Развитие личности по Фрейду. Фиксации

Сегодня еще добавим деталей к пониманию фиксаций. И начнем писать о выходе из фиксации. Какие осознавания и техники помогают это сделать. 

* * * * *

Продолжим рассмотрение темы застревания человека на той или иной стадии. Еще раз упомянем, что фиксация у взрослого человека не бывает полной. Это взрослый человек, который смог дожить до своего возраста, обзавестись социальным положением, семьей, друзьями и знакомыми, много чего узнать, и много чему научиться.

Речь идет о некоей "виртуальной фиксации". Когда в некоторых ситуациях человек упирается в невидимый ограничивающий потолок. Этот потолок может не позволять начать свое дело, вступить в отношения, принять важное решение. 

И еще важный момент. Такой "потолок" будет свойствен скорее "оральной" и "анальной" фиксации. На фаллической стадии проблемы будут немного другие. 

В теории фиксация происходит по причине не совсем адекватного взаимодействия родителей с ребенком в тот или иной период его развития. 

Оральная фиксация - от года до двух. В этот время ребенок целиком зависит от родителей. Родители удовлетворяют, либо фрустрируют все его потребности. У ребенка есть только один инструмент воздействия - кричать и требовать. Сам он позаботиться о себе не может. Потолок будет выражаться в том, что вроде множество возможностей вокруг. Но не хватает того, кто пришел бы и "спас". Сказал бы "вот это делай, так поступай". И чтобы этот кто-то был бы в образе идеального родителя, заинтересованного только в интересах "ребенка". На этой фиксации будет либо отсутствие критики к тому, кто что-то предлагает и вызывает доверия. Либо будет практически полное недоверие к тому, кто проявляет хоть какой-то свой собственный интерес в предлагаемом деле или поступке. Потому что тогда это "не идеальный родитель", а значит не пришел заботиться о "ребенке". 

Анальная фиксация - второй-третий год, период приучения к горшку. Заявление ребнка о себе, своих границах. Инструмент воздействия - удержание, неподчинение. Родителю нет доверия. Разве что ребенок точно уверен, что у родителя нет какой-то своей заинтересованности, и он ничего не хочет у ребенка забрать. А лучше, если что-нибудь даст. В этой фиксации сложно строить модель "win-win". Ребенок смотрит, будет ли прибыль ему самому. Прибыль же для второго напрягает, поскольку постоянное опасение "вдруг он мое забрал?!". 

Фаллическая фиксация - ребенок хорошо взаимодействует с другими детьми. С родителями же должен произойти конфликт, который Фрейд обозначил как комплексы Эдипа и Электры. Когда хорошо настроенные, и любящие его родители, все равно должны выступить в роли врагов, которых надо победить, с тем, чтобы инициировать в себе взрослого. Но только если при "здоровом" развитии, эта борьба - виртуальная. Как человек, который комплексует по поводу своей внешности, перерастает это, научаясь предъявлять свои сильные стороны, и маскировать неприглядные, перерастает фазу, когда не может общаться с другими людьми. В случае фиксации же, стадия эдипа остается непройденной. Ребенок остается в вечной конкуренции с кем-то. Он может многого добиться по жизни, но всегда это будет разговор в стиле "я учился у лучших учителей, обладаю самой крутой методикой, только я смогу ..., только я так умею... ". На этой стадии уже может быть разговор в модели "win-win", но через подчинение: "вам будет хорошо, но только если вы со мной, если я расскажу вам как...".

Выход из фиксации и переход на следующую стадию

Мы много говорили и описывали разные проявления, свойственные той или иной стадии. Пришло время поговорить и о том, как выйти из фиксации. 

Из описания фиксаций можно было заметить, что многое в них связано с детско-родительскими отношениями. Оральный ребенок - целиком зависит от родителя. Анальный ребенок - постоянно взаимодействует с родителем. Фаллический ребенок - воюет с родителем. 

Чтобы выйти из фиксации, и перейти дальше, следует сделать две основные вещи:

1. Осознание, что основная часть фиксации - неприятие следующей стадии. Мы специально посвятили этой теме несколько статей, постаравшись полнее раскрыть и описать каждую стадию. Не только для того, чтобы вы могли узнать себя. Но и чтобы познакомиться с симптомами следующей стадии. Возможно, у вас есть знакомые, которых вы можете отнести на ту или иную стадию. Перестать отрицать, принять в себе проявления следующей стадии, принять, что можно и вот таким образом тоже взаимодействовать с миром - это часть работы по личностному росту. Оральному - попробовать стать более анальным. Анальному - попробовать быть фаллическим. Фаллическому - попробовать интегрировать в себе проявления разных стадий, и перейти к латентной стадии. 

2. Работа с потребностями страхами и мифами. Оральному может казаться, что мир его не удовлетворяет. Действительно ли это так? Правда ли, что он сам никак не может о себе позаботиться? Анальный - действительно ли мир столь небезопасный? Можно ли доверять, делегировать? Можно ли положиться на контроль другого человека? Не бездумно, но позаботившись о себе - продумав как можно проверить челоека. Фаллический - станет ли он сам хуже, если признает, что другие люди уже хорошие, даже без того, чтобы их менять? Уже счастливые, уже успешные. 

3. Миф-связка по поводу родителей. Родители дают самое ценное, что есть у человека - его жизнь. И это очень важно. При этом есть ожидание, что родители будут идеальные. Важно осознать, что это разные вещи: благодарности родителям за то, что дали жизнь. И тот факт, что они просто люди, обычные люди. Такие же обычные, как вы сами, когда воспитываете своих детей, или играете с чужими, испытывая при этом совершенно разные эмоции: иногда положительные, иногда отрицательные. И как положительная эмоция взрослого не делает ребенка с которым взаимодействует этот взрослый, идеальным. Также и отрицательная не делает его ничтожеством. Взрослый отдельный человек. Ребенок - отдельный человек. Что также не лишает их близости. 



Просмотров: 440
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • "Что за зверь такой, "мотивация"? Как его есть?"
  • Ребенок не хочет учиться! "Кто виноват?" и "Что делать?"
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Еще не встретился "твой" человек. Как понять что это любовь
  • "Уверенность в себе" или "Что мешает чувствовать себя уверенно?"
  • Достаточно ли мы принадлежим себе? "Нарциссическое расширение" - что/кто это?
  • "Навсегда твой" или "зачем я только это сказал?!"
  • "Я тебя люблю..." Что люди "прячут" за этой фразой!?
  • Самая сложная задача Родителя, что такое "плохо/хорошо" и как можно докатиться до ПРЛ или НРЛ
  • "Хочу, чтобы ребенок меня слышал"- что и как говорить?
  • "Что сделать, чтобы ребенок успокоился?" (ответ в статье)
  • Если у тебя "плохие" мысли - это еще не значит что ты - плохой.
  • Парадоксальная теория изменений или "Что же еще сделать, чтобы моя жизнь стала лучше?"
  • "Замедляться, чтобы чувствовать" или "Что у меня с лицом?"
  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • "Сколько раз тебе повторять" или "как мне повезло, что ты такой сообразительный"
  • "Ты видишь только то, что хочешь видеть" (в общем, это ты проблемный)
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • Что ребенок может "сям"?
  • "Со мной что-то не так", или что делать с чувствами, которых быть не должно?
  • Работа со страхом: "Что самого страшного может произойти, если..?"
  • Что может означать фраза мужчины "мне надо разобраться в себе"
  • "А он то ехал к маме...на тот свет" или "Подсознание верит в то, что вы говорите"
  • "С мамой все в порядке. Это со мной что-то не так"
  • "Где в теле Вы чувствуете это?" Что делать, если ощущений нет?
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь