Буллинг или школьная травля.

Автор статьи: Татьяна Кузьмина

 История из моей практики медицинского психолога

 Эта история произошла не так давно, но почему-то затерялась в моих записях и я про неё забыла.

Она получилась длинная, поэтому я попрошу вашего терпения и сосредоточенности, чтобы дочитать ее до конца.

 

Буллинг или школьная травля

 

Итак…

Мы привыкли к тому, что школьная травля – это когда дети «травят» друг друга.

Но, оказывается, есть и другая сторона этого процесса.

Когда травлю осуществляют взрослые люди, которые работают в школе с нашими детьми. В моей истории такими героями являются классный руководитель и администрация школы.

 В стационаре неврологического отделения лежал мальчик из Димитровграда. С виду обычный мальчик, ему 10 лет, закончил 3 класс.

 Что я увидела в этом мальчугане? - Открытый взгляд и готовность к общению. Спокойная, грамотная и выразительная речь. Старается держать спину ровно и смотреть прямо в глаза. И это у него получается. Общение на равных, нет ни капли смущения, никакого заискивания передо мной.

 Проблема родителей была в том, что у мальчика не складывались отношения с учителем и ребятами в классе. Какое это может иметь отношения к стационару, спросите вы, если мальчик не имеет явных заболеваний и не предъявляет жалоб к своему самочувствию?

 На самом деле родители хотели понять, ЧТО с их мальчиком "не так", может он «действительно ненормальный», по какой причине на него обрушивается такое количество претензий со стороны одноклассников и учителя. Да и родительское доверие к самим себе у них пошатнулось, появилось сомнение в том, как они на самом деле видят своего ребенка.

 История началась давно. Нельзя сказать, что родители ничего не предпринимали, а только слушали учителей. Нет, они сделали гораздо больше, чем другие родители, которые попадали в подобную ситуацию со своими детьми.

 Мальчик в первом классе перешел в другую школу (из-за подобных жалоб он и ушел из первой школы). Во втором классе все было хорошо и учитель не предъявлял никаких жалоб и претензий. Все началось в третьем классе.

 Ситуация обстояла так, что на поведение мальчика неоднократно начал жаловаться классный руководитель. То он толкнул детей, то психанул и выразил агрессию на уроке. Потом вдруг швырнул дневник и выбежал из класса, отвлекал детей на уроке… И много незначительных и серьезных замечаний от учителя. Родители других детей начали занимать позицию «против» этого ребенка. Хотя напрямую никто из них не звонил и не обращался по этому поводу.

 Обычно когда в школе дети обижают друг друга, то родители сразу реагируют и звонят родителям обидчика и выясняют отношения. Так уж заведено.

 Иногда случается, что родители, которые очень близки к учителю по тем или иным причинам (начинают дружить с ним, стараются угодить, «подмазаться», тем самым якобы лучше помочь своему ребенку) начинают объединяться с учителем. Таким образом, некоторые мамы и папы стали группой поддержки для учителя в сборе подписей за посещение ребёнком психиатра. Мы с вами не заграницей, где записать к психиатру может и учитель и администрация школы, если сочтет нужным.

 В нашей стране могут только порекомендовать сходить к психиатру, но только родители ребенка до 15 лет имеют право идти или не идти к нему. И только с их письменного согласия в стационаре ребенка могут показать психиатру. А с 15 лет ребенок уже вправе сам решать - обратиться ему к психиатру или нет.

 Кстати, дети с 12 лет уже сами принимают решение - общаться с психологом или нет, и это всегда строго проводится в стационаре, по крайне мере так всегда было на моей практике.

 Администрация объединилась с классным руководителем и они стали сильно настаивать, чтобы ребенка перевели на индивидуальное обучение.

 Кстати, решение перевода на индивидуальное обучение принимают только родители. А школа, врачи могут только порекомендовать это сделать.

 Ко мне, как к психологу, ребенок попал по рекомендации лечащего врача. Нужно было посмотреть, что происходит с мальчиком, хотя по данным неврологического обследования все было в порядке и ВООБЩЕ не к чему было придраться. Это очень частый случай для психолога в больнице.

 Прежде чем начать общаться с ребенком, я изучаю его историю болезни и домашнюю карточку, с которой он пришел от участкового врача. Наблюдаю за поведением ребенка в отделении, как складываются его отношения с другими детьми, как проходят первые дни адаптации в больнице. Знакомлюсь с особенностями его обследования. Если получается, то сначала разговариваю с родителями. Но этот ребенок приехал из города который находится от областного центра на 225 км. И с его родителями я познакомилась только когда они забирали ребенка домой при выписке. Но мама очень быстро среагировала и мне позвонила сразу после первой встречи   мальчика с психологом.(то ест со мной).

 Начнем с самого начала. Хотя начало уже было давно.

Общение с детьми в отделении складывалось дружеское, сразу при поступлении к нему стали тянуться дети. Ребятам с ним было интересно, у него ко всему наблюдался творческий подход, он постоянно что-то придумывал, легко подстраивался под детей и принимал их правила игры.

 Но особенно всем детям нравилось играть в те игры, которые он придумывал вместе с другим мальчиком. Как быстро и гибко он нашел себе пару по духу и, объединившись в дуэт, они были как единое целое в их творческих задумках! Такое очень редко встречается у детей в этом возрасте.

Это говорит о высоком эмоциональном интеллекте. И высоком умении найти и дополнить себя и другим друг друга. ВОТ БУДУЩИЙ УСПЕШНЫЙ БИЗНЕСМЕН, ПРЕКРАСНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ. ХОРОШИЙ ОТЕЦ!!. Хотя имея такое умение мальчику не получалось быть гибким и суметь приспособиться в школьном коллективе.

 Мальчик открыто, легко и спокойно общался со взрослыми в отделении: медсестрами, врачами, психологом. Такое впечатление, что перед тобой взрослый и очень разумный человек, который прислушивается к тебе и уважает тебя как собеседника. Рассудительность этого ребенка подкупает и возникает вопрос, мальчик какого возраста сейчас с тобой разговаривает. Все темы, которые мы обсуждали, легко давались ребенку.

 Он прекрасно разбирается в своих эмоциях и понимает эмоции других, в том числе взрослых людей. У мальчика явно высокий интеллект, включая эмоциональный интеллект.

 Эмоциональный интеллект - это умение понимать свои и эмоции других. Уметь управлять не только своими эмоциями, но и эмоциями собеседника, что встречается очень нечасто не только у детей, но и у взрослых.

Его мышление соответствует возрасту без каких-либо особенностей.

Память и внимание в норме.

 Сочиняет игры в виде сказки (для психолога – это кладезь, так как это проективная диагностика, то есть ребенок как бы через другого рассказывает про себя), в которых ребенок выстраивает как свои границы так и границы с другими. Уважительно к ним относится. Стремится к сотрудничеству и умеет договариваться с людьми и заботиться о них.

 Родители мальчика открытые и очень адекватно относятся к своему сыну, видят его достоинства и недостатки. Поверьте, за мою 20-ти летнюю профессиональную деятельность я могу определить адекватность родителей.

 Родители поняли, что они загнаны в угол и администрация школы не идет ни на какие компромиссы, а с каждым приходом в школу ситуация усугубляется и их сыну приходится нелегко.

Они написали жалобу в отдел образования и в комитет по делам несовершеннолетних города !!!!. В свою очередь учитель и администрация тоже подсуетились, составили характеристику на мальчика и собрали подписи родителей. Комиссия работала в школе, присматривала за мальчиком, наблюдала за ситуацией.

 

 Через какое-то время вынесли постановление: мальчик соответствует всем возрастным нормам и ничего вопиющего в его детском поведении не нашли. Характеристику, которую составил учитель, сочли необъективной и попросили её порвать в присутствии родителей.

Учителю посоветовали изменить отношение к ребенку и порекомендовали (как на западе) поработать с психологом. Только за границей это тщательно бы потом проверили, как и что происходит с учителем. Попросили бы психолога, с которым должен работать учитель, написать характеристику и составить рекомендации для учителя как он ДОЛЖЕН общаться и взаимодействовать с этим ребенком. И вообще решить вопрос о профессиональной пригодности этого учителя.

 У нас же просто порекомендовали. А как будут выполняться эти рекомендации и будут ли они выполняться вообще, и как потом проследить изменение ситуации, - никто не собирался проверять и контролировать.

 Родителям же посоветовали обратиться в прокуратуру с жалобой "школьная травля", в случае если это будет продолжаться.

 Вы знаете, у меня сразу появилось какое-то уважение к проверяющим органам, к такому их серьезному отношению, к их рекомендациям.

Работая с ребенком, а у меня с ним было 5 встреч, и долгих 2 часа общения с его РОДИТЕЛЯМИ, я старалась понять, к чему же может придираться учитель, и ЧТО его могло не устраивать в этом мальчике…? Да, родители приехали оба. Это бывает только в том случае, когда и мать и отец очень любят своего ребенка и им не все равно, что с ним происходит и они ищут помощь в психологе.

 Знаете, ЧТО я поняла?

  1. Мальчик очень сильно отличается от общей массы детей и к нему НУЖНО относиться ПО-другому: больше прислушиваться и уважать его мнение. Вы скажете, что другим детям не надо этого. НАДО конечно, но они более послушные и податливые, «сливаясь» в общую массу и особо не претендуют ни на что. По крайне мере в начальной школе.

 Поняла, что передо мной уже взрослая психологически зрелая личность. В беззащитном детском теле. С очень ранимой, но по-своему умеющей защищать себя и свою психику личность.

  2. И знаете, в этот момент я вспомнила книгу Эрика Берна «Люди, которые играют в игры». Там есть игра «Травля». Так вот, моя история совпала с этим сценарием. Жизнь в школьном коллективе не очень разнообразная да и люди там работают не особо обремененные психологическими знаниями, а жить всем хочется весело и ох как иногда какой-нибудь учитель горит желанием показать свою власть во всей красе – хоть кому-то!

 Берегите своих детей. Будьте к ним внимательны и при необходимости защищайте их.. от школы. Им так в ней нелегко. Школа и учителя - это не только любовь и уважение, это еще и безграничная власть … над нашими детьми.

 



Просмотров: 455
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как сделать так чтобы у нас все было и нам ничего за это не было.
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Что такое конфликт? Как его избежать и всегда ли это нужно делать?
  • Все, что тебе нужно - это только любовь
  • Шопоголизм – что это такое, почему это бывает и как от этого лечиться?
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Как объяснить ребенку, что родители его любят?
  • Отношения детей и родителей. Что было, что сейчас и к чему всё идёт?
  • Я его слепила из того что было, а потом что было тех и получаю.
  • Что такое буллинг или как помочь ребенку, если его обижают сверстники
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Мне 37 лет, у меня нет мужа и детей. Что со мной не так?
  • Я самоутверждаюсь – значит, я существую?... Самоутверждение за счет других – что это и как его понимать?
  • Почему мужчины мечтают о сексе втроем. Что это значит и чем его заменить, если это твой мужчина!?
  • Это страшное слово НЛП или как легко и просто заставить его работать его на себя!
  • Педофилия. Что это такое и как обезопасить своего ребенка.
  • "С мамой все в порядке. Это со мной что-то не так"
  • Как понять родителей, если тебе 7-10 лет. "Инструкция" детям, о том, как устроены их родители.
  • "Я хочу этого или мне это только кажется?" Как услышать голос сердца
  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • Воспитание детей. Как мы это говорим и как они это слышат. Две крайности
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Где все, что было, где радость секса… и как все это пережить!?
  • «Я был очень расстроен..., потому что родители назвали сестренку Аней, а не Ариэль, как я хотел…»
  • « Для неё существует только муж – разве это не любовь». Созависимость это не только жены алкоголиков.
  • Если Ваш мужчина расстался с бывшей, но на самом деле не расстался... Как узнать, что это так?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь