III. Активное Воображение

Учитесь слушать

Заниматься Активным Воображением - это, прежде всего, означает "слушать" Не каждая беседа и не каждое общение с вашими "внутренними" личностями будет происходить посредством слов. Иногда, в ходе Активного Воображения, не раздается ни единого слова, а имеют место лишь действия, поступки и наблюдения. Это тоже беседа, хоть и немая. Впрочем, гораздо чаще в воображении, все-таки, звучат речи. В любом случае, мы должны научиться слушать.

Зачастую мы имеем дело только с теми частями нашего "я", которые возникают в нашем воображении в образе "врага" - носителя упрямства, невроза, вредной привычки, незрелости. Так их воспринимает наше эго. Но сейчас, если вместо привычной, длящейся всю нашу жизнь войны мы собираемся начать диалог, мы должны научиться слушать.

После стольких лет игнорирования этих частей нашего "я", после стольких лет отношения к ним как к "низменным" чертам нашей личности, мы начинаем к ним прислушиваться и обнаруживаем, что они могут сказать нам кое-что очень неприятное. Что ж тут удивляться, что какая-то внутренняя личность говорит мне, что в течение многих лет я был ужасным тираном и "заколачивал" в свое бессознательное точку зрения своего эго.

Нужно испытывать желание сказать. "Кто ты? У тебя есть, что сказать мне? Я тебя выслушаю. Говори хоть целый час. Говори на том языке, на каком хочешь, Я пришел сюда, чтобы тебя выслушать".

В большинстве случаев это требует от нас коренного пересмотра наших установок. Даже если вы оцениваете определенную часть вашего "я" как слабость, дефект, ужасное препятствие на пути к плодотворной жизни, вы все равно должны перестать относится к ней как к "отрицательному герою". Если вы начнете заниматься Активным Воображением, то должны будете прислушиваться к этому "низшему" существу так, словно его голос является голосом мудрости. Если ваша депрессия или слабость является к вам в персонифицированной форме, вы должны воздать ей почести как части вашего общего "я".

Да, это очень пугающая перспектива: вывести на трибуну свой комплекс неполноценности, свое чувство вины или свои угрызения совести и сказать: "У тебя есть все права. Ты знаешь то, чего не знаю или не понимаю я. Ты можешь говорить все, что хочешь, пока тебе это не надоест. Тебя будут слушать с уважением. И то, что ты скажешь, будет записано" Именно в этом и заключается подлинная сила Активного Воображения: мы учимся слушать тех, кого раньше заставляли молчать. Мы учимся благородству у тех, кому раньше отказывали в уважении.

Учитесь отвечать

После того, как мы научились слушать, мы должны также научиться и отвечать - передавать имеющуюся у нас информацию, высказывать свою точку зрения, защищать свои ценности.

Зачастую бывает так: человек научится слушать голос бессознательного, научится воспринимать его всерьез и впадает в другую крайность - приходит к выводу, что "эго ничего не знает". То есть имеет место тенденция воспринимать все слова внутренних фигур как истину в последней инстанции. Это - такой же глупый и однобокий подход, как предшествовавший ему эгоцентризм. Если эго нуждается в том, чтобы уравновесить свою точку зрения мнением бессознательного, то и бессознательное должно быть уравновешено установками осознающего разума.

Помните о следующем замечании Юнга: эго - это маленькая пробка, плавающая по поверхности огромного океана бессознательного. У нас часто возникает такое ощущение: мы чувствуем себя бутылочной пробкой, носящейся по океану жизни, отданной на волю подбрасывающих ее волн. Нам кажется, что от нас практически ничего не зависит.

Эту аналогию Юнг продолжил потрясающим заявлением, несмотря ни на что, пробка морально равна океану, потому что она обладает силой сознания! Хотя эго и мало, но оно обладает той особой силой, которую мы называем сознанием, и эта особая, сконцентрированная сила придает ему такую же необходимость, такую же силу, мощь, такую же ценность, какой обладает бесконечно богатое бессознательное. Маленькая пробка может разговаривать с океаном, у нее есть своя точка зрения, без которой невозможна эволюция сознания. Эго может на равных беседовать с бессознательным.

Способность эго к сознанию дает ему силу, право и, даже, обязанность - на равных соревноваться с великим бессознательным и вырабатывать общие ценности.

Не манипулируйте

Одно из наиболее важных правил фазы Активного Воображения состоит в том, чтобы никогда не работать по заранее написанному сценарию. Вы не должны знать, что произойдет до тех пор, пока это не случится.

Вы можете знать, как реагировать на ту или иную ситуацию, вы можете знать, что говорить той или иной личности, погружаясь в воображение, вы можете знать, что вы ищете. Но вы не можете знать, что собирается вам сказать "внутренняя" личность пока она вам это не скажет. Вы не можете знать, что собираются сделать "внутренние фигуры" пока они этого не сделают. Вы имеет право обращаться к вашей anima, к вашему animus или вашей "тени", но вы не можете писать за них их речи, и вы не имеет права руководить ими, если они появились в вашем воображении.

В своем лучшем проявлении, Активное Воображение - это жизнь, полная сюрпризов и неожиданностей. Мы не пишем плана или сценария. Мы просто начинаем и ждем, что будет дальше. Все, что спонтанно, бесконтрольно, непринужденно поднимается из глубин бессознательного, является материалом Активного Воображения.

Мы должны это усвоить абсолютно четко, поскольку сейчас существует великое множество систем, которые легко спутать с Активным Воображением, в то время как они не имеют с ним ничего общего. Основное же различие заключается в том, что они предусматривают написание сценария, то есть все определяется заранее.

Эти системы иногда называют "направленным воображением", "творческим воображением" или как-нибудь еще в том же духе. Всех их объединяет одна предопределенность происходящего. Вы заранее определяете, что должно произойти в вашем воображении. Эго определяет, что оно пытается выбраться из бессознательного, и подготавливает сценарий. Идея состоит в том, чтобы "запрограммировать" бессознательное на выполнение пожеланий эго.

Одна из этих систем утверждает, что главная цель воображения заключается в том, чтобы добиться того, чего ты хочешь. Вы закрываете глаза и представляете себе то, чего вам хочется: новую машину, новую должность, новый дом в сельской местности. И вы используете силу мысленного представления для того, чтобы получить эти вещи. Другая система направлена на то, чтобы человек посредством своего воображения смог превознести себя в собственных глазах. Вы представляете себя таким, каким вам хотелось бы быть - стройным, привлекательным, деловитым, полезным и т.д. Используя свое воображение, человек пытается стать той идеализированной личностью, какой его хочет видеть его эго.

Просмотров: 14956
Категория: Библиотека » Постъюнгианство






Другие новости по теме:

  • 4. Религию может сменить только религия
  • 9. Фанни Боудич Кац: "Анализ — это религия"
  • I Введение. Бессознательное и его язык
  • II. ВНУТРЕННЯЯ ЖИЗНЬ: БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ КАК ПЕРЕЖИВАНИЕ
  • III. ВНУТРЕННИЙ МРАК: БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ КАК ПРОБЛЕМА МОРАЛИ
  • V ЛИЧНОЕ И СВЕРХЛИЧНОЕ, ИЛИ КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ
  • VI СИНТЕТИЧЕСКИЙ, ИЛИ КОНСТРУКТИВНЫЙ, МЕТОД
  • А. А. Леонтьев БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ И АРХЕТИПЫ КАК ОСНОВА ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТИ
  • АКТИВНОЕ ВООБРАЖЕНИЕ ИЛИ ГРЕЗЫ НАЯВУ
  • В. В. ЗЕЛЕНСКИЙ "Озирание или обозрение?"
  • ВВЕДЕНИЕ. Богини есть в каждой из нас!
  • Вер Герхард. Карл Густав Юнг (сам свидетельствующий о себе и о своей жизни)
  • Глава 1. Богини как внутренние образы
  • Глава 10 ЧИСТАЯ ВОДА: ПИЩА ДЛЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЖИЗНИ
  • Глава 13 Активное воображение
  • Глава 3. Что нужно душе — Представление Адлера о неполноценности
  • Глава 4 Кушетка или кресло?
  • Глава 6 НАЙТИ СВОЮ СТАЮ: ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ КАК БЛАГОДАТЬ
  • Карл Густав Юнг "Человек и его символы"
  • Луиджи Зойя «Наркомания» (патология или поиск индивидуации)
  • Мария Луиза фон Франц. "Что происходит, когда мы интерпретируем сновидения?"
  • Пол Кюглер. Психические образы как мост между субъектом и объектом
  • Полли Янг-Айзендрат. Пол и контрсексуальность: вклад Юнга и его последователей
  • ПРИЛОЖЕНИЕ С. ОБЩАЯ ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ КЛИЕНТА В КОНТЕКСТЕ ЕГО ЖИЗНЕННЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ
  • Часть IV. Найти свои мифы: вспомнить и восстановить себя
  • Эдвард Гловер «Фрейд или Юнг»
  • Юнг Карл Густав Психоз и его содержание
  • Юнг Карл Густав. Либидо, его метаморфозы и символы
  • Юнг, Карл Густав "Активное воображение"
  • Юнг, Карл Густав "Значение бессознательного для индивидуального воспитания"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь