Больше, чем эмпатия Часть 7 (перевод книги)

Продолжаю свой перевод книги Ричарда Эрскина. Глава 3 "Настройка"

 

«Он-она-вы-они просто меня не понимают!». Есть ли кто-нибудь в мире, кто никогда не говорил этих слов? Желание быть понятым –  глубоко и по-настоящему – желание всеобщее. Это одна из частей человеческого голода по контакту и отношениям. Когда мы не чувствуем подобного контакта, мы склонны уходить из общения, защищать себя и отключаться от происходящего.

Ощущение себя понятым в контакте это больше чем просто понимание логического, рационального значения наших слов. Это включает, понимание собеседником наших чувств, которые вызвали эти слова и ощущение, что он разделяет или отражает, то, что мы чувствуем. Также это включает его настроенность на нас, то есть понимание того, что породило наши слова, насколько они важны для нас и что мы хотим от него, говоря эти слова. Настройка начинается с эмпатии; качество, способствующее развитию успешного межличностного контакта. Но продолжается настройка уже выше эмпатии, поскольку она требует более глубокого личностного отклика слушателя, который не уступал бы намерению говорящего (Stern, 1985). Настройка продолжается где-то в «между» то есть в пространстве, где два человека встретились для своеобразного соединения своего сознания.  

В этой главе мы тщательно рассмотрим настройку: что это, как этого достигнуть, как общаться, используя её и какое воздействие она оказывает в терапии. Рассматривая ее, мы обнаружим, что вернулись назад к процессу исследования и продвинулись вперед к характеристикам вовлечённости. Эти три аспекта – исследование, настройка, вовлеченность – неразрывно переплетены в терапевтических отношениях. В определенной степени каждый из этих трех аспектов может быть основным, однако, настройка должна присутствовать всегда. Настройка управляет исследованием, и настройка формирует природу терапевтической вовлеченности.

Настройка - процесс, состоящий из двух частей. Терапевт, настроенный на клиента   должен в первую очередь узнать об ощущениях, потребностях, желаниях, чувствах и значениях клиента. Поддерживая подобную осведомленность, терапевт должен также общаться с клиентом, показывая, что он осведомлен, действительно понимает, и хочет соответствующе подстраиваться к реакциям клиента. Николас Эванс в своей новелле «The Horse Whisperer» описал идеальные отношения между лошадью и наездником. «Все основано на доверии и согласии. Вы поддерживаете друг друга. Наездник ведет, но не тянет лошадь в сторону, он дает ей знать куда ехать, она чувствует это и движется вместе с ним. Вы находитесь в гармонии и движетесь в одном ритме, просто следуя своим чувствам». То же самое происходит, если терапевт настроен на клиента. Настройка похожа на танец, где терапевт часто следует, может иногда вести, но никогда не тянет в сторону; клиент чувствует настройку и передвигается на следующий уровень осознанности.

 

Функции настройки

Настройка стимулирует возникновение раппорта (дословно «раппорт» с английского как «хорошие отношения», «взаимопонимание», «согласие») между клиентом и терапевтом. Но это на самом деле клише: все, что делает терапевт правильно, скорее всего, приведет к дальнейшему раппорту. Давайте взглянем на это более подробно, то есть на то, что происходит, когда клиенты ощущают, что их терапевты настроены на них.

Уважение

Когда терапевт настроен на клиента и демонстрирует свою настройку, клиент чувствует уважение. «Этот терапевт внимателен ко мне и синхронен с моим процессом. Мне приятно делать, говорить, чувствовать, так как я умею, потому, что терапевт понимает меня и подтверждает, что у меня есть причины так поступать». Терапевт, чувствительный больше к нынешним паттернам клиента, чем к прошлым, работающий иногда с когнитивными аспектами, иногда с аффективными, говорящий или молчаливый реагирует с пониманием и участием. И в таком случае, клиент осознает, что к его паттернам будут относиться серьезно. Уважение терапевта к клиенту в начале всего лишь семя, из которой вырастает доверие и уважение клиента к своей собственной мудрости.

Настроившийся к процессу клиента, терапевт способен реагировать таким образом, что позволяет продвигает процесс вперед. Клиенты испытывают множество потребностей, поскольку они движутся все глубже-глубже в процессе самоизучения: это потребности в поддержке, защите и информации. Когда эти потребности осознаются, чувство клиента, что его уважают, усиливается; когда эти потребности встречаются с реакциями терапевта, которые настроены на всю совокупность переживаний  клиента «здесь и сейчас», ощущение уважаемости усиливается еще сильнее. К примеру, в следующем отрезке работы с Шерил (её первым языком является французский), терапевт выполняет запрос на информацию. Что более важно, делая это, она (терапевт) использует язык, тон голоса, чтобы выразить свое общее уважение к вопросу Шерил и к ее потребности в ответе. Шерил рассказывает о кошке в саду:

(этот диалог предшествует тому, который мы рассматривали во второй части)

 

Шерил: …другая вещь, которую я осознала, касалась, того, что, ммм, я была в саду, когда туда зашла кошка. Опустившись в кресло, я стала разговаривать с ней на французском. Хотя в последние дни я даже не думала на французском. Мне стало интересно, это регрессия или сопротивление. Есть ли какое-нибудь объяснение произошедшему?

Терапевт: Да, Фрейд считал, что регрессия это сопротивление. Но полностью я не согласна с этим взглядом. Я видела регрессии, которые являлись сопротивлением. Но также я видела регрессии, которые не были сопротивлением, и я видела регрессии, которые Фрейд бы назвал развитием эго (development of the ego). Как вы думаете, что это было в вашем случае?

 

Менее настроенный терапевт, возможно отвечая на вопрос Шерил задал бы ей другой вопрос, который касался бы ее чувств, мыслей, ожиданий и причин, который у нее были, чтобы задать этот вопрос. Вместо этого, настроенный на все, что Шерил проявляет в этот момент – то есть на ее сомнения, нервозность, ее склонность к самокритичности, также как и ее искреннее любопытство, относительно значения своего переключения на другой язык – терапевт на мгновение становится учителем. Делая это, она (терапевт) полностью отвечает на высказанный Шерил запрос. Она (не прямо) говорит Шерил, что ее вопрос достоин, того, чтобы он был задан, она демонстрирует это соответствующим поведением, она ценит и уважает интерес Шерил к этой теме. И после того, как она поделилась своими взглядами, она предлагает Шерил поделиться своими. Она приглашает Шерил к изучению своего опыта, не как клиента, мнение, которого «прорабатывается» экспертом,  а как равноценного партнера в терапевтическом процессе.

Множество клиентов приходят в терапию со страхом, что они будут делать что-то неправильно, говорить не то и станут причиной недовольства терапевта. Они обеспокоены тем, что начнут стесняться или стыдится, рассказывая о чем-то, что приводит их в замешательство. Постоянная настройка, к этому скрытому страху и к запутанным и постоянно-изменяющимся потребностям и желаниям клиента позволяет терапевту работать с полным уважением ко всем частям и граням клиента и передавать ему свое уважение ясно и однозначно.

Безопасность

Важность обеспечения клиента чувством безопасности едва ли может быть переоценена. Фритц Перлз говорил о «чрезвычайной потребности в безопасности», благодаря которой клиент может решиться рискнуть, попробовать что-то новое и сохранить уверенность, что он при этом выживет (Peris, 1967, 1973). Перспектива работы с терапевтом для многих (большинства?) клиентов, по своей сути, пугающа. Карл Роджерс эффектно выразился о восприятии терапевта клиентом:

«Я боюсь его. Мне нужна помощь, но я не знаю, могу ли я ему доверять. Он, вероятно, может видеть во мне, то о чем я не знаю -  что-то отпугивающее и плохое. Может показаться, что он не осуждает меня, но я уверен это далеко не так.  Я не могу рассказать ему, что меня конкретно беспокоит, но за то я могу рассказать о некоторых событиях, которые меня беспокоят. Кажется, что он понимает это, тогда я могу открыть ему еще немножко себя» (1961).

Только чувство безопасности и стабильности в терапевтических отношениях может позволить клиенту двинуться в пугающие места, помогает растопить его отрицание и если есть в это необходимость, помогает ему полностью регрессировать к старым  травматичным переживания, для того чтобы получить обратно свои старые утерянные части себя (Guntrip, 1971). Только чувство безопасности может дать возможность перенести клиенту боль сравнения между неудачными отношениями и невстреченными потребностями в прошлом и тем богатством, которое он получает в терапевтических отношениях. Чувствуя настройку терапевта, клиент чувствует себя защищенным: «Терапевт не станет меня атаковать, не станет слишком спешить (или слишком медлить), не будет настаивать на том, что я еще не хочу делать, не будет насмехаться надо мною, и я не буду отвратительным для него. Я чувствую себя в безопасности, потому что терапевт со мной, он настроен на меня и на каждый мой шаг» 

 



Просмотров: 415
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что происходит, если терапевт отказывается от клиента на стадии формирования негативного переноса?
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Как притягиваются клиент и терапевт. Выбор клиента.
  • Я могу любить себя, но не знаю, как это сделать, потому что боюсь…боюсь, что не получиться!
  • Панические атаки. Что это и как с этим справиться? (памятка для клиента)
  • Что я делаю, как гештальт-терапевт в терапии с клиентом.
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Что такое гештальт-терапия и чем гештальт-терапевт может помочь
  • Я хочу лучшего психолога для себя, или Как выбрать психолога. Как понять, что терапевт вам подходит?
  • Хочу сказать маме о том, что мне нравится мальчик, но боюсь, что она меня не поймет
  • Я почему-то не чувствую, что меня любят. Кто мне скажет – как это полюбить себя?
  • У меня есть проблема, но мне это нравится: что такое вторичная выгода и как её обнаружить
  • Что есть сон, а что реальность, и есть ли между ними грань?.... А может все наоборот и спим мы наяву?
  • Она не делает для меня того что я хочу!
  • Да, мухе не повезло, она влипла во что то что гораздо сильнее чем она сама и сдалась.
  • Как что-то захотеть или что делать, когда клиент не знает, что хочет?
  • Целостность. Что это и для чего она нужна?
  • Как терапевт принимает чувства клиента?
  • Как терапевт выбирает клиента. Рациональное.
  • Как терапевт выбирает клиента. Иррациональное.
  • Что за гадость мешает мне жить? Немного об интроектах. Часть 1: что это и «с чем их едят».
  • Самооценка… Что это такое и как она формируется?
  • Она не хочет роста и сепарации, потому что это лишает её материнской роли и собственной значимости.
  • Что такое близость для меня. Где она начинается и как ощущается?
  • Я — семейный терапевт, и мне это по сердцу
  • Какую девушку выбрать? Как понять, что это ОНА!
  • Все, что у нас есть, - это отношения
  • Психологическая помощь. Что это и кому она нужна?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь