Позвольте себе позволить или хотя бы «почему?»

Очень часто переломный момент в психологическом консультировании наступает после того, как клиент искренне позволяет себе что-то, что считал непозволительным или вовсе недопустимым для себя. При чем на деле это «что-то» не всегда будет глобальным – глобален тот пласт жизни, который откроется клиенту вместе с этим «что-то». Так, одна моя клиентка на очередной сессии с радостью рассказала, что в минувшую пятницу с подругой была в клубе. И дело не в том, что ее так манила клубная жизнь. Поход в клуб был для нее шагом в сторону определенной психологической свободы по отношению к самой себе, разрешением иногда расслабиться, причем произвольно, по собственному желанию, а не потому, что «бобик сдох». Из-за потери родителей, когда ей было 12-13 лет, она стала не просто старшей, а взрослой сестрой для своего младшего брата. И теперь, спустя много лет, когда оба они уже взрослые, самостоятельные и в целом успешные люди, она все еще оставалась «взрослой» девочкой-подростком, мимо которой проходили важные стороны подростково-юношеской жизни. И такой «пустяковый» эпизод, как поход в клуб с подругой, в психологическом плане стал одним из этапов символического проживания выпавшего из ее жизни периода.

В своей сути воспитание, если оно осуществляется грамотно – это процесс осознанного и добровольного освоения необходимым (читай – обоснованных) ограничений. Однако зачастую ограничения преподносятся нам в виде запретов – категоричных и лишенных понятного нам обоснования. Мой любимый пример – нельзя показывать пальцем! Почему? Ведь именно этот вопрос задает в ответ на любое «нельзя» нормальный, еще не подавленный взрослым ребенок. А, действительно, почему??? Палец сам как называется? Указательный. Ну, и??? Но такой запрет есть. И мы наследуем его из поколения в поколение именно в таком законсервированном виде. А ведь этот запрет, если обобщить существующие на этот счет мнения, основан не древнем символизме: вытянутый указательный палец – это символ превосходства, подавления и даже угрозы убийства (так, в Вавилоне направленный на кого-то указательный палец - символический намёк на убийство копьём или стрелой).

Причем тут указательный палец? Это только пример. Пример того, как не осознанное как следует ограничение или просто правило, которое могло быть важным в определенный период нашей жизни, распространяется на всю жизнь и на все ее сферы, превращаясь в догму. Нельзя грубить. Верно! Не желательно это делать. Но есть ситуации, в которых грубый и краткий ответ (без оскорбительных посылов) может не дать развития этим ситуациям. Кроме того, существует определенный тип людей, которые «мягкие» и вежливые ответы воспринимают либо как слабость своего собеседника, либо как возможность «продавить». Кстати, это излюбленная позиция разного рода агентов, начиная от торговых, которые приходят к вам с бесплатной посудой тысяч за двадцать, и заканчивая вербовщиками из различных нехороших организаций.

Что делать? Мудрые личности, от Христа до Чуковского, советовали учиться у детей. Всякий раз, когда вы сталкиваетесь во внешней ситуации или внутри себя с каким-либо запретом, позвольте себе хотя бы задаться вопросом «Почему?». Почему я не могу это сделать? Почему я должен согласиться? Почему я думаю, что мне нельзя то-то? И так далее. Первое время вы легко будете находить ответы, почему нельзя – заученные в процессе жизни догмы чертовски сильны. Поэтому сразу спросите себя: а почему может быть можно? Кстати, это плагиат: именно этот вопрос я однажды услышал от одного мальца 4х лет на мамино «нельзя» :-). По мере того, как вы все чаще будете ставить по сомнение возникающие перед вами (или внутри вас) запреты, вы будете более успешно фильтровать объективные ограничения от стереотипных, навязанных из вне.



Просмотров: 480
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Почему некоторым женщинам так трудно что-то просить у своего мужчины и почему так важно уметь это делать
  • «Почему ЭТО именно со мной, почему ВСЕ не так…?»
  • Почему все так? За что мне это?
  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Почему я это съела, или что заставило меня так поступить?
  • Почему нельзя сдаваться? И как это сделать.
  • Почему так трудно избавиться от того, что я в себе осуждаю.
  • - После смерти хорошие люди попадут в рай. - Почему это так? - Потому что я хороший и хочу туда попасть.
  • 5 признаков того, что вы разбогатеете (даже если это пока не так)
  • Что ты чувствуешь? Как ответ на этот вопрос может сделать жизнь легче.
  • Почему любовь – это бывает так страшно? Что делать со страхом?
  • Почему мужчины мечтают о сексе втроем. Что это значит и чем его заменить, если это твой мужчина!?
  • Грань 15. Почему ты решила, что тебе в жизни просто так что-то дадут
  • Почему иногда нам так сложно принимать решения и что с этим делать?
  • Почему нам важно уметь ставить фильтры в своей жизни и как это влияет на наш жизненный баланс
  • Я почему-то не чувствую, что меня любят. Кто мне скажет – как это полюбить себя?
  • Шопоголизм – что это такое, почему это бывает и как от этого лечиться?
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Можно я буду сам собой? Или почему я должен делать именно так.
  • Почему важно присутствовать с своей Жизни? И что это значит?
  • «Почему это происходит именно со мной…?» хоть раз в своей жизни спрашивал каждый из нас.
  • Почему прокрастинация это болезнь и можно ли с этим, что-то сделать
  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Wake up, Neo: как психология породнилась с буддизмом, что такое майндфулнесс и почему все это научно
  • Пример того, почему коуч - это исследователь, а коучинг - совместное исследование
  • Хотели как лучше, а получилось как всегда или что нельзя делать при депрессии
  • Почему так трудно поверить в то, что наркомания это идея?
  • Почему мы не говорим того, что должны, или как мы делаем друг друга несчастными во взаимоотношениях …



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь