3 ПСИХИЧЕСКАЯ ЭНЕРГИЯ

Никогда не будет лишним напомнить, что тот раздел психоаналитических знаний о
функционировании психики, который Фрейд позже назвал «метапсихологией», был получен благодаря применению трех различных методов концептуального изучения: структурного или топографического, динамического и «экономического». Ни одно психическое явление невозможно удовлетворительно понять, не обработав этими тремя методами данные наблюдений и интроспекции. Всякий, кто полагает, будто в структурном плане психика — это аппарат или инструмент, обязан допустить или по крайней мере предположить, что существует психическая энергия, которая приводит этот аппарат в движение. А едва он сделает такое допущение, перед ним встает необходимость описать механизмы, посредством которых эта энергия распространяется по различным системам, из которых состоит психический аппарат. Этот вывод накладывает на любого, кто берется формулировать концепцию психической энергии, определенные условия. Дело в том, что, хотя осторожность и принцип «экономии мышления» «бритва Оккама» требуют, чтобы понятие психической энергии описывалось в самых общих выражениях, это описание в то же время должно быть достаточно подробным, чтобы объяснять различия в функционировании психики.
Постулировать, как некоторые психологи, существование до сотни первичных инстинктов, — значит сводить психодинамику к салонной игре; в равной мере бессмысленно отказываться проводить какие-либо различия между первичными инстинктами. Даже термины, используемые для обозначения психической энергии, должны соответствовать этому условию. Можно описывать психическую энергию как elan vital *(жизненный порыв. — франц). или Божий дух, можно также прибегнуть к бесстрастному символу и говорить о некоей ?-энергии, однако полезность принятого термина будет в конце концов зависеть от того света, который он проливает как на соматические, так и на психические функции человека.
Едва ли сопоставление или противопоставление концепций психической энергии, используемых Фрейдом и Юнгом, окажется полезным, если не иметь в виду историческое развитие каждой из этих концепций. Зачастую фрейдистские теории порицают за то, что они были разработаны на основе изучения психических аномалий. Однако если оглянуться на историю психоанализа, станет ясно: без совершенного Фрейдом открытия бессознательного конфликта — конфликта достаточно ожесточенного, чтобы порождать психические заболевания, — динамическая психология оказалось бы мертворожденной наукой или во всяком случае не продвинулась бы дальше стадии описаний, выполнявшихся, например, Мак-Дугалом. На основе анализа бессознательного конфликта, являющегося причиной психоневрозов, Фрейд совершил открытие, заключающееся в том, что сексуальные влечения не появляются, как считалось ранее, в период полового созревания. Их наличие можно обнаружить уже в младенческом возрасте, когда они заключают в себе ряд примитивных сексуальных компонентов, связанных с различными «эрогенными» зонами тела, например, оральной, анальной, кожной и (инфантильно) генитальной. Эти инстинктивные компоненты поначалу не упорядочены, и лишь впоследствии устанавливается примат генитальных импульсов. Согласно данным наблюдений, эти детские компоненты сексуальности могут сочетаться с агрессивными и деструктивными импульсами, которые являются источником различных форм садизма; они называются в зависимости от сексуального компонента, с которым связаны — например, оральный и анальный садизм. Выражаясь более популярным языком, Фрейд открыл, что в младенчестве и раннем детстве происходит стремительное развитие половых влечений. Они черпают энергию из разбросанных по всему телу источников и, если не считать те их компоненты, которые может удовлетворить тело самого ребенка, направлены на родителей или их важнейших заместителей. Стоит влечениям-компонентам перейти под начало генитальных зон ребенка, целью детской сексуальности становится достижение генитального удовлетворения, чьим объектом являются родители. Это характерно для эдиповской фазы развития, которая достигает своего пика между третьим и пятым годами жизни. Степень сознательного выражения этих кровосмесительных импульсов в мыслях, словах или действиях зависит отчасти от того, насколько родители стремятся подавить ранние сексуальные устремления ребенка, а отчасти от внутренних ограничений. Внутренние препятствия выражению половых влечений появляются, во-первых, вследствие бессознательного страха повреждения половых органов (наказания), и во-вторых, вследствие чувства вины, из-за ревности, зависти и ненависти, которые с неизбежностью сопровождают примитивные сексуальные устремления и следуют за их крушением.
Однако несмотря на открытие детского садизма и сексуального соперничества, направляющего этот садизм на родительские объекты, которые ребенок в то же время любит, на данном этапе исследований важность агрессивных влечений еще открыто не признавалась. Основой конфликта считалась противоположность целей половых влечений и целей неполовых (эго)-влечений, в том числе и в особенности импульсов самосохранения. Отчасти по этой причине внимание психоаналитиков было сосредоточено главным образом на формах сексуальной энергии, которые Фрейд обозначил термином либидо. Более тщательные исследования вскоре заставили расширить значение этого термина. Как оказалось, не только невозможно провести четкие различия между либидо, направленным на сексуальные объекты и либидо, которое может быть удовлетворено самостоятельно (автоэротические импульсы), но стало ясно, что в самом эго заложено изрядное количество либидо, которое не направляется на внешние объекты. В дальнейшем в это понятие нарциссического или эго-либидо было также включено либидо, окружающее органы тела как таковые, которое было названо органическим или телесным либидо. На этой стадии наступило временное затишье.
Отправной точкой следующего этапа развития фрейдовских теорий влечений было изучение эго-расстройств, наличествующих при различных формах душевных болезней. Такие проявления, как бред величия, и ранее указывали на то, что в регрессивном эго-расстройстве нарциссическое или эго-либидо играет жизненно важную роль; эти опухоли эго возникают из-за отвлечения либидо от внешних объектов, которое дает толчок патологическому увеличению нарциссического либидо. Ставший чрезмерным заряд либидо внутри эго возбуждает чувство собственного величия, которое может достигать степени бреда. Этот вывод был впоследствии подтвержден исследованиями травматических неврозов войны. Поверхностный наблюдатель может счесть военные неврозы следствием угрозы существованию индивидуума, имеющей место в условиях боя, однако при более тщательном анализе обнаруживается, что эти расстройства объясняются двумя специфическими факторами — во-первых, расстройством нарциссического либидо, вызванным военными травмами и, во-вторых, неспособностью индивидуума вынести мобилизацию агрессивных влечений, неразрывно связанную с военными условиями. Убедительные свидетельства о том, что нарушение распределения агрессивной энергии и нарциссического либидо явлется решающим фактором при возникновениях эго-расстройств, были получены и из другого источника. Проведенное Фрейдом исследование меланхолии, которая в основе своей является тяжелым заболеванием бессознательного, убедительно доказало: когда связанные с либидо отношения с предметным миром существенным образом расстроены, и когда имеет место отток либидо от предметов внешнего мира, происходит не только патологическое разрастание нарциссического либидо, но и высвобождение огромных количеств агрессивной энергии, справиться с которой психика не в состоянии. В нормальных условиях агрессивные импульсы, высвобождаемые таким образом, обращаются на самого себя и в большинстве своем канализируются в критическую деятельность бессознательной совести, хотя их агрессивность сдерживается наличием здорового нарциссизма. Болезненный нарциссизм меланхолика неспособен обеспечить такую защиту, в результате чего происходит снижение жизненно важной психической деятельности, степень которого может быть различной: от апатии до той стадии расстройства нарциссизма, когда направленная внутрь агрессия торжествует победу в акте самоубийства.
Углубление представления о психическом конфликте благодаря включению в него идеи баланса энергий либидо и агрессии, вынудило Фрейда пересмотреть свои прежние формулировки, касающиеся психодинамики, и он без колебаний взялся за выполнение этой задачи. Концепция специфических эго-инстинктов была отвергнута, а функции эго как «психического регулятора» расширены. Инстинкт самосохранения стал считаться представителем группы жизненных инстинктов, различающихся только степенью лабильности. Фундаментальная психологическая антитеза теперь фиксировалась не как антитеза между либидо и эго-инстинктами, а как противопоставление всех форм энергии либидо (эротических влечений — в том смысле, в котором слово «эрос» употребляется в «Пире» Платона) и влечений агрессии или разрушения. Чтобы придать своей теории большую стройность, Фрейд постулировал наличие влечения к смерти, наиболее очевидное проявление которого — агрессия, направленная либо против предметного мира, либо против эго.* (Неприятие сформулированной Фрейдом теории влечения к смерти возникло в немалой степени из-за неправильного понимания того смысла, в котором он использует термин «смерть». Логика динамической концепции влечений привела Фрейда к необходимости считать это влечение врожденным стремлением вернуться к предшествовавшему состоянию: таким образом, влечение к смерти — это присущее одушевленной материи стремление вернуться в неодушевленное состояние, а не, как зачастую считается, непосредственное желание индивидуума (эго) умереть.
Просмотров: 13152
Категория: Библиотека » Постъюнгианство






Другие новости по теме:

  • 15. Великая мать в наше время
  • 2 СТРУКТУРА ПСИХИКИ
  • 4. Религию может сменить только религия
  • D. Центроверсия и стадии жизни
  • VII АРХЕТИПЫ КОЛЛЕКТИВНОГО БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО
  • ВКЛАД К.Г.ЮНГА В СОВРЕМЕННОЕ СОЗНАНИЕ
  • Вер Герхард. Карл Густав Юнг (сам свидетельствующий о себе и о своей жизни)
  • Глава 2. Обиталище образов - Вклад Юнга в развитие принципа «познай себя»
  • Д. Шпир "ПСИХОЛОГИЯ ЮНГА" (отрывок)
  • Джозеф Кэмпбелл "Жизнеописание Карла Густава Юнга"
  • Карл Густав Юнг "Различия между восточным и западным мышлением"
  • Неоязыческая Швейцария из книги"Тайная жизнь К.Юнга"
  • ОЦЕНКА ФРЕЙДОВСКОЙ ТЕОРИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, РАЗВИТИЯ И СУЩНОСТИ РЕЛИГИИ
  • ПРИЛОЖЕНИЕ С. ОБЩАЯ ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ КЛИЕНТА В КОНТЕКСТЕ ЕГО ЖИЗНЕННЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ
  • Пол Кюглер. Психические образы как мост между субъектом и объектом
  • Полли Янг-Айзендрат. Пол и контрсексуальность: вклад Юнга и его последователей
  • Полная хронология жизни Юнга
  • Последний общий портрет семьи Маккормиков к книге "Тайная жизнь К. Юнга"
  • Предисловия Юнга
  • Ричард Нолл «Тайная жизнь Карла Юнга»
  • Розмари Гордон. Подход школы развития.
  • Случай Джоан: подходы школ развития, классической и архетипической
  • Фидас, "Сексуальная религия", к книге "Тайная жизнь К. Юнга"
  • Х. Томэ, Х.Кэхеле "Агрессия и деструктивность: по ту сторону мифологии влечений"
  • ЧАСТЬ IV ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕОРИИ СУПЕРВИЗИИ
  • Часть IV. Найти свои мифы: вспомнить и восстановить себя
  • Эстер Мак, Фарланд Соломон. Школа развития.
  • Юнг Карл Густав. Либидо, его метаморфозы и символы
  • Юнг Карл Густав. ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ Я (ЭГО) И БЕССОЗНАТЕЛЬНЫМ
  • Юнг, Карл Густав "Значение бессознательного для индивидуального воспитания"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь