Высшие психические функции. Развитие дошкольника.

Автор статьи: Тарасенко Яна
Дошкольный возраст является самым восприимчивым для развития ВПФ.
 

Рассмотрим возраст 1-5 лет и развитие ВПФ в данный период времени.
 

В раннем возрасте ведущая роль принадлежит восприятию. Всю поведение ребёнка зависит от восприятия им окружающего мира. Память также целиком зависит от восприятия знакомых предметов.
Ребёнок внимателен только к тому, что в зоне его восприятия и устанавливает мыслительные связи с этими предметами.
Развивается восприятие в рамках предметной деятельности.


Сначала дети акцентируют внимание на одинаковой форме предметов, затем в поле их восприятия и внимания попадает величина и лишь потом уже отличия по цвету. Это важно учитывать при знакомстве ребёнка с предметами и его характеристиками.

Мышление в этом возрасте наглядно-действенное.


Мышление- это процесс формирования представлений об окружающем мире на основе накопленного личного опыта и способности на основании этого опыта делать прогнозы.
Мышление даёт возможность получать информацию об объектах окружающего мира, которая не может быть воспринята органами чувств, а именно эта информация будет о свойствах предметов и закономерностях.
Мышление тесно связано с памятью.

 

Примерно с года ребёнок уже может устанавливать причинно-следственные связи. Может мыслить перспективно: поели, значит скоро гулять, проснулись, значит будем завтракать.
И ретроспективно: я недавно покушал, я только что был на улице.
 

В этом возрасте можно замечать склонность ребёнка к определённым способностям.
 

Мыслительные операции включают в себя:
Анализ- исключать лишнее.
Синтез- объединять по признаку.
Обобщение- находить общее, группировать по признакам.
Абстрагирование- находить косвенные признаки.
 

Уже с 2,5 у ребёнка вполне может быть цельная, связная  картина мира.

   В этом возрасте преобладают действия. Поэтому часто ребёнка можно застать за такими действиями как открывать-закрывать, стучать, выдвигать-задвигать, хлопать, перемещать предметы.
   Действия дают ребёнка очень важный чувственный опыт, который в дальнейшем приведёт к более сложным формам мышления.
Мышление развивается в познавательной активности, эксперементировании и в удовольствии от проделанных действий.

В основе развития мышления лежит проба.

 

Внимание в этом возрасте не более 7-8 минут. Акцент на яркие, необычные образы, предметы.
Память  зависит от восприятия предметов.
Воображение развивается через замещение одного предмета другим. Важная роль игры где ребёнок как раз и знакомится с предметами-заместителями.
2,5 года у ребёнка возникают страхи.


 5-7 лет. Дошкольный возраст.

 

  Основная психическая функция от восприятия переходит к памяти. Хотя ещё в 5-6 лет активно развивается воображение.
Память бывает краткосрочная и долгосрочная.
Тренировать память лучше всего при заучивании стихотворений, игр на запоминание ряда слов, предметов, которые нужно воспроизвести сразу, потом через 10 минут, 40 минут.
 

Восприятие в возрасте 5-7 лет опирается на сенсорику.


Мышление  наглядно-образное.

  Полностью наглядно-образное мышление может быть сформировано к 7 годам. Ребёнок начинает оперировать абстрактными понятиями без опоры на наглядность и предмет.

Мышление развивается в наглядном конструировании и эксперементировании.

Особый интерес проявляется к схемам, планам, предметам-заместителям в игре.

Формируется смелость, гибкость мышления, креативность.

 

Внимание ребёнка на 6 году приобретает специфику самостоятельного управления.
Выделяют произвольное- формируется через указания ,просьбы родителей, в игре, когда нужно выполнить что-то по плану, по сценарию, в спортивных состязаниях.

    Непроизвольное внимание- ребёнок уже вполне может сам сосредоточиться на чём-то, что представляет интерес, может быть важным для него  и нужным.

Объём внимания к 6 годам значительно возрастает. Ребёнок уже может воспринять и назвать  не 1 предмет, как это было в 3-5 лет, а гораздо больше.
 

  Устойчивость внимания- это уровень сосредоточенности на объекте.
Игру у 6 леток может продолжаться до 2 часов, так как внимание включает более сложные действия и отношения людей. Всё это носит интеллектуально значимый характер. Интересны становятся загадки, головоломки.
6 летки активно могут заниматься одним делом не более 10-15 минут Поэтому для занятий рекомендовано время не более 35 мину и перерыв 20 минут.
 

Воображение в возрасте 6-7 лет тесно связано с развитием речи.

Для развития воображения применяются игры в ассоциации, театральные постановки, шахматы, пересказ, чтение ребёнку, различные творческие занятия по изготовлению поделок, рисование, лепка и т.д.

 Очень важным моментом при развитии воображения является возможность научить, показать ребёнку нечто большее в предмете, чем кажется на первый взгляд.

 Речь эгоцентрична, обращена к самому себе, для себя. Такая речь выступает как средство мышления ребёнка- говорение без попыток встать на точку зрения собеседника, речь, обращённая ни к кому конкретно, с вопросами и не обязательными ответами. Такая речь полностью  исчезает к концу дошкольного периода.
 

Воображение выполняет две функции:
Познавательную- достраивание целостной картины мира, получение новых впечатлений.
Аффективная- выступает в качестве защиты «Я», реализуется через многократное повторение травмирующего события, ребёнку требуется воссоздать ситуацию для самоутверждения и успокоения.
 

В 6-7 лет у ребёнка появляется воображаемые герой, выдуманный мир, в уме ребёнок проигрывает различные сюжеты. И только в этом возрасте к 7 годам появляется целенаправленность и планирование. Ребёнок может предвидеть сюжет игры, действия. Рисовать по плану.

   Выбор родителя как и где развивать ребёнка.На сегодняшний день огромное количество детских центров, клубов, предлагающие свои методики раннего развития. С моей стороны хотелось бы обратить внимание насколько та или иная методика подходит именно вашему ребёнку. Совершенно очевидно, что не каждый малыш в 3 года сможет начать читать и не будет рисовать картины на радость родителям. Однако я уверна, что в каждом ребёнку есть свои способности и своё время их открытия. Возможно, задача родителя как раз в том, чтобы грамотно внимательно наблюдать за своим ребёнком и предлагать ему то или иное действие, игру, занятие для большего и лучшего раскрытия его потенциала. 
Работая с детьми, я вижу большое количество родителей, жадно стремящихся увидеть нечто особенное и уникальные способности его ребёнка или же хотя бы соответствие "нормам". Хочется преостановить пыл таких родителей и порекомендовать им мягко подходить к вопросу раннего развития детей. Каждый ребёнок уникален по своей природе и каждому умению свой час. Подерживайте и будьте вместе с детьми в их развитии, начинаниях. Пробуйте разное, но выбирайте то, что подходит именно вашему ребёнку. 



Просмотров: 394
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что может делать ребёнок в 8-9 лет?
  • Бить своего ребёнка. Что в этом для родителя?
  • Критерии гармоничного психического развития ребёнка от 1 года до 2 лет.
  • Папа в игре и в жизни ребёнка – на что стоит обратить внимание?
  • Надо заставить ребёнка учиться! Пусть ребёнок лучше умрёт, чем тройки будет в школе получать!
  • Как именно деньги могут испортить отношения: «Может быть, тебе поискать более высокую зарплату?»
  • Роль отца в раннем развитии ребёнка и его сепарации от родителей.
  • Готовность ребёнка к школе. На что стоит обратить внимание.
  • Как Новогодний костюм может повлиять на жизнь ребёнка?
  • Что такое дивергентное мышление и как оно может развиваться
  • Родители уводят ребёнка с терапии. В чем заключается опасность для ребёнка.
  • Показатели ребёнка от 1 года до 3-х лет.
  • История одного ребёнка. Авторитарная бабушка и непослушный ребёнок.
  • Психоанализ предназначен для тех, кто этого хочет, нуждается в этом и может его принять
  • Что важно знать родителям, выбирая развивающие занятия для ребёнка.
  • Что самое важное для ребёнка? Любовь? Не только.
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Креативное мышление как потенциал роста личности ребёнка. Жизненные возможности и перспективы.
  • История одного ребёнка. Я из него дурь выбиваю каждый день! Уже рука синяя.
  • Никогда не сравнивайте своего ребёнка с другими. Ваш ребёнок всегда лучше!
  • Кризис трёх лет. Как правильно реагировать на поведение ребёнка
  • "Фототерапия" с детьми. Развиваем речь, мышление и воображение.
  • Подростку 12 лет, уже никто справиться не может
  • Можно ли отдавать ребёнка в садик до 3 лет с точки зрения нейропсихологии
  • Скрытая депрессия может быть в любом возрасте
  • Гаджеты нужны для развития ребёнка!
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • Каким вырастет мой ребёнок? Что нельзя делать и что нужно, чтобы ребёнок стал счастливым человеком
  • Недоступный родитель, преисполненный важности, создаёт ребёнка, который не может найти «своего пути»
  • О значении сказки для развития личности ребёнка



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь