Родионова Ирина Алексеевна. Опыт работы «Развитие детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»

Опыт работы «Развитие детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»Опыт работы «Развитие детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №238» комбинированного вида

Разработчики: Родионова И.А. г. Новокузнецк 2014 г.

 

Скачать: Опыт работы «Развитие детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности» (полный конспект)

Содержание.

  1. Актуальность.
  2. Задачи и специфика театрализованной деятельности.
  3. Перспективный план по театрализованной деятельности в средней группе.
  4. Формы работы по театрализованной деятельности.
  5. Диагностика.
  6. Заключение.
  7. Список литературы.
  8. Приложение.

Актуальность.

“Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей…”
(Б. М. Теплов)

Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, – все это помогает осуществить театр.

Овладение родным языком, развитие речи — является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и обучения детей. Л.С. Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, выделяются несколько образовательных областей, среди которых есть социально-коммуникативное и художественно-эстетическое развитие. Освоение этих областей предполагает «усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых. А также развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). На мой взгляд, наиболее полно решить эти задачи возможно посредством театрализованной деятельности дошкольников. Работая с детьми, мы столкнулись с тем, что у них плохо развита связная монологическая и диалогическая речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения. Поэтому, как основную тему своей работы мы выбрали: «Развитие детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности».

Задачи и специфика театрализованной деятельности.

Театрализация – это в первую очередь импровизация, оживление образов, предметов и звуков. Так как она тесно взаимосвязана с другими видами деятельности – пением, движением под музыку, слушанием и т.д., возникла необходимость систематизировать её в единый педагогический процесс.

Цель: развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность.

Задачи и методы:

  • последовательное знакомство с видами театра
  • поэтапное освоение детьми видов творчества по возрастным группам
  • совершенствование артистических навыков
  • работа над речью и интонацией
  • коллективные взаимодействия
  • умение сочувствовать, сопереживать.

Основными направлениями развития театрализованной игры является постепенный переход ребенка:

  • от игры по одному литературному или фольклорному тексту к игре-контаминации, в которой литературная основа сочетается со свободной ее интерпретацией ребенком или соединяются несколько произведений
  • от игры, где используются средства выразительности для передачи особенностей персонажа, к игре как средству самовыражения через образ героя
  • от игры, в которой центром является «артист», к игре, в которой представлен комплекс позиций «артист», «режиссер», «сценарист», «оформитель», «костюмер»
  • от театрализованной игры к театрально-игровой деятельности как средству самовыражения личности и самореализации способностей.

Рассматривая задачи и содержания работы, установлено, что первая задача — формирование положительного отношения детей к театрализованным играм. Это подразумевает углубление их интереса к определенному виду театрализованной игры, образу героя, сюжету, наличие интереса к театральной культуре, осознание причин положительного или индифферентного отношения к игре, связанного с наличием или отсутствием интереса и способности к самовыражению в театрализованной деятельности. Новым аспектом совместной деятельности взрослого и детей становится приобщение детей к театральной культуре, т. е. знакомство с назначением театра, историей его возникновения в России, устройством здания театра, деятельностью людей, работающих в театре, яркими представителями данных профессий, видами и жанрами театрального искусства (драматический, музыкальный, кукольный, театр зверей, клоунада и пр.).

В старшем дошкольном возрасте происходит углубление театрально-игрового опыта за счет освоения разных видов игры-драматизации и режиссерской театрализованной игры. Старшему дошкольнику наравне с образно-игровыми этюдами, играми-импровизациями, инсценированием, становятся доступны самостоятельные постановки спектаклей, в том числе на основе «коллажа» из нескольких литературных произведений. Например, «Путешествие по сказкам А. С. Пушкина», «Новые приключения героев сказок Ш. Перро» и пр. Опыт режиссерской игры обогащается за счет марионеток, кукол с «живой рукой», тростевых кукол.

Усложняются тексты для постановок. Их отличают более глубокий нравственный смысл и скрытый подтекст, в том числе юмористический. В театрализованной игре начинают использоваться русские народные сказки-басни о животных ( «Лиса и журавль», «Заяц и еж»), произведения Л. Толстого, И. Крылова, Г. Х. Андерсена, М. Зощенко, Н. Носова.

Яркой особенностью игр детей 6 лет становится их частичный переход в речевой план. Это объясняется тенденцией к объединению разных видов сюжетной игры, в том числе игры-фантазирования. Она становится основой или важной частью театрализованной игры, в которой реальный, литературный и фантазийный планы дополняют друг друга. Для старших дошкольников характерны игры «с продолжением». Они осваивают и новую для себя игру «В театр», предполагающую сочетание ролевой и театрализованной игры, на основе знакомства с театром, деятельностью людей, участвующих в постановке спектакля.

У детей развиваются специальные умения, обеспечивающие освоение комплекса игровых позиций.

  1. Первая группа умений связана с совершенствованием позиции зрителя «умного, доброго советчика».
  2. Вторая группа предполагает углубление позиции «артист», развитие способности выражать свое отношение к идее спектакля, герою и самовыражаться с помощью комплекса средств невербальной, интонационной и языковой выразительности.
  3. Третья группа обеспечивает становление позиции «режиссер-сценарист», что подразумевает способность воплощать свои замыслы не только собственными силами, но и организуя деятельность других детей.
  4. Четвертая группа позволяет ребенку овладеть некоторыми умениями оформителя-костюмера, т. е. способностью обозначать место «сцены» и «зрительного зала», отбирать, творчески использовать предметы-заместители и самостоятельно изготовленные атрибуты и элементы костюмов, изготавливать афиши, приглашения и пр.
  5. Пятая группа умений предполагает использование позитивных приемов общения со сверстниками в процессе планирования игры, по ее ходу (переход из игрового плана в план реальных отношений) и при анализе результатов театрализованной постановки.

Дети более ярко и разнообразно проявляют самостоятельность и субъективную позицию в театрализованной игре. На конкретных примерах необходимо помочь ребенку понять, что «лучшая импровизация всегда подготовлена». Подготовка достигается наличием предшествующего опыта, умением интерпретировать содержание текста и осмысливать образы героев, определенным уровнем освоения разных средств реализации своих задумок и т. д. Решение данной задачи требует предоставления детям права выбора средств для импровизации и самовыражения.

Реализация названных задач и содержания работы с детьми всех возрастных групп требует учета основных принципов организации театрализованной игры.

  1. Важнейшим является принцип специфичности данной деятельности, объединяющей игровой (свободный, непроизвольный) и художественный (подготовленный, осмысленно пережитый) компоненты
  2. Принцип комплексности предполагает взаимосвязь театрализованной игры с разными видами искусства и разными видами художественной деятельности ребенка.
  3. Согласно принципу импровизационности театрализованная игра рассматривается как творческая деятельность, что обусловливает особое взаимодействие взрослого и ребенка, детей между собой, основу которого составляют свободная атмосфера, поощрение детской инициативы, отсутствие образца для подражания, наличие своей точки зрения у ребенка, стремление к оригинальности и самовыражению.

Все названные выше принципы находят свое выражение в принципе интегративности, в соответствии с которым целенаправленная работа по развитию театрализовано — игровой деятельности включается в целостный педагогический процесс.

Просмотров: 512
Категория: По направлениям » Для детского сада » Театр с детьми




Другие новости по теме:

  • Царева Ольга Владимировна. Опыт работы на тему: «Развитие речи детей раннего возраста посредством театрализованной деятельности»
  • Щигарцова Ирина Юрьевна. Развитие выразительности речи посредством использования разных видов театрализованной деятельности
  • Занина Любовь Викторовна. «Художественно-эстетическое развитие детей младшего дошкольного возраста в процессе театрализованной игры».
  • Лаврова С. Г.. «Развитие речи детей среднего возраста посредством театрализованной деятельности».
  • Зизевских Оксана Олеговна. Развитие речи детей раннего возраста посредством театрализованной деятельности
  • Куприкова Марина Владимировна. Развитие коммуникативных навыков ребенка посредством театрализованной деятельности
  • Рамазанова Рузиля Рафаильевна. Презентация «Развитие речи детей раннего возраста посредством театрализованной деятельности»
  • Хизбуллина Резида Мухаметханифовна. «Развитие речи детей посредством театрализованной деятельности»
  • Габайдуллина Алена Владимировна. Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в коллективной театрализованной деятельности
  • Попова Ольга Владимировна. Развитие диалогической речи детей посредством использования элементов театрализованной деятельности
  • Абрамова Ольга Николаевна. Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности
  • Шадрина Татьяна Александровна. Из опыта работы: «Актуальность театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста»
  • Широкова Наталья Александровна, Суворова Ирина Сергеевна. Развитие речи детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности
  • Федосова Елена Александровна. Проект «Развитие коммуникативных способностей детей средствами театрализованной игровой деятельности»
  • Н.Н. Нарцызова, С.А. Курбанова. Развитие театрализованной деятельности детей средствами макетирования для старшего дошкольного возраста
  • Цалко М. А., Белкина В. А. Тарунина Е.Л.. Конспект ООД в средней группе «Развитие эмоциональной сферы детей средствами театрализованной деятельности». «Сказка о глупом мышонке»
  • Жабина Ирина Владимировна. Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в театрализованной игре
  • Сенокосова Наталья Николаевна. Развитие познавательно-речевой активности детей младшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности
  • Полина Евдокимова. Влияние театрализованной и музыкальной деятельности на психологическое развитие ребенка
  • Невежина Оксана Владимировна. «Развитие творческих способностей младших дошкольников посредством театрализованной деятельности во взаимодействии всех участников образовательного процесса».
  • Ломанова Ирина Александровна. Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей.
  • Наливайко Татьяна Григорьевна. Педагогический опыт работы на тему: «Роль театрализованной деятельности в развитии дошкольников»
  • Лисенкова Светлана Александровна. ВЛИЯНИЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
  • Романовская Татьяна Анатольевна. «Роль театрализованной игры в развитии речевых навыков детей младшего дошкольного возраста»
  • Пронина Альбина Альбертовна. «Развитие коммуникативных умений у дошкольников через организацию театрализованной деятельности»
  • Панарина Надежда Александровна. Влияние театрализованной деятельности на эмоциональное развитие детей
  • гульнара вагапова. Влияние театрализованной игры на формирование личностных компетенций ребенка-дошкольника
  • Чуканова Марина Сергеевна Полкунова Вера Михайловна Щербинина Марина Фёдоровна. «Развитие речи детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»
  • Волокитина Наталья Анатольевна. Влияние театрализованной игры на формирование социальных компетенций ребенка - дошкольника
  • Наталья Владимировна Парфентьева. Актуальность театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь