Меня не любят в школе...

Меня не любят в школе…

          Под словом не любят, будем подразумевать различную степень негативного отношения к ребёнку: избегают, плохо относятся, дразнят, травят и т.д. Ребёнок живёт с болью, страхом, злостью, одиночеством. В школе проходит огромная часть жизни человека от 6 – 7 до 15-17 лет. И тот опыт, который мы выносим из школьных стен, способен очень сильно влиять на нашу дальнейшую жизнь.

 

         Чтобы не утонуть в деталях, посмотрим на тему непринятия ребёнка в общем. Ребёнок пришёл в школу. Школа – это система со своими ценностями и правилами. В школе ребёнок встречается с коллективом – классом, который, несмотря на то, что состоит из разных детей, является целостной системой. Ребёнок – тоже представитель системы – семейной. И так, встретились три системы: семейная, школьная и классная. Если ребёнок вписывается в эти системы, то он спокойно, реже – радостно ходит в школу. Если нет, тогда ученик может с болью сказать: «Меня не любят в школе…»

         Для начала выделим два направления: ребёнка «не любят» сверстники и ребёнка «не любят» учителя.

         Рассмотрим непринятие детским коллективом. Кто может вызвать неприязнь многих или нескольких человек?

  •  Неумеющие общаться со сверстниками дети (агрессивные; конфликтные; так же - неуверенные в себе; и те, кто демонстрирует своё превосходство).
  •  Дети, отличающиеся по внешнему виду или по психологическим особенностям от остальных (очень упитанные, неуклюжие, в очках, с физическими недостатками и т. д.)
  •  Дети, сильно реагирующие на насмешки и поддразнивания
  • Дети, кого учителя считают плохими. Это актуально для младших классов. В младшей школе дети очень сильно прислушиваются к мнению учителя.
  •  Дети с ценностями и мотивацией, отличающимися от большинства класса.

Остановимся более подробно на каждом пункте

         Ребёнок не умеет общаться со сверстниками.

Это может происходить по психологическим причинам, неврологическим, а иногда эти причины объединяются.

         Так, например, ребёнок конфликтен, агрессивен и не умеет сдерживать себя. Возможно, он одинок в семье, не принимаем родителями и с миром может взаимодействовать только через нападение. У ребёнка могут быть проблемы неврологического порядка. И тогда он не может сдерживаться из-за процессов, происходящих в его нервной системе. В любом случае необходимо родительское участие: изменение стиля воспитания в семье – в первом случае и обращение к специалистам: неврологам, психоневрологам, психологам, остеопатам – во втором.

         Кого ещё не любят? Детей неуверенных в себе. Почему у одного школьника есть уверенность, а у другого нет? Возможно потому, что одного ребёнка родители принимают, поддерживают и у него есть внутреннее ощущение, что он ОК, другого же, конечно, из лучших побуждений критикуют, постоянно воспитывают и у него складывается чувство, что «со мной не всё в порядке». Какой ребёнок, по вашему мнению будет привлекать насмешки и издевательства? Правильно – второй.

         Ещё чувство НЕ ОК может передаваться «по наследству». Здесь очень сложная химия, но суть такова, что если родитель считает себя недостаточно хорошим, то и ребёнок с большой вероятностью будет чувствовать себя так же. Здесь поможет работа родителя над собой. И если родитель сможет измениться, изменения ребёнка не заставят себя долго ждать.

         Дети, отличающиеся по внешнему виду (полные, худые, высокие, низкие, в очках, с косметическими дефектами) Удивительно, но неоценимую помощь такому ребёнку могут оказать опять родители. Если родители отличительную черту ребёнка считают его особенностью, то и ребёнок сможет спокойно с этим жить, а если родители полагают, что у ребёнка недостаток, он примет точку зрения взрослых. Вспоминаю двух полных девочек, первая всю школу промучилась от своей полноты, а вторая на это не обращала внимания. Про неё мама гордо говорила: «Вся в папину породу», а папу они обе любили.

         Другой способ решения проблемы – найти ребёнку то занятие, тот коллектив, в котором школьник будет чувствовать себя успешным. Это укрепит позитивную самооценку ребёнка, что в свою очередь отразится на взаимоотношениях со сверстниками.

         Дети, сильно реагирующие на насмешки и поддразнивания,

часто вызывают желание сверстников продолжить приставание. Если поддразнивание происходит систематически, получается замкнутый круг: чем больше их дразнят, тем более беспомощными и ущербными чувствуют себя дети. Чтобы разорвать эту последовательность, можно:

1. Изменить отношение к дразнилке. Например, мальчика дразнили «Глеб - хлеб» Это сильно задевало ребёнка, и дразнилки продолжались. В один, прекрасный момент мальчик сказал себе: «Хлеб – всему голова», приставания прекратились.

2. Стать «учёным по поведению» и проводить эксперимент над дразнящим: Находить связь между поведением «учёного» - того, к кому пристают и поведением задиры. В этом случае происходит обмен ролями между «преследователем» и «жертвой». Ребёнок находит такое своё поведение, которое не привлекает обидчика.

3. Полезно просвещать детей в отношении «языка тела». Некоторые дети сразу забиваются в угол или впадают в бессильную ярость, тем самым как бы зазывая подразнить себя. Принимая позу уверенного, спокойного человека можно разорвать порочный круг дразнилок.

         Дети, чьи ценности и мотивация отличаются от большинства класса. Класс – это система и если ребёнок не находит там принятия, можно эту систему сменить на другую, подходящую. Вспоминается случай, когда в элитной школе жизнь девочки была невыносимой, одноклассники относились к ней с пренебрежением. Она была «не того уровня» (с низким по сравнению с классом достатком). Когда девочка перешла в «обычную» школу, то стала душой класса. Другой пример: у подростка разошлись отношения со сверстниками, т.к. у класса не в почёте стало учиться. В профильной школе мальчик быстро сдружился с ребятами, у них нашлись общие интересы.

         Ну вот, мы добрались до второй части вопроса. А именно: «Меня не любит учитель» В этой ситуации так же важно разобраться в причинах. Сначала поговорите с ребенком. Не обвиняйте, а скажите, что Вы переживаете за него и Вам нужно понять, что делать. Когда ситуация прояснится, можно поговорить с учителем. Хорошо, если у вас при необходимости возникнет сотрудничество. Например, девочка боится отвечать у доски, и учитель согласится спрашивать её с места.

         Если причина в ребёнке – постарайтесь вместе с ним её устранить. Очень важно, чтобы ребёнок чувствовал в вас опору. Не старайтесь всё решить за ребёнка. Бесценный опыт преодоления трудностей ему очень пригодится в жизни.

         Причина может быть и в учителе, ведь учителя тоже люди. Если переговоры не принесли желательного результата, то возможен переход к другому педагогу. Здесь важно не ошибиться, иначе проблема может продолжиться с другим учителем и с другим классом.



Просмотров: 445
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Надо заставить ребёнка учиться! Пусть ребёнок лучше умрёт, чем тройки будет в школе получать!
  • Что делать если ребёнка в школе травят?
  • Что делать, если ребёнок слушается только одного родителя
  • Если вы не довольны тем, как у ребёнка что-то получается не так хорошо, как вам бы хотелось.
  • Каким вырастет мой ребёнок? Что нельзя делать и что нужно, чтобы ребёнок стал счастливым человеком
  • Что делать, если ребёнок ревнует к другим детям?
  • Ребёнок плохо учится в школе. Что делать родителям?
  • Что делать, если ваш ребёнок боится?
  • Что делать, если ребёнок часто болеет?
  • Что делать если ребёнок плачет, когда вы уходите? Советы психолога
  • Что делать родителям, если ребёнок не хочет учиться?
  • Можно ли договориться с мужчиной, если он ведет себя «не так», и что делать, чтобы вел «так»?
  • Как быть если дети выросли и сказали, что в их жизни больше нет места для тебя, мама
  • Что может делать ребёнок в 8-9 лет?
  • Иногда то, чего вы так сильно хотите - может быть совсем не тем, что вам действительно нужно
  • Что делать, если ребёнок не говорит в три года
  • Что делать, если ребёнок врёт?
  • История одного ребёнка. Авторитарная бабушка и непослушный ребёнок.
  • Что делать, если ваш ребёнок не слушается
  • Что делать, если ребёнок впадает в истерику ?
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Что будет, если не развить у ребёнка эстетические потребности?
  • Я почему-то не чувствую, что меня любят. Кто мне скажет – как это полюбить себя?
  • Что делать, если ребёнка оставляют на второй год? Правовая памятка
  • Если ребёнок потерялся? Это должен знать каждый! Рекомендации психолога
  • Если у ребенка в школе конфликт. Практические советы психолога, если школу пришлось сменить.
  • "Мой ребёнок окончил школу". О том, как одно слово может изменить жизнь.
  • Детский сад какой-то! Если родители ведут себя как дети...
  • Как дети узнают, что родители их любят.
  • Искусство успевать всё, если у вас родился ребёнок



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь