Психотерапия, как это происходит. Мифы и реальность.

Клиент: "А есть какой-нибудь алгоритм, что бы раз и все исправить?"

Я: "Что-то из серии - оденьте красное белье и ваш муж изменится, будет вас безумно любить и вы умрете в один день?"

Клиент: (улыбается) "Ну да."

Я: "Нет. Так не работает. Если вы хотите изменений, коррекция на уровне сознания не поможет. Для перемен работать нужно с бессознательным. Долго, усердно и....это больно."

Клиент: "А как работать с бессознательным? Напиться что ли?"

Я: (моя очередь улыбаться) "Есть специально обученные люди. Психологи, например."

Клиент вздохнул и задумался. (опубликовано с согласия клиента).

У меня часто спрашивают во время терапии: "а можно просто почитать книги про проблемы аналогичные моей и самому себя излечить", "а в чем смысл лечения?", "ну хорошо сейчас мы расковыряем что-то в детстве, а что дальше" и так далее.

Также я постоянно сталкиваюсь с тем, что у людей сильно искажено представление о том, что же такое психологическая терапия и как это работает. 

Начнем с того, что есть различные модальности - разные школы в работе. Есть психоаналитики, есть гештальт терапевты, есть терапевты работающие в рамках поведенческой терапии, есть транзактные аналитики. Не пугайтесь многообразия, при выборе терапевта всегда можно уточнить на основе каких теоретических воззренний он ведет свою практическую работу. В настоящее время я все чаще и чаще сталкиваюсь с тем, что длительно практикующие терапевты используют наработки различных школ, так сказать интегрируют различные методики с точки зрения их практической полезности. На мой взгляд это наиболее разумный подход, значительно расширяющий инструментарий консультанта и возможности достижения цели заявленной клиентом.

В начале работы с терапевтом, обязательно должна быть определена цель консультирования. Это так называемый нулевой этап. Клиент говорит о том зачем он пришел, что он хочет получить в результате работы, какие усилия он готов приложить для достижения цели и что именно он ожидает от консультанта. Консультант на данном этапе работы определяет правила работы: сроки оплаты, в том числе при опозданиях и пропусках сессий, за сколько сессий надо предупреждать об отпуске, длительность отпуска каждой из сторон во время работы, признаки само-разрушающего поведения и тд. Этот этап важен тем, что на нем определяются границы сторон и устанавливается направление дальнейшей работы. Если цель и границы не установлены, то работа складывается хаотичным образом, бессистемно вскрываются пласты бессознательного, интерпретировать и конфронтировать которым сложно без установленной итоговой задачи. При отсутствии четких установленных границ ранится клиенту будет значительно легче, поэтому четкие границы нужны для безопасности самого клиента в первую очередь.

После одной-двух сессии установления границ и определения цели консультирования начинается последовательная работа по самой задаче, с которой пришел клиент. На первом этапе собирается весь материал, имеющий отношение к установленной проблеме. Важно отметить, что уже на данном этапе возникает сопротивление психики, переносы клиента и контр-переносы терапевта. Часто психологи, стараются обойти сопротивления или же вовсе их не замечают. В то время как даже такие незначительные вещи как опоздания клиента, задержка с оплатой или наоборот чрезмерная послушность клиента (сверх-адаптация) - есть признаки проявления сопротивления и характерных черт, которые и есть причина проблемы, решение которой так важно клиенту. Поэтому на данном этапе гораздо важнее уделять внимание всем видам сопротивления, что будет глубже раскрывать клиента и стимулировать его самостоятельно приходить к внутренним инсайтам.

На втором этапе, когда выстроен альянс между терапевтом и клиентом, происходит процесс осознания выявленных паттернов (шаблонов поведения) и сценарных решений. Так как клиент только начинает осознавать свои сценарные поведенческие стереотипы, терапевту крайне важно уже больше конфронтировать - обращать внимание на проигрывание сценария в реальной жизни и на несоответствия в любых направлениях: поведение, факты излагаемые клиентом и тд. Не нужно забывать и про сопротивление, клиента, так как оно снова может усилиться. Работая с сопротивлением терапевт одновременно работает с поставленной задачей, так как вид сопротивления неразрывно с ней связан, а зачастую является и ее причиной.

На третьем этапе клиент с помощью терапевта находится в точке перерешения. Когда он осознал и понял, что сформированный ранее сценарий был рабочим в предыдущие годы, но сейчас не работает и что нужно поступать и действовать иначе, но как пока не ясно или ясно, но крайне страшно. На этом этапе важно объяснить клиенту, что такое аварийный люки, чем сложен этот этап и как клиент себя на нем будет чувствовать. Иногда  бывает дискомфорт в теле, иногда нарушается сон, иногда повышается тревожность и усиливаются симптомы с которыми изначально пришел клиент и которые могли уже уйти на предыдущих стадиях работы.

Четвертый этап, клиент прожил тупик и вышел из сценария, в котором функционировал ранее по заявленной проблеме. Здесь важно закрепить новый поведенческий навык, так как в состоянии усталости, стресса клиент может незаметно для себя возвращаться в старый сценарий. Терапевту важно отражать периоды регресса и прорабатывать его причины. К концу этапа клиент уверенно чувствует себя в новых условиях принятия решений.

Пятый этап  - прощание клиента и терапевта. Подведение итогов  работы.

Почему же в этой работе нужен терапевт и почему прочтения книг недостаточно для действительных изменений?

На мой взгляд причины две:

1. Психика вытесняет болезненный материал в бессознательное одновременно с этим выстраивается характерологический "панцирь", который будет препятствовать опознаванию этих событий. Данный "панцирь" с одной стороны защищает от болезненных переживаний клиента с другой - является причиной постоянного повторения "ошибок" и наступания на "грабли". Что бы преодолеть этот панцирь-ограничение и проработать вытесненные неприятные переживания нужен профессионал, умеющий распознавать сопротивление психики и правильно работать с ним исходя из поставленных задач в терапии.

Это невозможно сделать самостоятельно, так как человек сам построил этот панцирь для защиты и самостоятельно разрушать его не имеет навыка. Есть навык только выстраивать и оберегать его.

2. Пережить этап выхода из сценария - крайне сложно без профессиональной поддержки, это может затянуться на долгие годы или не закончиться вовсе. Так как эмоции испытываемые в начале изменения сценария чаще всего  чрезмерны и психика затопляется, клиент выходит из процесса перерешения и возвращается в старый сценарий. Более того, каждый человек имеет свою уникальную историю поэтому и переживание этого этапа для каждого человека различно, соответственно и поддержка терапевта будет разнообразной.



Просмотров: 323
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как клиенту понять, что в терапии "что-то не так"?
  • "Что за зверь такой, "мотивация"? Как его есть?"
  • Такая разная терапия: клиент "Хочу" и клиент "Надо"
  • Что делать, когда клиент говорит "нет".
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Отношения "клиент - психолог". Что им нужно друг от друга?
  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • "С мамой все в порядке. Это со мной что-то не так"
  • Сказ о том, как "бегающий" клиент психологов перессорил и сам расстроился
  • групповая арт-терапия "Плохой клиент-Хороший клиент"
  • "Жирафики" или "Со мной что-то не так"
  • "Со мной что-то не так", или что делать с чувствами, которых быть не должно?
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • "Я и так вижу в чем моя проблема - и что дальше?". Задачи психотерапии
  • "Сколько раз тебе повторять" или "как мне повезло, что ты такой сообразительный"
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • "Бабочка на плече" или что такое "счастье" с точки зрения различных психологов.
  • "Уверенность в себе" или "Что мешает чувствовать себя уверенно?"
  • "Анализ сновидений" в группе - что это и как это работает?
  • "У меня все есть, но почему мне так плохо?"
  • "Клиент, сделай это за меня! Пожалуйста!"
  • Психология питания во время беременности "Мы есть то, что мы едим".
  • Почему так трудно "каждый день по 15 минут" делать что-либо?
  • Как из "сложного клиента" сделать "клиента любимого"
  • "Работа с МАК". Расклад "Что лучше для меня".
  • РПТ (терапия отправных точек): что это такое и "с чем его едят"?
  • Страх. Сопротивление – "краеугольный камень" клиента и работы психолога.
  • "Когда клиент - не клиент психолога"
  • Почему так тянет к "неподходящим" мужчинам и что с этим делать ?
  • Принимай то, что можешь (про идею "принятия" и "непринятия" себя и других)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь