Неудобные вопросы или о плачевном состоянии церкви и веры…

Неудобные вопросы или о плачевном состоянии церкви и веры

Вопрос 1. 

В  последнее  время всё   чаще  можно слышать  о том, что  из церкви  стало  уходить  очень  много людей,  причём, молодых  и  инициативных, которые   разочаровались  в  духе  и  атмосфере  современной  церкви,  изобилующей авторитарностью, формализмом,  манипуляциями и  прочими  негативными  явлениями. Чем  можно было бы  объяснить  эту нездоровую  ситуацию, складывающуюся  в  церкви  и вокруг неё  и  можно ли её  как-то изменить ?

Вопрос  о том, что происходит сегодня с церкрвью и верой  и  почему так стремительно нарастает в  последнее  время  антицерковная  риторика,  задаёт  себе  сегодня  наверно каждый верующий, обеспокоенный состоянием православной  церкви, которая  буквально на  глазах  из  института духовности  и дома  молитвы превращается в  административно-хозяйственную  артель  или  бизнес - корпорацию,  обеспокоенную своим  политическим  имиджем, финансовым  благополучием и внутрицерковной  дисциплиной больше, чем  состоянием самой  веры у  основной   массы верующих.

Можно-ли эту ситуацию охарактеризовать кризисом церкви и современного православия ? В какой-то мере, наверно, можно, поскольку все  признаки  кризисной   ситуации налицо – от появления  т.н. группы «непоминающих» священников, до откровенно оппозиционных православных сайтов, критикующих состояние церкви и политику церковного руководства, из  которых наиболее известным  является   сайт ahilla.ru

Насчёт  кризиса  всего  православия  ставить  вопрос, наверно,  не совсем  корректно, поскольку  проблема в  большей  степени касается не  православия  вообще, а  преимущественно Русской  православной  церкви  Московского патриархата (РПЦ МП),  где,  действительно, в  последнее  время  складывается сложная  и  отчасти тенденциозная ситуация, которую  в  значительной   мере подогревают откровенные  просчёты  и  ошибки церковного руководства, которое фактически узурпировало всю  церковную  власть,  нарушив принцип православной   соборности, введением  принципа  церковной «диктатуры», как  в  коммунистической  партии. 

Чего греха  таить, высшее церковное  руководство стало  в  последнее  время по аналогии  с  политбюро ЦК  практически  неприкасаемым  элитарным лобби, которое  стремится  к  осуществлению  тотального финансового и  идеологического контроля над каждым священнослужителем и верующим. Но только  это, простите,  основной  принцип  «политической  партии власти»  в  форме  жёсткой  патрийной диктатуры, который  не  имеет ничего общего с христианством  и  православием, а  является скорее наследием и пережитком нашего  недавнего коммунистического прошлого, только в  церковном формате.

Это в  корне  порочная   ситуация  для   церкви, всегда  опиравшейся  на  монашество и рядовых  священников на  местах, а  не  на  епархиальные  управления, как  преимущественно бюрократические структуры,  наделённые  необоснованно  завышенными  властными полномочиями.  Дело в  том, что  любые  права  и  полномочия, как   мирские, так  и  церковные, должны  всегда  уравновешиваться  обязанностями  и ответственностью, а  в  церкви, как  нигде,  особенно важны  принципы  открытости,  доверия и   служения, которые  всегда  основывались  на  авторитете  простого  пастыря, а  не  важного  епархиального  чиновника. 

За  последние  десять лет  случилось  нечто прямо  противоположное, когда  церковное   чиновничество  и клерикалы, сконцентрировав в  своих  руках  всю  полноту  церковной   власти, фактически  обескровили  церковь,  лишив  её  исконного  духа   открытости,  соборности  и  мира,  сделав  священников  бесправными  наёмными  работниками  и служащими  не  Церкви  Христовой  и Богу,  а  административной  прослойке  высшего  церковного чиновничества, отождествившего  себя с  церковью  и  сосредоточившего в  своих  руках  всю  полноту  церковной   власти.   

Но мы  же   помним  слова  Спасителя:

  - «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих.» (Мф. 20;28). 

Таким  образом,  сегодня  уже  совершенно  очевидно,  что  нужно  отказываться  от политики  жёсткой  церковно-идеологической  диктатуры  и  освобождать  простых  пастырей  и  монашествующих  от  гнёта  бюрократического аппарата  церковного  чиновничества, чтобы  дух соборности,  доверия  и мира  снова  стал основой  внутрицерковной  жизни.

Вопрос 2.

Неужели ситуация в церкви достигла  такого состояния, что рядовое  священство  уже  фактически  не  участвует  в  управлении  церковью, а  всем  управляет  только  высшее церковное  руководство ?

В  этом, похоже,  и состоит главный  парадокс  нынешней  кризисной  ситуации  в  церкви.  Так  случилось,  что  управленческий  аппарат  церкви  за последние  годы  медленно, но уверенно  оброс  широкими  властными полномочиями и привилегиями  и стал  абсолютно авторитарной  и неприкасаемой кастой  высших  церковных управленцев,  недоступных ни для какой  критики  и  влияния с  мест.

Эта  ситуация, кстати, в  значительной мере  напоминает советскую  модель общества накануне перестройки, когда  дефицит элементарной   правды, критики  и гласности  в  обществе  породил чудовищный авторитаризм  и произвол, закончившийся  перестройкой.

Нечто подобное   сегодня  происходит  и в  церкви  и многочисленные  скандалы  от  выходки  Pussy Riot  до Матильды,  статуса Исаакиевского собора, идентификации царских останков, прижизненного памятника патриарху  и  его откровенно экуменической позиции только нагнетают страсти.  При этом соответствующие   провокационные  вбросы  архивных документов  о создании  Московского патриархата  Сталиным  в  1943 г.  под  контролем КГБ  от выведенных за  штат  священников в  лице  того же  Андрея  Кураева и  иже  с  ним  «непоминающих» патриарха  Ктрилла  только усиливают общую нездоровую  атмосферу.

Кстати, аналогичная  ситуация имела   место ровно  100 лет назад в канун Революции, что говорит о цикличности самого  механизма стряхивания  Церковью  со  своего тела  многочисленной  армии присосавшихся «бюрократов-клерикалов», которыми  церковный   корабль  периодически обрастает  по  аналогии с судном,  точно «рапой и ракушечником», затрудняющим  движение  и требующим  регулярной  очистки. 

Если посмотреть на социальные фронты, где  сегодня проходит  передовая  линия  борьбы со злом,  требующие  социальных  инициатив, добровольцев  и активной  позиции церкви,  можно заметить, что  церковь  попросту  ушла с  этих фронтов  социальной  работы, оставив  их на произвол  ситуации,  будучи   озабочена  спасением и пасением  самой  себя по  слову пророка Иезекииля. 

«Смертный человек, изреки пророчество о пастырях Израиля, возвести им, что говорит Владыка Господь: „Горе пастырям Израиля, которые пасут самих себя! Не стадо ли должны пасти пастыри?»  (Иез. 34, 1-2) 

«Потому, пастыри, слушайте слово Господне!  Жив Я, – клятвенно заверяет Владыка Господь, – за то, что у стада Моего не было пастыря и потому стало оно добычей и поживой диким зверям, за то, что пастыри Мои не искали овец Моих и самих себя пасли, а не стадо –  за это слушайте, пастыри, слово Господне.

 „Я иду  против пастырей, – говорит Владыка Господь, – Я спрошу с них за Свое стадо, не доверю им впредь стада Своего, и не будут больше пастыри пасти самих себя; вырву овец Своих у них изо рта, и не будут более овцы Мои для них поживой!“ Господь – истинный пастырь.  Так говорит Владыка Господь: „Я Сам отыщу Моих овец и буду заботиться о них.»  (Иез. 34, 7-11)

Это более чем  серьёзное предостережение  и церкви и  всем  пастырям, заботящимся  о собственном статусе  и  благополучии.   В данной   связи, многие  активисты  и  подвижники  социальной  работы, которые  ждали от церкви  поддержки  и активной   позиции, оказались фактически брошенными церковным  руководством  на  произвол судьбы  и предоставленными  самим  себе.  Многочисленные  и крайне  актуальные  социальные  проекты, которые фактически  были закрыты  и заблокированы  консервативной и откровенно некомпетентной позицией  церковного руководства говорят сами за  себя.

Если говорить о  проектах  БПЦ, то  среди  них и  обанкроченный  социальный  проект Издательства Белорусского Экзархата  «Семья-Единение-Отечество», как  мощнейший духовно-просветительский  ресурс  республиканского значения и проект Православного телеканала  на  БТ с  пресс-медиа-центром на  базе Дома   православной  книги и  семейный  проект «Сёмкого» со  строительством крупнейшего реабилитационного центра семейной  помощи и  проект православная  психология с  созданием сети кризисных консультативных служб по  всей  республике и многие  другие  социальные  проекты  и инициативы, которые  были  заблокированы церковным  руководством  из-за  элементарного недоверия их авторам  и отсутствия в  церкви соответствующих специалистов.

Это всё  прекрасно  чувствуют  многие  люди,  приходящие в  церковь и, прежде   всего, молодые  с  достаточно  высоким  уровнем  интеллекта  и  критического мышления,  стремящиеся видеть в  церкви  и священнике  прогрессивного  и свободного человека, а  не  подневольного  и безответственного работника некой  церковно-бюрократической системы.

С  другой   стороны есть и  так  называемый глобальный  тренд или склонность к  схоластике,  обмирщению и коммерциализации  любой  религии, а  не  только православия.

Говоря  другими  словами,  мир всё  больше  погружается в  ложь и инфернальность (демонизм), а  на  этом  фоне  неизбежно  падает общий  уровень  человеческой  нравственности,  трезвости,  осознанности и ответственности, а  возрастает политизированность,  идеологизированность, нетерпимость и недоверие ко  всему с  желанием найти внешнего врага  и виновника  всех проблем. 

А самый  главный  враг испокон  века  не  снаружи, а  глубоко внутри  в  самом  сердце  у каждого человека  и церковного чиновника и именуется этот враг  пристрастностью  каждого  человеческого  сердца

«ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» (Мф. 15;12). 

Таким  образом, стремление видеть и искать  врагов церкви  только  во  вне,  также  в  значительной   мере  способствует  замкнутости церкви  на  себя  и  ужесточение мер  в  отношении тех, кто пытается подвергать сомнению  или  критиковать действия  церковного руководства.

Реально больно видеть  и осознавать  то, сколько трезвых, искренних, неравнодушных и  просто талантливых людей ушло из  церкви или  было отвергнуто  за  последние  годы, а пришло  откровенных  карьеристов,  озабоченных  мирской   славой  и  делающих себе  успешную  карьеру.

Отсев  трезво  и критически  мыслящих  людей – это, пожалуй,  самая  большая  ошибка  церковного руководства, которая  может  привести церковь  к  расколу, если уже  не  привела,  поскольку  только  правда  и  есть  тот  инструмент, который лечит  любые  душевно-духовные  раны  любого организма и церковного в  том  числе.

Ведь сам  Спаситель дал  Церкви  и всем  верующим  универсальный  рецепт исцеления  горькой правдой  - «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.

Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари ?

И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?» (Мф. 5;44-47).

Согласитесь, несколько  странно, что  уча весь  падший  мир этому золотому  принципу праведности и  любви  сама же церковь в  лице  РПЦ МП  им и  не пользуется.

Вопрос 3

Можно ли изменить сложившуюся  в  церкви  ситуацию или  нужна  очередная  революция? 

Очень и очень  сложный вопрос, находящийся  выше  одной  лищь  человеческой компетенции. Изменить  сложившуюся  ситуацию,  наверно, всё  же можно, но для этого  необходимо глубокое  отрезвление  и  покаяние для  того, чтобы  увидеть  реальное  состояние  церкви, которое  можно назвать плачевным.

Дело в  том, что  лечение  любой  болезни  и церковной в т.ч.  возможно лишь тогда, когда  поставлен точный  диагноз. Пока  диагноз  не поставлен,  капитальная  чистка «авгиевых конюшен» современного клерикализма и внутрицерковной бюрократии, которые  не  чистились  ещё с  конца 18-го века, невозможна.  

Следиет отметить, что  нынешнее плачевное  состояние  церкви, тесно связанной  с  государством, в  значительной  мере  обусловлено  ещё  не  ушедшим в  историю  периодом  дикого  имперского  олигархизма  и  административного капитализма, который  наложил  свой  тяжёлый  коррупционный  отпечаток  на  все социальные институты, включая  и  церковный.

Но почему-то  всё  же  хочется надеяться, что дух исконно русского  православия и подлинного христианства  ещё восторжествует на Руси, возможно,  на  очень  короткий промежуток  времени, ведь по пророчеству Евангелие во  всей  полноте  и силе  должно  быть  проповедано миру  перед  окончательным  его погружением во  мрак рационального  инфернализма. 



Просмотров: 364
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Сон о криках из подвала старой церкви.
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Можно ли договориться с мужчиной, если он ведет себя «не так», и что делать, чтобы вел «так»?
  • Что можно сделать уже сегодня, чтобы изменить свою жизнь к лучшему?
  • Когда учеба в радость, или что можно сделать уже сегодня, чтобы завтра дети сами захотели пойти в школу
  • Работа или жизнь? О том, что если целиком уйти во что-то одно, можно остаться ни с чем.
  • Что делать, если муж пьет. 3 шага, как изменить для себя ситуацию
  • Дружба — это только то, что можно проверить...
  • Сказочная история о том, что случается, когда любишь только себя
  • Что делать, если у вас кризис, тяжелая жизненная ситуация. Как самой(ому) себе помочь…
  • Не нужно притворяться, что у вас в порядке и вас все устраивает, если это далеко не так
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Что делать, если «всё не так» и чтоб «приняли таким, какой есть».
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Выбор партнера. Как можно повернуть ситуацию с пользой для себя, или не все хотят замуж.
  • Когда ситуация в жизни тупиковая – худшее , что можно придумать- замкнуться в себе.
  • Если я не говорю психологу всей правды о себе, можно ли рассчитывать, что консультации помогут?
  • Для жителей Украины и не только! Как вести себя, если Вас провоцируют на конфликт?
  • Если хотите этого, как можно чаще, делайте вид, что ничего не происходит
  • Стараться для мужчины - это не совсем то, что нужно мужчине, чтобы любить Вас
  • Мужчина говорит, что ненавидит меня и что я сама во всем виновата (ответ на вопрос)
  • Почему часто только регрессия дает удовлетворение в терапии и как это можно изменить?
  • Когда можно крестить ребенка, чтобы это не стало для него стрессом?
  • Ребёнку можно всё? Или как быть с правилами и с тем, что нельзя.
  • Что скрывается за отказом мужчины иметь детей и как можно изменить ситуацию. (практика) Часть 2.
  • Как заработать на том, что просто для вас (но сложно для других)
  • Что нужно знать про горе? Только прожив горе, можно жить в радости.
  • Рисуночные тесты. Что в них можно увидеть и как ними работать
  • 5 признаков того, что вы разбогатеете (даже если это пока не так)
  • Что уже сегодня не дает вам жить так, как вы хотите. 3 мешателя чувствовать счастье



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь