Проявления невротического мазохизма

Проявления невротического мазохизма

Невротический мазохизм отличается от перверсивного тем, что ограничивается, преимущественно, выбором душевных страданий, предшествующих или сопутствующих половому акту, тогда как перверсивный мазохизм сочетается с получением удовольствия от физической боли в том числе, при этом, к нему могут присоединяться другие виды парафилий в виде эксгибиционизма, фетишизма и т.п.
Сила Супер-Эго невротика заставляет его испытывать чувство вины за свои мазохистские влечения, а потому он их табуирует, старается вытеснять или всё заканчивается фантазированием на эту тему и душевными страданиями, жертвенностью. Тогда как перверт реализует свои влечения в реальности.
Невротический садомазохизм свойственен большинству людей – у одних преобладает мазохистические влечения (потребность страдать), у других садистические (потребность причинять страдания).
З. Фрейд обнаружил, что невротики заболевают в результате вытеснения определённых переживаний, и эти переживания всегда имеют сексуальный характер. Неотреагированные переживания вызывают невротический конфликт, который может выражаться в приступах агрессии, аутоагрессии, повышении уровня тревоги, появлении навязчивых мыслей, психосоматических реакций и т.д. как следствие вытеснения своих теневых импульсов, переживания по этому поводу комплексов, чувства вины, стыда, фрустрации.
Австрийский психоаналитик Отто Фенихель в своём труде «Психоаналитическая теория неврозов» делает вывод о том, что у мазохиста сексуальное наслаждение заблокировано чувством вины. Страдания, которые предшествуют сексуальной разрядке играют роль символического отпущения грехов, благодаря чему человек мазохистического типа даёт себе разрешение на получение сексуального удовольствия. Также душевные страдания (не обязательно реальные, они могут быть и символическими) дарят человеку более интенсивные переживания во время полового акта.
Мазохизм – это садизм, направленный на себя. Мазохисту трудно проявлять агрессию, которая всегда сопровождается у него чувством вины, а потому эту агрессию он направляет на своё Эго, пока может, что приводит его к саморазрушению. Саморазрушение нужно мазохисту, чтобы избавиться от давления внутреннего цензора (Супер-Эго).
Но в какой-то момент у мазохиста заканчивается терпение и происходит вспышка гнева, аффект, после которого он снова начинает чувствовать вину и заниматься самобичеванием. Он может грубо обойтись со своим партнёром, а потом чуть ли не на коленях просить у него прощения и играть роль послушного ребёнка со строгим родителем. Поскольку мазохист зависим от чужого принятия, всегда испытывает нехватку любви, он ждёт от своего партнёра абсолютной надёжности. Чувствуя малейшее пренебрежение с его стороны, он способен впадать в ярость, которая выражается через стремление каким-то образом «наказать» его и дистанцироваться, пока не сменит гнев на милость.



Человек, тяготеющий к моральному мазохизму, всегда найдёт себе пищу для страданий (он выберет себе для жизни холодного, доминирующего партнёра, будет провоцировать ситуации, в которых может получить душевный драйв, долго помнит безответную любовь, любит смотреть мелодрамы, документальные фильмы со сценами людских страданий, представлять себе смерть близких, свою смерть, заниматься экстримом в разных видах, говорить о страданиях, милосердии, самоотречении и т.п.).
Страдания для морального мазохиста выполняют функцию некоего оберега. Мазохист занимает роль ребёнка и своей жертвенностью как бы стремится продемонстрировать окружающим, Богу, что он уже достаточно пострадал, и чтобы Бог или судьба его не наказывали. Данное поведение также говорит о том, что человек испытывает страх жизни, ему кажется, что за своё счастье он будет наказан, а потому предпочитает находиться в стабильно-тревожном настроении, в состоянии боеготовности, тем самым пытаясь отвести от себя удары судьбы и морально подготавливая себя к их принятию.
Например, у людей, практикующих захоронения себя живьём с последующим «воскрешением» - этот акт становится искажённым выражением заблокированной сексуальности и доставляет мазохистское наслаждение. Для моральных мазохистов характерен аскетизм. Ощущая аскетическую гордость, что он приносит себя в жертву ради возвышенных целей, моральный мазохист ощущает своё превосходство над другими.
Нельзя сказать однозначно, что послужило триггером формирования мазохистической акцентуации человека. В понимании причин такой сущности Фрейд отсылает нас в детство индивида, к Эдипову комплексу и страху кастрации. Например, ребёнка в детстве ругали и наказывали за мастурбацию, формируя у него чувство вины в отношении своей сексуальности, в результате чего сексуальность была заблокирована и потом смогла найти выход только через переживание душевного страдания. Так священник образно кастрирует себя, чтобы служить Богу.
Эдипов комплекс всегда разворачивается вокруг фантазий ребёнка по поводу отношений со своими родителями. Например, мальчик думает, что его отец морально слаб в сравнении с его матерью, а потому он становится предрасположен к женственности и во взрослой жизни отмечает у себя преобладание женской части над мужской.Также родители могут высказываться при сыне, что хотели иметь дочь, а родился он. Таким образом, ребёнок может испытывать чувство вины за то, что он родился, и в силу вступит инстинкт саморазрушения.
Как вариант, ребёнок в детстве мог стать свидетелем наказания своего брата/сестры или кого-то из друзей (так девушка-мазохистка вспоминала случай из детства, как стала свидетелем наказания одной девочки – отец снял с неё трусы и шлёпал рукой по попе, а другая девочка, по всей видимости её сестра, тоже сняла штаны и подставляла отцу себя, желая тоже быть наказанной им; девушка рассказала, что эта сцена пробудила в ней желание тоже понести наказание), а один мужчина вспоминал свои приятные ощущения, когда в детстве отец бил его по попе – удары были не настолько болезненными, и, по всей видимости, эрогенные зоны ребёнка как-то отозвались на этот стимул.
Триггером также может быть то, что в детстве ребёнок почувствовал себя беспомощным объектом чьих-то манипуляций (так одна женщина вспоминала, как в детском саду играла с другой девочкой в доктора и пациента, и в этой игре находилась в пассивной роли, от которой получила удовольствие). Также ребёнок мог стать свидетелем или жертвой насилия.
Мазохистские фантазии могут принимать форму обсессий (навязчивых мыслей) как способ уйти от фрустрирующей реальности. Также через страдание может снижаться уровень тревоги (здесь может действовать принцип плача, с которым уходит внутреннее напряжение).
Психотерапия невротического мазохизма может иметь благоприятный прогноз, если удастся обнаружить внутренний конфликт человека и разрешить его, позволить себе мирно проживать свои фантазии без чувства вины и страха расплаты, отказаться от поведенческой модели жертвы.

 

Дорогие читатели, спасибо за Ваше внимание к моим статьям!

Чтобы получить  мою консультацию, перейдите по ссылке



Просмотров: 391
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что такое конфликт? Как его избежать и всегда ли это нужно делать?
  • Быть может ты увидешь здесь что то своё или о жизни с творческой личностью
  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • К чему приводит чувство вины и как его преодолеть.
  • Ни за что не прощу его.....или себя?
  • Вина. Что это за чувство? Как избавиться от чувства вины?
  • «Я мог поступить по-другому» как основание для переживания чувства вины и стыда
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Без чего невозможна любовь к себе или что необходимо знать, чтобы действительно полюбить себя
  • Что нужно сделать, чтобы всегда быть «при деньгах». Проверено на себе!
  • Это страшное слово НЛП или как легко и просто заставить его работать его на себя!
  • Что за зверь такой – любовь к себе? И как его поймать
  • Что значит «принести в жертву своё Эго»? Или: хочешь что-то получить – откажись от этого..
  • Что мама может сделать для малыша, пока он еще не родился?
  • Иногда то, чего вы так сильно хотите - может быть совсем не тем, что вам действительно нужно
  • Я могу любить себя, но не знаю, как это сделать, потому что боюсь…боюсь, что не получиться!
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда
  • «Делай, что должно и будь, что будет» Или «Как вести себя в трудных жизненных ситуациях».
  • Все вокруг не так, все вокруг виноваты. Что в такой ситуации может сделать один обычный человек?
  • Как понять кто я для него: мама, дочка или любимая женщина? Что делать чтобы быть любимой женщиной?
  • Без вины виноватые: как перестать себя винить за смерть близких людей?
  • Сам себя достал! Как речь человека, произнесённая даже внутри себя, может создавать ему же проблемы.
  • Каким вырастет мой ребёнок? Что нельзя делать и что нужно, чтобы ребёнок стал счастливым человеком
  • Он меня Бьет, потому что сама Виновата. На самом деле он жить не может без меня, а я без него.
  • Патовая позиция или «почему я ни жив, ни мертв»? (Чувство вины и его отпечаток на судьбу человека).
  • Опыт дискриминации. Что мы выносим из него и что он может дать?
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Как я стал психологом и что может быть, если не прислушиваться к своим желаниям
  • Когда вам надоест думать, что вы сделали не так и вести себя, как хотят другие, тогда вы и начнете жить



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь