Эмоциональный интеллект

Автор статьи: Инна Кравцова

В докладе международной комиссии  по образованию 21 века под председательством Жака Делора «Образование: скрытое сокровище  сформулировано «4 столпа, на которых основывается образование: научиться познавать, научиться делать, научиться жить, научиться жить вместе, научиться быть».

Первое направление  реализуется согласно Федеральным образовательным программам, реализация остальных зависит от развития эмоционального интеллекта личности воспитанника, обучающегося.

Важнейшей задачей обучения и воспитания подрастающего поколения  согласно ФГОС является успешная социализация выпускников образовательных организаций в современном обществе. Но, несмотря  на модернизацию образовательных систем, статистика последних лет насыщена примерами детской и подростковой агрессии, случаями суицида, соматическими расстройствами, и заболеваниями, связанными с условиями обучения. Данные психолого-педагогических исследований детей разных регионов России показывают  высокий процент  эмоционально-волевых задержек развития и психопатических расстройств (более 50%) от общего числа обследуемой группы, причем к данной категории относятся дети из  семей с разным интеллектуальным уровнем  и социальным благополучием. Это объясняется низкой эмоциональной компетентностью самих родителей и сложными условиями труда, связанными  с большим количеством энергозатрат  и свободного времени родителей.

Очень часто выпускники успешно обучающиеся в образовательных учреждениях  разного уровня, не могут успешно трудиться и  реализовать свой высокий познавательный интеллект( IQ)в жизни, в то время как обучающиеся среднего уровня познавательного интеллекта (IQ ) успешно двигаются по карьерной лестнице и отличаются высоким уровнем социальной адаптации к разным условиям современного общества.

Все это связано с развитием эмоционального интеллекта (EQ)  или эмоциональной компетентности. Существует несколько моделей эмоционального интеллекта Д. Гоулмана, Р. Бар, П. Сэловея, Дж. Майера и др. Единого мнения, определяющего данное  понятие не существует, но все авторы однозначно определяют 4 навыка сформированности  эмоционального интеллекта:

1. Умение осознавать свои эмоции

2. Умение осознавать эмоции других

3. Умение управлять своими эмоциями

4. Умение управлять эмоциями других

Основа EQ – умение оперировать эмоциональной информацией , тем, что получаем и передаем с помощью эмоций -  умение выбирать действия, наиболее подходящие к данной ситуации, при этом человек не должен навязывать эмоции, не считаясь с интересами группы, должен использовать свой эмоциональный репертуар осознанно, выбирая тот способ взаимодействия, который в данный момент оказывается наиболее эффективным и безопасным.

Например, умение чувствовать радость , когда выступаешь перед аудиторией

Умение выражать гнев, даже повышать голос, если это необходимо данной ситуации

Умение сохранять оптимизм в трудных ситуациях и т. п.

Для успешной социализации в обществе недостаточно высокого показателя IQ и один высокий EQ не является критерием успешной социализации .Если познавательный интеллект высокий, то высокого  EQ   можно достигнуть легко, развивая его ежедневно.

Сензитивным периодом для развития эмоциональной сферы является период дошкольного детства и начального образования. В это время дети должны познакомиться с основными эмоциями: радость, грусть (печаль), отвращение (презрение), гнев (злость), страх (испуг), удивление, обида.

При выборе наиболее эффективных форм : театрализованные игры, сюжетные и ролевые игры (например, «Сам себе режиссер» - озвучивание мультфильма), сказкотерапия, обсуждение поступков и эмоций героев  персонифицированных сказок, проигрывание  данных эмоций, педагогам и родителям необходимо помнить, что для включения эмоции в эмоциональный репертуар ребенка необходимо использовать систему психогимнастических приемов. Данная последовательность позволяет «перевести эмоции на язык тела».

Разминка: предлагается побыть таким как персонаж. (Что он делает, когда злой, грустный и т. п.)

1. Мимическая: поулыбаться как персонаж, посердиться как персонаж т. д.

2. Телесная: посидеть как персонаж, походить как персонаж (особое внимание уделить движениям рук)

3. Голосовая: пошипеть как персонаж, покричать как персонаж, поговорить как персонаж и т. д.

4. Дыхательная: подышать как персонаж

5. Глазная: посмотреть как персонаж.

На первых этапах в работе с младшими возрастными группами ДОО, данные приемы целесообразно использовать на основе стихотворных форм А. Барто, К.И. Чуковского и др. детских писателей. В дальнейшем  все профилактические и развивающие занятия психологов, внеклассные мероприятия педагогов должны планироваться с учетом  формирования 4 навыков эмоциональной компетентности. Каждая эмоция должна быть отреагирована. Если этого не происходит ,то происходит «выстрел в мышцу» и возникает  соматическое заболевание или задержка эмоционально-волевого развития, предпосылки для возникновения психопатических расстройств  и возникновения зависимых типов поведения. Ребенок должен понимать  свои и чужие эмоции и знать способы выражения своих эмоций и отреагирования чужих.

Для развития высокого EQ педагогам и родителям необходимо соблюдать ряд важнейших правил:

1. Выслушивать, принимать и подтверждать эмоции ребенка

Чувство идентичности, представление о собственном « Я» базируется на осознании себя и своих эмоций. Если никто не слушает ребенка, когда он в слезах, гневен и страхе и не подтверждает, что его эмоции имеют право быть, то в конце концов он перестает осознавать ,что именно чувствует на самом деле. Он или ничего не будет чувствовать в глубине души или застынет в разросшейся эмоции вместо собственной эмоциональной истины. Сопровождение взрослого необходимо, чтобы его не захлестывали эмоции, чтобы он умел направлять свою энергию, научился выражать свои потребности приемлемым способом и знал, что не подвергает себя опасности ,погружаясь в то, что он чувствует. Зачастую дети бурно проявляют свои эмоции. Надо научить ребенка успокаиваться, а не успокаивать его  самому. Для этого необходимо принять эмоцию, признавая его стресс. Например, у тебя был тяжелый день; тебе не нравится эта вещь и т.п.

Затем помочь ребенку обозначить словами то, что он чувствует, т.к эмоции-физиологическая реакция, которая призвана передать сообщение .Роль взрослого-услышать сообщение ,вслушаться в него, чтобы ребенок понял его смысл и постепенно научился выражать его по-другому.

2. Эмоциональный интеллект должен развиваться ежедневно, систематически, при этом не должно быть атмосферы вседозволенности или чрезмерное количество запретов. Надо задавать вопросы, предоставлять информацию и предлагать варианты выбора ,которые позволяют ребенку почувствовать то, что он принимает решения, т. е. способствовать развитию собственных ресурсов ребенка. Дети подражают нам .Именно поэтому желательно проживать самим  и давать прожить детям тот опыт ,которому мы хотим их научить ,вместо того, чтобы обрушивать на них объяснения, указания и советы. Если мы называем словами, то что чувствуем «я устал, мне грустно, я сержусь- и. т. п. .Это помогает детям поступать так же. Если мы попросим рассказать, что чувствуют персонажи книги, которую мы читаем или фильма ,который смотрим вместе ,это даст  понимание эмоционального мира ,а также позволит познакомиться со своими собственными эмоциями.

3. Общение, игра и телесный контакт - необходимое условие для формирования нейронных связей.

Когда потребности в контакте со взрослыми удовлетворены, не будет приступов ярости и плача без причины.

4. Медитации, дыхательные техники, теплое питье мелкими глотками или из соломинки, подбор продуктов, учат нас пользоваться лобными долями ,чтобы обуздать реакции с помощью понимания, а не подавления.

5. Взрослому необходимо поддерживать эмоцию так, чтобы он ее чувствовал, но она его не захлестнула. Например, мы обнимаем ребенка, выражая сопереживание: «И правда, это невесело» (грусть, гнев, страх).Нельзя задавать прямых вопросов при проявлении данных эмоций. Вместо того, чтобы спросить ,что тебя огорчает?», лучше спросить «Что тебя огорчает больше всего. Аналогично со страхами. Наша задача не предоставить готовые успокаивающие объяснения ,а сопроводить его по пути рефлексии, его вопросов и решений, чтобы ребенок  развил личную силу.

Положительные эмоции лежат в основе нравственных чувств.

«Пережив, хотя бы однажды удовлетворение от совершенного нравственного действия, ребенок будет стремиться вновь испытать это чувство»

Использование данных форм и принципов эмоционального сопровождения позволит  сформировать у детей  чувство безопасности. Именно с этого этапа, ребенок начинает говорить: «Я» и делать свой выбор, что позволить в дальнейшем не оказаться в плену собственных эмоций и благоприятно социализироваться в современном мире.

 

Литература

  1. Подольский А.И. Я не понимаю своего ребенка. Книга для родителей о детях от 0 до 7 лет. [текст]/ А.И. Подольский – М. : Эксмо, 2012 – с. 384
  2. Сертакова Н. М. Методика сказкотерапии в социально педагогической работе с детьми дошкольного возраста: Методическое пособие для педагогов и психологов ДОУ. [текст]/ – СПб: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2012. – с. 224.
  3. Фийоза И. Что мне делать с моим ребенком? Книга для родителей от 0 до 7 [текст]/ И. Фийоза – Феникс, 2012 – с.73
  4. Шабанов, С. Г. Алешина А. Б. Эмоциональный интеллект [текст]/ С. Г. Шабанов Алешина А. Б. // Иванов и Фербер – 2016 – издание 3 - с.720.


Просмотров: 373
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что делать, чтобы ребенка (да и родителей) не переполняли лишние эмоции?
  • Игра "Коробка ощущений и эмоций" для развития эмоционального интеллекта ребенка
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Выражать свои эмоции – это не то, что нам нужно
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Что необходимо знать о восприятии, чтобы научиться управлять им.
  • Что такое эмоциональный интеллект и как его развивать.
  • Часть 1. Хотите чтобы ребенок стал успешным и счастливым? Научите его понимать эмоции!
  • Как понимать свои эмоции? Для чего это нужно?
  • Как понять кто я для него: мама, дочка или любимая женщина? Что делать чтобы быть любимой женщиной?
  • Что делать, чтобы ребенок читал книги? Самый банальный ответ для родителей.
  • Что делать, если вы не понимаете свои эмоции?
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Как быть если дети выросли и сказали, что в их жизни больше нет места для тебя, мама
  • Что делать при депрессии, и что делать для того, чтобы её избежать
  • Без чего невозможна любовь к себе или что необходимо знать, чтобы действительно полюбить себя
  • Как подобрать для ребенка игры, наиболее соответствующие его темпераменту и складу характера
  • Так что же... логика или эмоции?! Как жить?
  • Что такое буллинг или как помочь ребенку, если его обижают сверстники
  • Как быть, если ребенок не ценит то, что Вы для него делаете
  • Что такое ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ интеллект и зачем его развивать?
  • Зачем понимать другого, вместо того, чтобы говорить ему как должно быть и что хочу Я?
  • Если вы часто подавляете свои эмоции и боитесь, что о вас подумают плохо.
  • Кем быть: Что необходимо знать о себе для правильного выбора профессии?
  • Как научиться понимать свои эмоции и управлять своим эмоциональным состоянием?
  • Что такое эмоции? Виды эмоций
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Психическое здоровье (Часть 2) или как понимать и выражать свои эмоции
  • Когда можно крестить ребенка, чтобы это не стало для него стрессом?
  • Арт-терапия как средство развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь