова приводят к прогрессивному движению (движению сознательной адаптации). Если регрессивное движение не удается пресечь, Коллективное Бессознательное переполняется жизненной силой (elan vital), что приводит к неврозам и психозам. С другой стороны, сбалансированное распределение сил привело бы к «совершенному застою», что бы это ни означало. «Психологическая машина, трансформирующая энергию — это символ», — говорит Юнг. Помимо способности к движению во времени, энергия обладает ценностью (интенсивностью), которая ассоциируется с образом, в свою очередь создаваемым фантазией из материала Коллективного Бессознательного. Эта творческая фантазия определяет содержание значения, которое определяется констелляцией (контекстом), в котором появляется образ; так что констелляция— это тоже мера ценности. Однако в другом месте Юнг описывает тот же предмет по-другому. Внутренний образ — это сложный фактор, «цельный продукт, имеющий собственное автономное предназначение... это концентрированное выражение всей психической ситуации, а не только и даже не столько одних лишь бессознательных элементов... это выражение ситуации, имеющей место в данный момент как в сознании, так и в бессознательном». Поэтому его значение может быть производным только от «взаимоотношений» бессознательного и сознания.
Если мы теперь вспомним, что либидо, согласно Юнгу, само по себе является выражением ценности психических процессов, то будет не совсем понятно, почему ценность вдруг оказалась второй характеристикой динамического процесса, который сам по себе и есть психическая энергия или либидо. Более того, если, как утверждает Юнг, перемещения либидо, будь то прогрессивные или регрессивные, интровертированные или экстравертированные, являются взаимосвязанными и комплементарными, и если отношения между сознанием и бессознательным строятся на взаимной и компенсаторной основе, нам не только не представляется возможным как-то измерить ценность, психическую энергию или либидо, но и различия между экстравертированностью и интровертированностью становятся весьма туманными. С другой стороны, если такие понятия, как факторы взаимности и компенсаторности, принять всерьез, мы должны согласиться, что ценности сознательной и бессознательной систем должны быть равны. Почему же тогда прогрессивная тенденция должна быть чисто сознательной функцией? Не должно ли Коллективное Бессознательное по определению стимулировать прогрессивное движение? Не является ли оно хранилищем определяющих склонностей, накопившихся за миллионнолетнюю историю филогенеза? И куда же, кстати, делось тогда вечно бессознательное ядро этого Коллективного Бессознательного; можно ли говорить об его полной автономии? Нам говорят: целостность и порядок Коллективного Бессознательного, в отличие от сознания, существуют независимо от нас и недоступны нашему влиянию; его центры и силовые поля формируют архетипы; они представляют собой Непосредственную Психическую Реальность, которая потенциально опасна для индивидуума. Правда, нам также говорят, что Бессознательное — это нечто природное, стоящее вне моральных, эстетических и интеллектуальных оценок, и что оно становится опасным лишь тогда, когда наша сознательная установка по отношению к нему становится безнадежно ложной. Оно может стать взрывоопасным из-за вытеснения, причиной которого являются «трусливые или самодостаточные сознательные взгляды» (sic!) В этом случае ложная установка, безусловно, является не взаимной или компенсаторной, но антагонистичной; и конечно же, если бы закон взаимовлияния соблюдался, эта опасная тенденция Бессознательного обеспечивала бы стабильность Сознания. Далее, если энергию можно изменить непосредственно волевым действием (а следует напомнить, что воля, по Юнгу — это не инстинктивное проявление), то становится непонятным, почему одна из тенденций, будь то прогрессивная или регрессивная, должна преобладать над противоположной.
Однако пытаться обнаружить в построениях Юнга какую-то логику столь же бессмысленно, сколь и утомительно. Целесообразнее будет игнорировать те ею противоречия, причиной которых, по-видимому, является застарелая неряшливость мышления, и спросить, куда мы придем, если согласимся с общими динамическими формулировками Юнга.
Просмотров: 6997
Категория: Библиотека » Постъюнгианство






Другие новости по теме:

  • 3 ПСИХИЧЕСКАЯ ЭНЕРГИЯ
  • 9. Фанни Боудич Кац: "Анализ — это религия"
  • I Введение. Бессознательное и его язык
  • II. ВНУТРЕННЯЯ ЖИЗНЬ: БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ КАК ПЕРЕЖИВАНИЕ
  • III. ВНУТРЕННИЙ МРАК: БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ КАК ПРОБЛЕМА МОРАЛИ
  • V ЛИЧНОЕ И СВЕРХЛИЧНОЕ, ИЛИ КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ
  • VII АРХЕТИПЫ КОЛЛЕКТИВНОГО БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО
  • А. А. Леонтьев БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ И АРХЕТИПЫ КАК ОСНОВА ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТИ
  • Глава 1. История болезни как беллетристика — Встреча с Фрейдом
  • Глава 3. Что нужно душе — Представление Адлера о неполноценности
  • Джоан Чодороу "Тело как символ: Танец и движение в аналитической терапии"
  • Дуранина Нина Викторовна "Структурированный танец как средство гармонизации психических состояний и отношений"
  • Карл Густав Юнг "Концепция коллективного бессознательного"
  • Карл Густав Юнг "Различия между восточным и западным мышлением"
  • Карл Густав Юнг "Человек и его символы"
  • Мария Луиза фон Франц. "Что происходит, когда мы интерпретируем сновидения?"
  • Пол Кюглер. Психические образы как мост между субъектом и объектом
  • Полли Янг-Айзендрат. Пол и контрсексуальность: вклад Юнга и его последователей
  • Эдвард Гловер «Фрейд или Юнг»
  • Юнг К.Г. "Сознание, бессознательное и индивидуация"
  • Юнг Карл Густав Психоз и его содержание
  • Юнг Карл Густав. Значение аналитической психологии для воспитания
  • Юнг Карл Густав. К психологии и патологии так называемых оккультных феноменов.
  • Юнг Карл Густав. Либидо, его метаморфозы и символы
  • Юнг Карл Густав. НЛО как предмет слухов
  • Юнг Карл Густав. О психологии бессознательного
  • Юнг Карл Густав. Об архетипах коллективного бессознательного"
  • Юнг Карл Густав. ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ Я (ЭГО) И БЕССОЗНАТЕЛЬНЫМ
  • Юнг, Карл Густав "Зигмунд Фрейд как культурно-историческое явление"
  • Юнг, Карл Густав "Значение бессознательного для индивидуального воспитания"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь