Оценочные манипуляции И как с этим бороться

Ябеда, жадина, трус, ботаник, умник - частые гости в лексиконе и взрослых, и детей. Многие сами испытали на себе их силу и влияние на репутацию.  На самом деле, эти слова являются ни чем иным как манипулятивными оценочными суждениями.

Если родители используют подобные оценочные суждения в общении с ребёнком, а ребёнок, как существо зависимое и любящее родителей, ведётся и исправляется так, чтобы не быть ябедой/трусом/... в глазах родителей, то такой ребёнок - потенциальная жертва манипулятора-сверстника, выучившего эти слова. Или сам станет манипулятором (!).

Не делайте оценок личности, тем более, что она ещё не сформирована, делайте оценку поступков. Мы все знаем, где хорошо, и где плохо, и что между ними. Именно так мы передаём детям установки на порядочность, эгоизм, альтруизм, жестокость, и пр. У каждого свои оттенки хорошо, плохо, надо, нельзя, и т.д.
Но есть общепринятые нормы (хотя бы УК) того, что можно и нельзя.

Оценивая поступок, мы, по сути, прививаем свою иерархию ценностей. Оценивая личность, мы прививаем свой идеал личности (которому ребёнок должен соответствовать, и зачастую стремится к этому).

Ябеды/жадины/трусы/... пришли из советского прошлого, когда был один идеал гражданина, и грамотные политпсихологи, знающие, на какую кнопку нажать. Ребёнок хотел быть октябрёнком/пионером/.., и значит, должен был соответствовать стандарту. Нестандартных клеймили и играли на чувстве стыда за нетаковость, иными словами, манипулировали. И надо было иметь канаты вместо нервов, чтобы отстоять себя и не потерять доверие.

Ребёнок не хочет быть ябедой/жадиной/ботаном/трусом и пойдёт доказывать обратное (поведётся на манипуляцию) только потому, что родители внушили ему, что быть ябедой/жадиной/трусом/... не только плохо, но и отразится на родительской любви.  Именно родители стали первыми в жизни ребёнка манипуляторами. Остаться без родительской любви - вот чего больше всего на свете боится ребенок.

Не вешайте ярлыки на своих детей, и ими нельзя будет управлять при помощи оценок личности. Они на них просто не будут реагировать.

Из личного: я была ябедой и жадиной, и в итоге "белой вороной", но меня это ничуть не останавливало, потому что у меня была своя иерархия ценностей, не совпадавшая с интересами манипуляторов, и я ей чётко следовала.



Просмотров: 319
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Каким вырастет мой ребёнок? Что нельзя делать и что нужно, чтобы ребёнок стал счастливым человеком
  • Потому что нельзя быть на свете красивой такой... (ч.2)
  • Потому что нельзя быть на свете красивой такой...
  • «Я был очень расстроен..., потому что родители назвали сестренку Аней, а не Ариэль, как я хотел…»
  • Потому что нельзя быть красивой такой. Психологические ограничения в проявлении собственной красоты
  • Ребёнку можно всё? Или как быть с правилами и с тем, что нельзя.
  • Ребёнок плохо учится в школе. Что делать родителям?
  • Строить иллюзии и формировать ожидания - это плохо или хорошо, и что такое плохо, что такое хорошо?
  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • Все плохо, потому, что я так думаю
  • Зачем понимать другого, вместо того, чтобы говорить ему как должно быть и что хочу Я?
  • Ты «виновата» в том, что нельзя быть на свете красивой такой!!
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • "В жизни нужно быть эгоистом" - как реагировать на эти слова?
  • Что делать, если ребёнок слушается только одного родителя
  • У меня один ребёнок и я не хочу больше детей
  • Самая сложная задача Родителя, что такое "плохо/хорошо" и как можно докатиться до ПРЛ или НРЛ
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Привычка быть одной, как вариант того, что «моё от меня не уйдёт, а чужого мне не надо»
  • Люди хотят, чтобы было по-ихнему. Но по-ихнему не будет, потому что нет такого слова!
  • Делайте все так хорошо, как только можете
  • Кричать на детей - хорошо или плохо? Можно или нельзя?
  • «Жертва родителей» или это потому, что детство было тяжелым
  • Что делать, если ваш ребёнок боится?
  • «Она как ребёнок!» Что происходит с человеком, когда родитель вдруг становится беспомощным
  • Контроль над взрослыми детьми. Что хотят родители и как быть детям?
  • Я хочу, чтобы мне было плохо, для меня это хорошо.
  • Хватит говорить "у меня все хорошо", если на самом деле это совсем не так
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь