Что за "зверь" это такой - аутоагрессивное (аутодеструктивное) поведение?

Аутоагрессивное поведение – это деструктивная активность, осознанно или неосознанно направленная на причинение самому себе вреда в физической и/или психической сфере. 

Аутоагрессия проявляется в самообвинении и самоунижении, в преподнесении себя в невыгодном свете, обзывании себя бранными словами, в сравнении себя с «низменным, ничтожным, никчемным существом».

Как форма саморазрушения (аутодеструкции) аутоагрессия проявляется в:

- курении, пьянстве, наркомании,

- игромании (азартные, компьютерные игры),

- склонности к чрезвычайно опасным видам спорта и деятельности,

- трудоголизме (работе «на износ»),  

- неразумном принятии лекарственных средств,

- рискованном сексуальном поведении (ссадо-мазо и прочие сексуальные девиации),

- модификации тела и лица (склонность к бесконечным операциям по "улучшению" своего облика), 

- нанесении себе телесных повреждений различной степени тяжести (парасуицидальное поведение),

- самоубийстве (завершенный и незавершенный суицид).

Парасуицидальное поведение направлено на причинение вреда и ущерба здоровью личности и жизни в целом.  Проявляется как шрамирование, пирсинг, тату, туннели в щеках и мочках уха, стритрейсинг, паркур и другие опасные увлечения.

Шрамирование (процарапывание, вырезание) как вид аутоагрессии:

Что за зверь это такой  аутоагрессивное аутодеструктивное поведение

Пирсинг как вид аутоагрессии:

Тоннели и тату как аутоагрессия (аутодеструкция):





Экстремальные развлечения как вид аутодеструкции: 

* опасные трюки (паркур),

* руфинг (лазание по крышам),

* стрит-рейсинг (опасная езда),

* прицепинг / зацепинг (цепляние к трамваю, поезду или другому транспорту).


Как сложный личностный комплекс, аутоагрессия рассматривается сквозь призму нарушений:

* характерологических (акцентуированные черты и качества, среди которых - интроверсия, демонстративность, невротичность, депрессивность, педантичность);

* самооценоочных (чем выше аутоагрессия, тем ниже самооценка собственного тела и способностей, самостоятельности, автономности поведения и деятельности);

* во взаимоотношениях  (сниженная способность или неспособность к успешной социальной адаптации и межличностному взаимодействию);

* в социально-перцептивной сфере, связанной с особенностями восприятия других людей при негативном восприятии себя.

Среди самых распространенных причин возникновения аутоагрессии ученые выделяют следующие:

- психотравмирующая ситуация, включающая различные формы психологической защиты;

- несбывшиеся жизненные ожидания, увеличивающие внутреннее напряжение;

- агрессивность субъекта и ее подавление,

- потребность в разрешении внутриличностного конфликта;

- присвоение личностью неадекватных моделей поведения, 

- неконструктивные смысловые установки,

- нарушения идентичности и "образа-Я",

- эмоционально-когнитивные искажения в структуре образа мира,

- расстройства адаптации.

Следует отметить, что враждебность со стороны матери и отца оказывает сильное влияние на развитие аутоагрессивного поведения, а наличие в семье положительных эмоциональных отношений (любви, поддержки и принятия) имеет решающее значение для минимизации аутоагрессии. 

Автономность (отчужденность) матери оказывает наиболее сильное влияние на риск формирования у детей саморазрушающего поведения. 

При выраженной директивности родителей (чрезмерный контроль, требования и санкции) дети начинают пробовать различные формы поведения, рискованного для здоровья и жизни, однако в меньшей степени вовлекаются в устойчивые формы саморазрушающего поведения.

В случае наличия положительных отношений к ребенку директивность родителей воспринимается как забота и беспокойство.

В случае отсутствия положительных отношений, враждебность и директивность воспринимаются как подавление и контроль.

Профилактика аутоагрессивного (аутодеструктивного) поведения должна включать своевременную психологическую помощь и поддержку; оказание помощи в трудной жизненной ситуации,  снижение стрессов и их последствий, воспитание самостоятельности, при которой будет меньше внушаемости; развенчивание мифов и заблуждений (например, о том, что «суицид – это красивый героический поступок»); доверительные беседы с детьми о последствиях суицида и парасуицидального поведения; просвещение в плане того, что «жизнь стоит того, чтобы жить».

Что могут сделать взрослые и родители, чтобы помочь ребенку и подростку с аутодеструктивным поведением?

1. Повышать самооценку подростка.
2. Обучать навыкам поведения в конфликтной ситуации.
3. Учить преодолевать состояния тревоги и растерянности.
4. Развивать критичность мышления.
5. Преодолевать повышенную внушаемость.
6. Формировать эмоциональную близость в отношениях.
7. Развивать умения ослаблять фрустрацию.

Психологи должны показать клиентам с аутодеструктивным поведением конструктивные выходы из депрессии, предложить литературу о смысле жизни, фильмы с жизнеутверждающим сценарием; формировать сферу интересов и вкус к жизни тех людей, с которыми они работают.

Ссылка на информацию о мастер-классе по профилактике аутодеструктивного поведения несовершеннолетних, проведенном в рамках Дня Уполномоченного по правам ребенка в Астраханской области:

http://ast-deti.ru/article.php?mode=view&site_id=240&own_menu_id=212652



Диагностические маркеры аутодеструктивного поведения в рисунках детей, подростков и взрослых я планирую описать в следующей статье. Напишите, пожалуйста, интересно и нужно ли это вам, дорогие мои читатели?



Просмотров: 646
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Авитальная активность как форма аутодеструктивного поведения подростков
  • "Почему он изменился после свадьбы?" или Как модели поведения влияют на жизнь людей.
  • Терапия последствий «прерванного движения любви" как профилактика дезадаптивного поведения
  • Алкоголизм, как форма саморазрушающего поведения
  • Поступки родителей как способ формирования стереотипов поведения и мышления у детей
  • Нарушение потребности в безопасности как источник "проблемного" поведения детей
  • Как поставить ребенку границы поведения и при этом не сломать его личность?
  • Эмоции – как регулятор понимания себя и своего поведения
  • "А на войне - как на войне" или стратегии поведения в конфликте
  • Как связано "плизерство" и нарушение пищевого поведения
  • Программа тренинга уверенного поведения для школьников "Я уверен в себе!"
  • DBT как эффективный метод коррекции импульсивного поведения при пограничном расстройстве личности
  • Как питаться при расстройствах пищевого поведения.
  • Как родителям защитить себя от «плохого» поведения ребёнка
  • Профилактика негативного поведения детей, при появлении младших.
  • Родительские послания, аутоагрессия и компульсивное переедание или диетическое поведение как сценарий.
  • Гл.3 / 3.8. Особенности конструирования образа будущего. Образ как регулятор поведения /2
  • Гл.3 / 3.8. Особенности конструирования образа будущего. Образ как регулятор поведения /1
  • Гл.3 / 3.8. Особенности конструирования образа будущего. Образ как регулятор поведения /3
  • Гл.3 / 3.8. Особенности конструирования образа будущего. Образ как регулятор поведения /4
  • Профилактика суицидального поведения среди подростков
  • Новая модель поведения или работа с МАК "PERSONA"
  • "Убегаем - догоняй" или немного о шаблонах поведения
  • Как замотивировать себя на изменения пищевого поведения и похудение (работа с НПП)
  • Кое-что о боли или сущность и условия формирования самоповреждающего поведения
  • Конспект лекции "Духовная безопасность или причины аддиктивного зависимого поведения"
  • Эти непослушные дети... В чем причины "плохого" поведения?
  • Влияние семьи на развитие аддиктивного поведения у несовершеннолетних.
  • Как рассказать ребенку о стратегиях поведения в конфликте?
  • "Свежие пирожки" с конференции о психокоррекции нарушений пищевого поведения.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь