Пронина Альбина Альбертовна. «Развитие коммуникативных умений у дошкольников через организацию театрализованной деятельности»

«Развитие коммуникативных умений у дошкольников через организацию театрализованной деятельности»«Развитие коммуникативных умений у дошкольников через организацию театрализованной деятельности»

Пронина Альбина Альбертовна Воспитатель МДОАУ «Детский сад № 20» Тюменская область Город Нефтеюганск, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра

Ключевые слова: развитие коммуникативных умений, театрализованная деятельность, общение, взаимодействие.

На сегодняшний день наиболее актуально развитие коммуникативной компетентности – это главный показатель развитие личностных качеств дошкольника. Коммуникативная компетентность включает в себя совокупность умений, определяющих желание воспитанника вступать в контакт с окружающими; умение организовать общение; умение общаться при помощи невербальных средств (мимики, жестов); проявлять доброжелательность к партёрам по общению; умение общаться для планирования совместных действий (1, с.3).

 

В настоящее время очень остро стоит проблема развития коммуникативных умений у детей, так как насколько легко будет уметь общаться ребёнок с окружающими его людьми зависит темп его развития, его самоощущения, отношение к другим людям (2, с.20).

Для того чтобы развивать у детей коммуникативные умения необходимо создать условия, в которых каждый ребёнок мог бы передавать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Огромную помощь в этом оказывает театрализованная деятельность, которая даёт возможность объединить детей общей идеей, переживаниями, сплотить на основе интересной деятельности, позволяющей каждому ребёнку проявить свою активность, индивидуальность, творчество.

В процессе театрализованной деятельности и подготовке к ней

между детьми складываются отношения сотрудничества, стремление к общению со сверстниками, что способствует развитию коммуникативных умений (3, с. 29).

Объект исследования: процесс развития коммуникативных умений средствами театрализованной деятельности.

Предмет исследования: виды, формы организации театрализованной деятельности, обеспечивающие развитие коммуникативных умений у детей дошкольного возраста.

При проведении исследования мы исходили из гипотезы, согласно которой развитие коммуникативных умений у детей дошкольного возраста будет осуществляться успешнее, если:

  • будет создана предметно-развивающая среда, побуждающая формированию у дошкольников коммуникативных умений
  • различные виды театрализованной деятельности будут планироваться регулярно и систематически
  • будут учитываться индивидуальные особенности детей, обладающих разным уровнем коммуникативных умений
  • будет организовано взаимодействие с семьей по проблеме организации театрализованной деятельности, способствующей развитию коммуникативных умений.

Необходимое условие успешной работы с детьми – это создание игровой среды для театрализованной деятельности, поэтому был оборудован театральный уголок для различных игровых позиций. Разработано тематическое планирование, которое включает в себя 6 основных блоков: основы театральной культуры; основы актёрского мастерства, основы кукольного театра; основные принципы драматизации; игры-спектакли; театрализованные представления. (4, с.5). Приёмы педагогического руководства театрализованными играми мы использовали рекомендации М.Д. Маханёвой. (5, с.11). На первом этапе знакомили детей с текстом произведения выразительно, художественно, а при повторном чтении вовлекала их в несложный анализ содержания, что помогало детей подводить к осознанию мотивов, поступков персонажей.

На втором этапе целью являлось развитие умений передавать образы с помощью средств невербальной, интонационной и языковой выразительности. Обогащению детей художественными средствами передачи образа способствовали этюды упражнения, игры.

В процессе разучивания ролей маленькие «артисты» проигрывали сказку, используя теневой, кукольный, пальчиковый или настольный театр. На заключительном этапе театральное представление: постановка спектаклей, кукольных театров для родителей, для педагогов, а частыми нашими зрителями являются воспитание младших групп.

В основу реализации данной работы был положен индивидуальный подход, уважение к личности ребенка, вера в его способности и возможности. Непринужденная форма общения через театрализованную деятельность оказалась наиболее результативной, в общении дети стали раскрепощенее, увереннее, не бояться ошибок, свободно высказываются.

В своей работе мы планировали мероприятия с родителями, привлекая к организации развивающего общения в семье, через различные виды совместной деятельности с детьми.

Определились качественные изменения в развитие коммуникативных умений у воспитанников. На сегодняшний день интерес детей к театральному творчеству значительно повысился. Об этом можно судить по тому, как воспитанники с удовольствием разыгрывают знакомые произведения с помощью разных видов театра, в которых присутствуют ролевые диалоги, используют в передаче образа выразительные средства.

Проделанный анализ позволил мне сделать вывод, что в процессе организации театрализованной деятельности и подготовке к ней — между воспитанниками складывались отношения сотрудничества, они стремились к общению со сверстниками, дети по-настоящему чувствовали себя равными, свободными, раскованными, что способствовала развитию коммуникативных умений.

Библиографический список

  1. Дубина Л.А. Коммуникативная компетентность дошкольников: Сборник игр и упражнений. — Издательство: Книголюб, 2006 – 36 с.
  2. Чернецкая Л.В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников: практическое руководство для педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 256 с.
  3. Артемьева Л.В. Театрализованные игры для школьников. – М.: 1991. – 302 с.
  4. Щеткин А.В. Организация театральной деятельности в дошкольном образовательном учреждении. — Издательство: Абакан, 2004 -184 с.
  5. Маханёва М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. — М.: ТЦ Сфера, 2003-128 с.
Просмотров: 583
Категория: По направлениям » Для детского сада » Театр с детьми




Другие новости по теме:

  • Абдулкадырова Курасхан Хайруллаевна. Развитие коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
  • Мартыненкова Инна Васильевна. Влияние и значимость сюжетно-ролевой игры на развитие коммуникативных умений и социальных навыков старших дошкольников
  • Бражникова Линара Барыевна. Актуальность использования театрализованных игр как средств развития коммуникативных умений у детей.
  • Дьяченко Екатерина Геннадьевна, Мурзина Надежда Фаритовна. Развитие индивидуальных социально-коммуникативных умений и творческих способностей у детей в период с 3 до 7 лет в условия ФГОС
  • Абрамова Ольга Николаевна. Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности
  • Федосова Елена Александровна. Проект «Развитие коммуникативных способностей детей средствами театрализованной игровой деятельности»
  • Антонова Светлана. Формирование коммуникативных умений дошкольников посредством игры
  • Морозова Карина Анатольевна. Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста
  • Портнова Елена Александровна. Методические рекомендации по формированию вербально-коммуникативных умений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
  • Куприкова Марина Владимировна. Развитие коммуникативных навыков ребенка посредством театрализованной деятельности
  • Кашапова Елена Михайловна. Развитие у детей навыков и умений опытно-экспериментальной деятельности
  • Демидова Нина Николаевна. Использование театрализованной деятельности в развитии коммуникативных навыков детей с нарушением речи
  • Спиридонова Гульфия Назиповна. «Развитие коммуникативных способностей дошкольников через театрализованную деятельность»
  • Спиридонова Гульфия Назиповна. «Развитие коммуникативных способностей дошкольников через театрализованную деятельность»
  • Ерсонина Елена Николаевна. СБОРНИК ИГР, НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ СЕНСОРНЫХ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Омётова Олеся Васильевна. ПРОФИЛАКТИКА АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ И РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ (практикум для педагогов и детей старшего дошкольного возраста).
  • Мальцева Виктория Викторовна. «Формирование умений и навыков поисково-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по развитию речи»
  • Синявина Людмила Михайловна. Индивидуальный подход к детям в процессе руководства игровой деятельностью. Тема: « Формирование игровых умений в процессе театрализованных игр».
  • Квасова Ольга Ивановна. Консультация для воспитателей «Развитие коммуникативных способностей в процессе повседневного общения»
  • Терских Анна Александровна. Развитие коммуникативных навыков дошкольников через народное творчество
  • Чувашова Ирина Вячеславовна. РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗАЦИЮ
  • Н.Н. Нарцызова, С.А. Курбанова. Развитие театрализованной деятельности детей средствами макетирования для старшего дошкольного возраста
  • Нелюбина Олеся Александровна. «Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных навыков детей с ОНР и их успешной социализации»
  • Боргоякова Лилия Васильевна. Особенности формирования коммуникативных компетенций детей раннего дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры
  • Цалко М. А., Белкина В. А. Тарунина Е.Л.. Конспект ООД в средней группе «Развитие эмоциональной сферы детей средствами театрализованной деятельности». «Сказка о глупом мышонке»
  • Батищева Елена Ярославовна. Проект «Развитие коммуникативных навыков, мышления, творческих способностей у детей 4-7 лет «Мастерская общения»
  • Широкова Наталья Александровна, Суворова Ирина Сергеевна. Развитие речи детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности
  • Суббота Ирина Юрьевна. Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста
  • Киселева Елена Евгеньевна. Программа для детей старшего дошкольного возраста по развитию коммуникативных способностей «Азбука общения».
  • Тетерина Анастасия Николаевна, Коваленко Оксана Викторовна. Развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь