III. Активное Воображение

Юнг также заметил, что без этического конфликта не может быть развития сознания в том смысле, в каком оно понимается людьми. Сознание всегда включает в себя этические противоречия: мы осознаем существование противоположных ценностей, установок, стилей поведения и понимаем, что должны сделать свой нравственный выбор.

Все эти принципы отражаются в Активном Воображении. По мере того, как возникают внутренние личности, на поверхность поднимаются различные установки и возможности, и мы неизбежно должны занять определенную этическую позицию, чтобы установить равновесие между противоположными ценностями.

"Не менее ошибочным будет считаться то, что достаточно добиться определенного понимания образов, чтобы на этом процесс познания можно было считать законченным. Их понимание должно быть преобразовано в нравственные обязательства. В противном случае, вы становитесь жертвой принципа силы, а это ведет к разрушительным последствиям, опасным не только для окружающих, но и для самого "мудреца". Образы бессознательного требуют от человека большой ответственности. Если человек их не понимает или если он уклоняется от этической ответственности, то он утрачивает свою целостность, что приводит к болезненной фрагментации его жизни".*

Jung. Memories, Dreams and Redactions, p.p. 192.

Юнг рассказал о молодом человеке, которому приснилось, что его подружка провалилась в полынью и начала тонуть. Юнг сказал молодому человеку, что он не должен сидеть сложа руки и ждать, пока ледяные силы судьбы убьют его внутреннее женское "я". Он посоветовал ему погрузиться в Активное Воображение, найти что-нибудь, с помощью чего можно было бы вытащить девушку из озера, разжечь костер, раздобыть сухую одежду и, тем самым, спасти ей жизнь. Это был тот этический, нравственный и человеческий поступок, который следовало совершить. Эго обязано как заботиться о привитии чувства ответственности за создания внутреннего мира, так и о благополучии его собратьев во внешнем мире. Речь здесь идет о здоровье нашего собственного, внутреннего "я".

Я вспоминаю случай, произошедший с одной женщиной, внутренняя архетипическая фигура которой добивалась полного контроля над ее жизнью за счет ее женской природы. Эта женщина занималась анализом вместе со мной, и в ее Активном Воображении, как правило, появлялся образ очень могущественного и мудрого мужчины. Мужчина сообщал ей чрезвычайно полезную информацию, но, в то же время, он пытался убедить ее отказаться от ее основных женских инстинктов. Он старался все больше и больше подчинить себе ее жизнь за счет самой сути ее природы.

Однажды она занималась Активным Воображением, и он неожиданно сказал ей: " Отдай мне свои ключи и кошелек. С этого момента всем руковожу я". И в своем воображении она подчинилась ему, отдав ключи и кошелек.

Когда она прочитала мне этот эпизод, я подскочил: "Ты ни в коем случае не должна отдавать ему свои ключи и кошелек! Кошелек и ключи символизируют все твои возможности и полное управление твоей жизнью. Если ты их уступишь, ты отречешься от своей законной роли и отдашь все свое сознание во владение только одной части своего "я". Ты не можешь этого сделать, каким бы мудрым или "правильным" не казался тебе этот мужской образ. Своей жизнью можешь руководить только ты сама; ты не можешь передать эти функции кому-либо еще.

Послушай, ты должна еще раз пройти через это: вернись и скажи, что ты забираешь назад свои ключи и кошелек. Скажи ему, что ты будешь слушать его, уважать его и принимать во внимание то, что он говорит - но ты не можешь допустить, чтобы он руководил всей твоей жизнью. Скажи ему, что о своем "я" должна думать именно ты, и только ты должна принимать решения".

Вспышка моего гнева произвела впечатление на женщину, и она последовала моему совету. Она вернулась в свое воображение и объяснилась с этой могущественной мужской фигурой. Мужчина все понял и немедленно вернул ключи и кошелек.

К сожалению, эта женщина прекратила заниматься анализом и по прошествии года полностью подчинилась своему стремлению к власти. Она позволила властному аспекту мужской части ее "я" полностью завладеть своим внутренним миром. У нее создалось слишком высокое мнение о себе самой. Она возомнила себя всезнающей, она вслух поучала и пыталась доминировать в любой ситуации.

Вот пример того, что получается, когда вы допускаете, чтобы у вас сложилось о себе слишком высокое мнение, когда вы подчиняетесь архетипу и теряете независимость своего эго. В чем тут этическая проблема? Каждый раз, когда вы позволяете одной части вашего "я" подчинить себе все свои инстинкты и ценности, вы неизбежно причиняете себе значительный вред. Ваше поведение и отношения с другими людьми обязательно станут неуравновешенными.

Современное слово "этика" и концепция этического поведения происходят от древнегреческого слова, означающего "правильное поведение". Примечательно, что это слово, в свою очередь, произошло от греческого же слова ethos, означавшего "суть характера" или "дух" личности или народа. Стало быть, - "этика" - это личные стандарты поведения, соответствующие истинному внутреннему характеру индивидуума.

Этика - это принцип единства и постоянства. Ведущие себя этично люди - это те, которые стараются, чтобы их поведение соответствовало их же ценностям.

Если поведение человека сильно противоречит сути его характера, то это всегда приводит к фрагментации личности. Как сказал Юнг: "...если он уклоняется от этической ответственности, он утрачивает свою целостность, что приводит к болезненной фрагментации его жизни".

На основании всего вышесказанного вы можете выделить три основных элемента, обеспечивающих сохранность этического аспекта в Активном Воображении.

Во-первых, вы привносите этический элемент посредством неукоснительного соблюдения установок и манеры поведения, соответствующих вашему характеру и вашим основным ценностям.

Во-вторых, этическое равновесие требует того, чтобы мы не допустили преобладания одного архетипа за счет других. Мы не можем принести наши основные ценности в жертву стремлению решить какую-то частную задачу.

В-третьих, мы должны лелеять и сохранять те специфические человеческие ценности, благодаря которым продолжается обычная повседневная человеческая жизнь и сохраняются человеческие отношения.

Коллективное бессознательное обладает настолько мощной силой, что поток примитивной энергии может внезапно подхватить наш осознающий разум и понести его к инстинктивной цели, невзирая на последствия, которые это может иметь для обычной человеческой жизни или окружающих нас людей.

В вашем Активном Воображении обязательно появится могущественный образ, персонифицирующий эту грубую жажду власти, Он может отчаянно убеждать вас отбросить все нравственные принципы, которые мешают вам получить то, чего вам хочется, и освободиться от "сковывающих" вас обязательств и обязанностей. Эти идеи, как правило, вызывают жгучее желание самоутвердиться, контролировать ситуацию у себя на работе, подчинять себе семью и друзей, заставляя всех плясать под свою дудку.

По мере того, как развиваются фантазии такого рода, вы все больше и больше убеждаете себя в том, что очень просто сможете разрешить все противоречия и проблемы: вы навяжете окружающим вас людям свои правила игры, будете делать все, что считаете нужным, и не будете слушать тех, кто с вами не согласен. Эти крайности очень привлекательны, поскольку в них есть определенная, хоть и неполная, правда. У любого из нас есть недостаток, слабое место в отношениях с самим собой и окружающими. Если мы слабовольны и легко поддаемся настроению, если мы не способны решить обычные житейские проблемы, то нет ничего удивительного в том, что из бессознательного до нас доносится трубный глас, призывающий удариться в другую крайность. Мы увлеченно фантазируем о том, как бы это разрешить все проблемы одним только актом воли. Но если мы воспримем это послание буквально и попытаемся реализовать его в грубой, неразвитой форме, то придем к тому, что будем вести себя, как вождь гуннов - Атилла. У нас за спиной останутся только пепелища.

Просмотров: 14944
Категория: Библиотека » Постъюнгианство






Другие новости по теме:

  • 4. Религию может сменить только религия
  • 9. Фанни Боудич Кац: "Анализ — это религия"
  • I Введение. Бессознательное и его язык
  • II. ВНУТРЕННЯЯ ЖИЗНЬ: БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ КАК ПЕРЕЖИВАНИЕ
  • III. ВНУТРЕННИЙ МРАК: БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ КАК ПРОБЛЕМА МОРАЛИ
  • V ЛИЧНОЕ И СВЕРХЛИЧНОЕ, ИЛИ КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ
  • VI СИНТЕТИЧЕСКИЙ, ИЛИ КОНСТРУКТИВНЫЙ, МЕТОД
  • А. А. Леонтьев БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ И АРХЕТИПЫ КАК ОСНОВА ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТИ
  • АКТИВНОЕ ВООБРАЖЕНИЕ ИЛИ ГРЕЗЫ НАЯВУ
  • В. В. ЗЕЛЕНСКИЙ "Озирание или обозрение?"
  • ВВЕДЕНИЕ. Богини есть в каждой из нас!
  • Вер Герхард. Карл Густав Юнг (сам свидетельствующий о себе и о своей жизни)
  • Глава 1. Богини как внутренние образы
  • Глава 10 ЧИСТАЯ ВОДА: ПИЩА ДЛЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЖИЗНИ
  • Глава 13 Активное воображение
  • Глава 3. Что нужно душе — Представление Адлера о неполноценности
  • Глава 4 Кушетка или кресло?
  • Глава 6 НАЙТИ СВОЮ СТАЮ: ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ КАК БЛАГОДАТЬ
  • Карл Густав Юнг "Человек и его символы"
  • Луиджи Зойя «Наркомания» (патология или поиск индивидуации)
  • Мария Луиза фон Франц. "Что происходит, когда мы интерпретируем сновидения?"
  • Пол Кюглер. Психические образы как мост между субъектом и объектом
  • Полли Янг-Айзендрат. Пол и контрсексуальность: вклад Юнга и его последователей
  • ПРИЛОЖЕНИЕ С. ОБЩАЯ ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ КЛИЕНТА В КОНТЕКСТЕ ЕГО ЖИЗНЕННЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ
  • Часть IV. Найти свои мифы: вспомнить и восстановить себя
  • Эдвард Гловер «Фрейд или Юнг»
  • Юнг Карл Густав Психоз и его содержание
  • Юнг Карл Густав. Либидо, его метаморфозы и символы
  • Юнг, Карл Густав "Активное воображение"
  • Юнг, Карл Густав "Значение бессознательного для индивидуального воспитания"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь