Леворукость-помеха или награда природы.

Леворукость помеха или награда природы


Сегодня мы поговорим о таком феномене, как леворукость. Выясним как это помогает или наоборот мешает человеку в жизни. Левши это люди которые еще с давних времен известны как предпочитающие левую руку при мануальных действиях, жестикуляции. Однако левшество включает не только леворукость, но и левоногость, которая изучена значительно хуже, чем сенсорное левшество, т. е. зрительное и слуховое.

 

Леворукость. Данные о проявлении леворукости приблизительно одинаковы и колеблются от 4,3 до 7,3%. Интересными являются данные о половой, возрастной частоте леворукости, о ее зависимости от рода деятельности. Так, левшами были более 50% детей, родившихся с весом менее 1 кг. Отмечается снижение выраженности частоты леворукости при взрослении детей: в возрасте 7—8 лет леворуких - 13,3% мальчиков и 10% девочек; в 14—15 лет — 4,4 и 4,1%, а в 16—17 лет —3,5 и 3,3%. В.А. Айрапетянц объясняет это снижение традицией переучивания детей в школе [Айрапетянц, 1985].

 

Многие авторы отмечают большую выраженность леворукости у мужчин. При этом левшество считается более частым среди транссексуалов и гомосексуалистов, чем среди лиц с полной сексуальной дифференциацией. Леворукость распространена среди артистов, художников, спортсменов игровых видов, реже — среди инженеров, но чаще встречается у лиц, занятых физическим трудом. При этом леворуких не оказалось среди спортсменов-стрелков, баскетболистов, штангистов. Большое число левшей имеется среди каратистов (16%) и борцов [Ермаков, 1988]. Чрезвычайно интересны данные о различной частоте встречаемости левшей в разных регионах земли. По данным, полученным в 80-е гг., леворукие составляли 3,2% жителей Луганска, 3,4% — Москвы, 6% — Армении. 33,8% коренных жителей Таймыра оказались леворукими и только 10,2% — приезжие. В Голландии леворукость установлена у 11,2%, а в средней полосе России составляет 6,7%. Левшество - леворукость

В ряде современных исследований, посвященных левшам, принято разводить понятия левшества и леворукости. Левшество определяют как более широкое понятие, включающее, наряду с леворукостью, левую асимметрию в совместном функционировании парных органов. "Левшество не сводится лишь к леворукости. Оно возможно в функциях всех парных органов". Под левшеством понимается левая асимметрия - преобладание левой части над правой в совместном функционировании парных органов. При правшестве преобладают правые части. Возможна симметрия функций обеих частей.

 

Традиционно, в обыденной жизни мы называем людей, предпочитающих использовать предпочтительно левую руку в различных действиях именно левшами. Слова "левша" и "леворукий" употребляются зачастую как синонимы. Хотя левшой можно назвать и левоногого и левоухого и левоглазого и т.д.

 

Среди факторов, определяющих леворукость называются: наследственный и внешней среды. Леворукость считается наследственным признаком.

 

Симметрия - асимметрия

Для объяснения природы левшества привлекается принцип симметрии-асимметрии. Этот принцип приобретает все большее значение в научном познании, в исследованиях явлений природы, происхождения асимметрии мозга.

 

Развитие центральной нервной системы, начиная уже с плоских червей, сопровождается возникновением двусторонней (билатеральной) симметрии всего тела. В процессе филогенеза у человека каждое полушарие мозга приобретает все большую специализацию, что особенно проявляется в предпочтительном пользовании правой или левой рукой, развитии речи, того или иного способа приема и переработки информации.

 

Эволюция представлений о функциональном значении парности полушарий берет свое начало от признания независимости и равноценности полушарий как двух органов психики. Это представление позже сменилось концепцией доминантности полушарий, утверждающей ведущую роль левого полушария в реализации речи и некоторых психических процессов, а также представлением о ведущей роли правого полушария в невербальных процессах. И, наконец, к концепции функциональной специфичности.

 

На данном этапе развития психологии идет все более глубокое изучение мозговых основ различных видов психических процессов. На сегодняшнем этапе развития нейропсихологии наиболее актуальны с этой точки зрения проблемы межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия.

 

В отечественной психологии проведена огромная работа по изучению данной проблемы. Сотрудниками лаборатории физиологии зрения Института физиологии им. И.П. Павлова А.А. Невской и Л.И. Леушиной получены обширные данные о различиях в обработке информации обоими полушариями головного мозга. Этому же вопросу посвящены работы Н.Н. Брагиной и Т.А. Доброхотовой, которые выдвинули пространственно - временную гипотезу функциональной асимметрии мозга. По их мнению, первое, главное несходство полушарий - их пространственное различие, их противопоставление друг другу. Второе отличие - несходство функций полушарий в парной их работе во времени: правополушарная функция - в настоящем - прошлом, левополушарная - в настоящем - будущем времени.

 

Разделение головного мозга на два функционально неравнозначных органа рассматривается современной наукой как важный фактор адаптации человека к окружающей действительности.

 

Асимметрия мозга изучается в связи с проблемой индивидуализации обучения. В связи с этим направлением работы необходимо отметить исследования В.Г. Степанова, который выявил психологические особенности перцептивной деятельности школьников, связанные с функциональной асимметрией мозга. Также им разработаны психолого-педагогические рекомендации по учету данных особенностей в учебно-воспитательной работе.

 

В конце 50-х годов В.Г. Степанов, занимавшийся проблемами зрительного восприятия, дал экспериментально обоснованное и наиболее полное современное описание двух основных типов восприятия - "детализирования" и "угадывания", что позволило сформировать развернутое представление о течении процесса восприятия. Успешнее решалась 

 

Наблюдения показывают рост леворукости в период с 1900 по 1969 г. Брекен-бридж [Brackenbridge, 1981] полагает, что рост леворукости объясняется двумя причинами: первая — это улучшение акушерской и врачебной помощи новорожденным, что уменьшает летальный исход детей, которые рождены с мозговой патологией, сопряженной с вероятностью леворукости. Вторая — снижение социально-культурного давления на леворуких, которое связано с ростом понимания причины возникновения леворукости как биологической особенности, а не патологии или дурной привычки (цит. по: (Доброхотова, Брагина, 1994])



Просмотров: 284
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Психофизиология функциональной асимметрии головного мозга и межполушарное взаимодействие
  • Про важность совместной деятельности полушарий мозга.
  • Об асимметрии головного мозга и сознания
  • Травма как нарушение идентификации или "Поиск Я среди маскарада"
  • "Свой среди чужих, чужой среди своих"
  • "Бабочка на плече" или что такое "счастье" с точки зрения различных психологов.
  • Список литературы по теме "левшество"
  • Всегда говори "нет". Часть первая: люди среди людей
  • "Что происходит в мире на самом деле?" или Как работают фильтры восприятия человека
  • Свой среди чужих, чужой среди своих, или как выжить в новом коллективе
  • Искусство быть женой, или "Среди нас хлюпиков нет!"
  • "Как избавиться от негативных мыслей. Перезагрузка мозга"
  • Больше доверия в паре при помощи "мобильника". Как это?
  • Зависть - "болезнь мозга" или неверно истолкованный феномен?
  • Молодая семья - это "мы" или все-таки два "Я"?
  • Частица "Не" Для мозга ее нет, а для подсознания - это стимул к агрессии и разрушению.
  • Как разгрести "большую кучу" или про "Бардак" в голове и душе))) Работа с МАК..
  • О принципе "Cognition First" и печальных спорах среди "психологов"
  • На что опираться при выборе психолога, или как уменьшить шансы встретить "шарлатана".
  • Девушка "номер 1"или "в запасе" , как это понять?
  • "Кризис 3 лет" или "Как найти верный путь к своему ребенку!"
  • "Я хочу этого или мне это только кажется?" Как услышать голос сердца
  • "Казнить нельзя помиловать" - или как и за что ругать и наказывать детей?
  • "Навсегда твой" или "зачем я только это сказал?!"
  • Навыки функциональной семьи или "Я знаю, что ты чувствуешь!"
  • "Как перестать это чувствовать?", или о чем кричит душевная боль
  • Свой среди чужих, чужой среди своих или кризис подросткового возраста.
  • "Среди подлости и предательства, и суда на расправу скорого..."
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Групповая принадлежность "Свой среди других"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь