Что делать, если ребёнок не говорит в три года

Что делать, если ребёнок в три года не говорит?

 

Что делать если реб нок не говорит в три годаПроблема детской речи сегодня актуальна, как никогда. Школьная программа усложняется год от года, предъявляя детям (а, соответственно, и их родителям) всё больше и больше требований. В связи с этим малыш, подходя к поступлению в первый класс, должен быть максимально «вооружён» не только навыками и знаниями, необходимыми для начала обучения, но и в должной мере развитыми психическими функциями, их обеспечивающими. 

 

Бывает так, что ребёнок трёх лет молчит. Или говорит, но так мало и/или непонятно, что этого явно недостаточно для обеспечения его возрастающих потребностей в общении и познании. 

 

Для того, чтобы разобраться в этом вопросе, рассмотрим, как должна выглядеть речь трёхлетнего ребёнка в норме:

 

  • Словарь ребёнка насчитывает около 800 слов. 

 

  • Ребёнок самостоятельно конструирует предложения и может ими изъясняться. 

 

  • Малыш активно осваивает произношение новых звуков: шипящих и редко встречающихся («Ы», твердый «Л» (вместо «ЛЬ»). 

 

  • Наблюдается физиологическое (нормальное для возраста) косноязычие: ребёнок путает похожие звуки («зук» вместо «жук», «миська» вместо «мишка»). 

 

  • Развивается и совершенствуется функция обобщения (малыш уже знает, что «стул» - это не только его стул на кухне, но и все стулья вообще, а « папой» называется не только его личный папа, но и все папы). 

 

  • Также уже имеется и активно развивается функция анализа существенных признаков объектов и объединения их в группы - ребёнок классифицирует. (Маленький исследователь например уже в курсе, что кубики, мишка, мяч, кукла - игрушки, а майка, носки, шорты, колготки - одежда). 

 

Если Вы замечаете, что по каким-то параметрам речь малыша отстаёт от нормативных показателей, это ещё не повод для паники, потому что норма - это всегда нечто усреднённое. Однако обратиться к специалисту будет не лишним: если своеобразие речевого развития - это просто особенность Вашего малыша, специалист это увидит и успокоит Вас, ну а если есть основания для коррекции -  Вы также будете об этом в курсе и получите необходимые рекомендации или занятия. 

 

Разумеется, если к своим трём годам ребёнок не говорит вовсе, действовать нужно решительно и незамедлительно:

 

  • Получить консультацию психиатра (на предмет нарушений психического развития)

 

  • Получить консультацию сурдолога (на предмет нарушений слуха)

 

  • Получить консультацию нейропсихолога (на предмет парциальных нарушений психических функций, препятствующих нормальному речевому развитию)

 

И в заключение несколько простых советов, следуя которым Вы поспособствуете развитию речи малыша:

 

  • Играйте со звуками. Шумелки, трещалки, шуршалки - отличные инструменты для развития речи! Дело в том, что, прежде чем научиться различать звуки речи, ребёнок должен научиться различать звуки вообще, так устроен наш мозг. 

 

Попробуйте спрятать предметы, звучащие по-разному (очень отличные друг от друга вначале и всё более похожие по мере совершенствования навыка малыша) за ширму и, извлекая из них звуки по одному, просите ребёнка отгадать, «Кто поёт ему песенку?» (перед началом такой игры необходимо, чтобы ребёнок вместе с вами изучил, какой звук издаёт какой предмет). 

По мере того, как у малыша будет получаться всё лучше и лучше, разнообразьте игру: играйте сразу два звука (одновременно или по очереди), попросите малыша закрыть глаза и играйте с разных сторон, попросив его показывать пальчиком, откуда доносится «песенка». 

 

  • Озвучивайте игрушки! 

 

Не обязательно читать сонеты Шекспира от лица плюшевого мишки, достаточно будет для начала раскатистого «РР-р-р-рР!» или классического «УУУУ—У!» - летит самолёт. 

 

  • Читайте побольше детских стихов. Чтение очень благотворно сказывается на развитии детской речи. 

 

Когда малыш уже привык к стихотворению и хорошо его знает, намеренно делайте паузу, приглашая малыша вставить нужное слово самостоятельно (это также отлично работает с песенками). 

Другой вариант: намеренно замените какое-нибудь слово стихотворения на созвучное и сделайте паузу, давая малышу время на обдумывание. (Например: «Идёт бычок, качается, вздыхая на ходу: «Ох, доска кончается, сейчас я ПОЛЕЧУ» и т.д.). 

 

  • Играйте в «Ловцов слов/звуков» - это простая игра, которая отлично развивает слуховое внимание. 

 

Договоритесь с малышом, что он сейчас будет «ловить» все слова, которые обозначают какую-либо категорию объектов, например всю посуду или всех животных. Называйте любые слова, перемежая их нужными, чтобы ребёнок мог вовремя «поймать» слово, хлопнув в ладоши. 

Вариант для детей помладше - ловим только мух (они будут издавать звук «ЗЗЗЗ»), а пчёл («ЖЖЖЖ») и комаров («СССС») - пропускать. Постепенно можно добавить дополнительное действие, например мух хлопаем, а комаров ловим в кулачок - это будет способствовать также отлаживанию и тренировке механизмов саморегуляции малыша. 

 

  • Плюйтесь! Игры, которые задействуют мышцы рта, помогают малышу лучше почувствовать свой артикуляционный аппарат, способствуют улучшению координации движений этой области (губы, щёки, язык). 

 

Заранее договоритесь с ребёнком, что игра - это когда оба согласны играть в данный момент и что в эту игру можно играть только с разрешения и согласия взрослого. 

Также удостоверьтесь, что ребёнок может делать отдельно вдох носом, а выдох - ртом. Если это у него ещё не получается, потренируйте сначала этот навык, задувая свечку или булькая водой через трубочку. 

В ванной комнате или летом на улице предложите ребёнку набрать в рот воду и посоревнуйтесь, у кого фонтан будет дальше. Можно также «стрелять» в цель - разложенным на земле или закреплённым на стене листочкам/наклейкам. 

Также будет полезно «стрелять ядрами» - наберите и продезинфицируйте несколько средних каштанов (таких, которые поместятся во рту, но при этом их сложно будет проглотить) и предложите пострелять ими например в коробку - кто больше попадёт. 

 

  • Играйте в «Хомячка». Эта игра также задействует артикуляционный аппарат, несёт лёгкий массажный эффект. 

 

Предложите ребёнку, как хомячку, спрятать кусочек лакомства (изюм, курага, орешек): за щекой слева внизу, слева вверху, справа внизу и вверху, под языком, между зубами и губой сверху и снизу, не помогая себе руками. Если ребёнок ещё не владеет понятиями «лево-право» - подскажите ему, дотронувшись до нужного места, например, леденцом на палочке.






Просмотров: 627
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Каким вырастет мой ребёнок? Что нельзя делать и что нужно, чтобы ребёнок стал счастливым человеком
  • Муж или ребёнок. Что делать, когда рождается малыш.
  • Что делать, если ребёнок слушается только одного родителя
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Что такое «уход в ребенка» и чем это чревато для малыша
  • Что такое «уход в ребенка» и чем это чревато для малыша
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • Почему мой ребёнок всё ещё плохо говорит или совсем не говорит?
  • Что делать, если ребёнок ревнует к другим детям?
  • Если ребёнок потерялся? Это должен знать каждый! Рекомендации психолога
  • Что делать родителям, если ребёнок не хочет учиться?
  • Он не будет мыть посуду! Только если вы не сделаете это…
  • Что делать если ребёнок плачет, когда вы уходите? Советы психолога
  • Что делать, если ребёнок врёт?
  • Что делать, если ребёнок часто болеет?
  • Что делать, если ваш ребёнок боится?
  • Что делать, если ваш ребёнок не слушается
  • Что делать, если ребёнок впадает в истерику ?
  • Когда ты решишь, что все кончено..это будет НАЧАЛОМ.
  • Безнадёга… «Это мой собственный ребёнок!» И что дальше?
  • Почему ребёнок не говорит? Задержка развития речи. Часть 1
  • Почему ребёнок не говорит? Задержка развития речи. Часть 2
  • Надо заставить ребёнка учиться! Пусть ребёнок лучше умрёт, чем тройки будет в школе получать!
  • Ребёнок только играет в компьютер и ничем не интересуется. Что делать родителям?
  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • "Не хочу учиться, а хочу...." или что делать родителям, если ребёнок не хочет учиться
  • Почему мужчины мечтают о сексе втроем. Что это значит и чем его заменить, если это твой мужчина!?
  • Кто такой маменькин сынок и что делать, если Вы осознали, что Вы – это он?
  • Что чувствует ребёнок,когда его наказывают игнорированием.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь