Особенности организации ценностно-смысловой сферы химически зависимых.

 Артеменко А.В., Ванкон И.Г., Крохта Н.В., Медведев М.Э.

В ситуации ломки социальных стереотипов, духовного кризиса и глобальной реструктуризации современного мира особое значение приобретают те аспекты развития личности, которые определяют механизмы формирования структур индивидуального сознания. В условиях продолжающейся наркотизации общества много внимания уделяется изучению личности химически зависимых,  так как знания о  реконструкции субъективной картины мира аномальной личности может быть одним из важных факторов при проведении реабилитации. Можно отметить, что до сих пор, существует дефицит исследований, освещающих обратный процесс – процесс выздоровления зависимой личности, ее реадаптации и ресоциализации. В процессе проведения психокоррекционой работы с зависимыми мы отметили, что необходимым условием для успешной реабилитации является перевод внешней мотивации во внутреннюю, который, на наш взгляд, сопровождается изменениями в   ценностно-смысловой сфере пациента. Для объективного подтверждения этого наблюдения нами было организовано научное исследование целью, которого стало определение особенностей организации ценностной системы зависимой личности в процессе ремиссии.   

В нашем случае за основу взят системный подход к реабилитации зависимой личности. Этот подход основан на биопсихосоциодуховной концепции выздоровления от химической зависимости. Кратко раскрывая ее содержание, следует отметить, что в рамках программы идет обучение навыкам самоанализа, развитие рефлексии (обучение распознавать и выражать чувства), человек обращается вовнутрь себя для изучения собственных патологических механизмов поведения и мышления, для изменения отношения к себе и своей болезни. Социальный аспект программы выздоровления предполагает создание особого рода среды, в которой происходит специфическое общение, передача опыта равного – равному, и это общение и  взаимодействие оказывает влияние на личность в контексте происходящих изменений, поскольку происходит постоянный обмен информацией и позитивным опытом выздоровления. В процессе взаимодействия особым образом организуется сфера контактов, создается система социального воспитания, состоящая из культурных и поведенческих навыков, позволяющих выработать новые представления о себе и закрепить их на уровне ежедневного общения и поведения.  Духовная составляющая программы выздоровления включает в себя пересмотр системы ценностей, которые декларируются и внедряются в ходе реабилитации, создание  новой системы видения мира в соответствии с теми психологическими изменениями, которые происходят внутри человека. По сути, программа и система реабилитации создает и формирует среду, в которой  существует определенная система правил и требований,  и с помощью обучающего и воспитательного воздействия создаются предпосылки для изменений в структуре личности выздоравливающего. Ценностно-смысловая сфера относится и психологической, и к духовной  составляющей, и ее изменения в процессе выздоровления оказывают влияние на социальное поведение и  духовность личности, поскольку все аспекты находятся в непрерывном взаимодействии. Важно отметить, что  ценностно-смысловая сфера в своем составе содержит понятие мотивации, и в случае лечения наркомании известно, что именно желание и готовность личности изменяться играют определяющую роль в успешности реабилитации.

В качестве исходной гипотезы было выдвинуто предположение, что ценностно – смысловая сфера наркомана обладает рядом особенностей и трансформируется в процессе  системной реабилитации. В нашем случае были обследованы комплексной батареей методик 60 испытуемых, которые проходили на реабилитацию в центре для наркозависимых, имеющие достаточно большой стаж употребления наркотических средств и разные сроки трезвости от них. Не ставился вопрос о полоролевых или возрастных различиях испытуемых, не учитывался  социальный статус и материальное положение, имел значение лишь факт заболевания наркоманией этих людей и попытки справиться с болезнью, мотивированные самими испытуемыми или членами их семей.

Исследование проводилось методом поперечных срезов. Реабилитационный процесс разбит на этапы, каждый имеет определенные цели и задачи. Таким образом, диагностика проводилась отдельно на начальном этапе реабилитации (базовая программа), на среднем этапе (постпрограмма – программа профилактики срывов), а также тестировалась группа выздоравливающих, успешно завершивших курс реабилитации и реадаптированных в социуме, имеющих различные сроки трезвости (3-5 лет).

В комплекс методик вошли тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева и методика «Ценностные ориентации » М.Рокича. Прежде чем перейти к непосредственному анализу результатов, необходимо дать краткое описание каждой группе.

Базовая программа (База)

Это группа пациентов - новичков, которые адаптировались в центре к условиям жизни, правилам поведения, распорядку. Реабилитация проходит на этом этапе стационарно, пациент не имеет возможности покидать центр, режим работы в программе достаточно интенсивный. Всего 15 человек, этот тестовый материал образует самостоятельную групповую комбинацию, в дальнейшем именуется База.

Постпрограмма (Пост)

Те, кто успешно завершил базовый курс,  тестировались по той же полной батарее методик -  15 человек. На этом этапе реабилитации идеология работы сохраняется, но число степеней свободы деятельности и поведения субъекта реабилитации значительно возрастают. Участник этой программы, живущий в центре и занимающийся какой-либо продуктивной деятельностью (хозяйственная работа, ремонт и т.п.) получает статус волонтера. Либо выпускник «возвращается в мир» и периодически приезжает на занятия и работает по индивидуальной программе.

Успешность личностной трансформации, положительная оценка надежности субъекта и высокий уровень доверия к нему со стороны персонала, а также желание связать свою деятельность с психотерапевтическим процессом и достаточный стаж трезвости позволяют подняться на следующий уровень реабилитации - стажерства. Стажер - помощник консультанта. Эмпирический материал этих испытуемых не выделяется в самостоятельную группу, а объединяется с группой выздоравливающих в социуме (АН).

Выздоравливающие (АН).

Вместе с профессионалами, работающими в центре, - максимально возможный на сегодняшний день уровень выздоровления, мы объединили выздоравливающих в социуме, посещающих собрания АН, выпускников, которые продолжают работать  и посещать группы само- и взаимопомощи. Это продолжение интенсивной работы над собой, духовный и личностный рост, связанный с обменом опытом  приобретением навыков ресоциализации и реадаптации. Эта группа в каком-то смысле является эталоном выздоровления, т.к. объединяет большое число выпускников, стаж трезвости которых (ремиссия) три года и более (всего 15 человек). Можно, вероятно, в этом случае говорить о преодолении критической черты, за которой возврат к старому невозможен, слишком многое в смысле социального и психологического благополучия ставится на карту. Становится очевидным для наблюдателя рост адаптивности личности, расширения социальных контактов, появления новых личных проблем, связанных не с болезнью, а с особенностями жизни и деятельности в нормальном социуме.

 Zona (пациенты, проходящие реабилитацию в условиях  в ИК-2).

 Самая специфическая группа из выборки (15 человек, все мужчины). Осужденные химически зависимые получают психологическую помощь в условиях специально созданного психокоррекционного отделения внутри исправительного учреждения, где сформирована аналогичная система реабилитации, что и в центре. Существенным отличием этой группы является закрытость от внешнего мира, ограниченность контактов. Все этапы реабилитации здесь как бы «сливаются», нет четкого разделения на базовую и постпрограмму, нет возможности апробировать полученные знания и навыки в социуме, поэтому нет информации о результативности изменений. Пациента окружает жесткая  система ограничений, связанная с распорядком жизни в колонии. При этом множество неизвестных аспектов такой реабилитации могут пролить свет на оптимизацию условий  такого способа выздоровления. В какой-то степени мы имеет дело с закрытой системой выздоровления, такой же, как и в центре реабилитации, единственное отличие, пожалуй, состоит в том, что момент реадаптации и ресоциализации отсрочен по понятным причинам. Очевидно, что  таким пациентам вдвойне сложно вернуться в социум, не только из-за проблем с наркотиками, но и ввиду совершенных противоправных деяний. Сложность в обработке данных этой группы и их интерпретации существует еще и потому, что  с этой группой нет возможности широкого неформализованного общения, как это позволяется в условиях центра.

Обсуждая результаты, полученные по методике СЖО, следует обратить внимание на то, что Д.А. Леонтьев, который является автором используемой нами модификации, выявил гендерные различия по показателям, не углубляясь в цифры можно отметить, что результаты у здоровых женщин по всем шкалам ниже, чем у мужчин, при анализе мы ссылаемся на его данные. Статистический анализ по t-критерию Стьюдента не показал значимых различий между группами. Сравнение усредненных результатов групп на разных стадиях реабилитации по СЖО Д.А. Леонтьева показал  изменения самоотношения испытуемых. Обсуждая результаты по каждой шкале, мы можем отметить следующее: по шкале «Цели в жизни» результаты близки у трех групп - у  База, Пост и Zona, при этом значения близки к нормальной выборке по женскому типу (У Д.А.Леонтьева норма для женщин по этой шкале 29,38). Значения АН по этой шкале существенно выше, чем все три другие группы, и выше, чем значения нормальной мужской выборки (т. е. выше 32.90 по Д.А.Леонтьеву), при этом разброс данных небольшой. Такие данные могут говорить о повышении целеустремленности этой группы. Возможно, это действительно так.

 Восприятие жизни как интересной, эмоционально насыщенной и наполненной смыслом - содержание следующей шкалы. По данным  очевидна та же тенденция:  отличается группа АН, показатели которой выше, чем во всех остальных группах  и выше, чем в нормальной выборке, как по женскому, так и по мужскому типу (АН=39,58). Разброс данных по этой шкале больше в группах Пост и Zona, что свидетельствует о полярности и разнородности этих групп в отношении удовлетворенности процессом и эмоциональным фоном жизни. Шкала «Результат» - показатель удовлетворенности самореализацией, отражение оценки пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколько продуктивна и осмысленна прожитая ее часть. Здесь ситуация схожа с картиной по шкале «Цели»: снова группы База, Zona и Пост имеют схожие друг с другом значения и женской нормой, разброс данных выше всего у группы у группы Пост, у групп Zona и База разброс ниже. Снова выбивается из общего фона группа АН, ее  результаты выше, чем у всех групп и выше, чем здоровая выборка (мужчины), АН=29,04. На наш взгляд, такая повышенная оценка прожитой жизни выявляет следующее: болезнь была страшным периодом для каждого, и сейчас, живя трезво и переосмысляя свое отношение к себе и миру с точки зрения программы, есть благодарность тому, что было раньше, потому что именно болезнь явилась стимулом для сегодняшнего собственного развития. Иными словами, сожалеть о прожитой жизни нет смысла, но благодаря болезни произошло переосмысление и изменения, что позволяет сейчас быть успешным и расти дальше. Испытания и приобретенный опыт стали ступенью к позитивным изменениям. Прийти к новому пути (выздоровлению) является поводом уважения к себе, к повышению самооценки. Наличие прогресса в собственном выздоровлении, восстановление семейных, социальных отношений позволяют демонстрировать такую оценку собственной жизни.

Шкала «Локус контроля - Я». Содержание этой шкалы показывает, какой смысл и значение придается собственной личности в жизни, насколько осмыслена личная ответственность за свое существование и   развитие. Группы Zona  и База показывают заниженные оценки по этой шкале, присущие женской норме(15,19; 14,7), что выявляет наличие инфантильно - пассивных потребностей, незрелость жизненной позиции. Группа Пост демонстрирует результаты, сходные с мужской нормой (21,36). Скорее всего, нахождение в программе длительное время создает условия для изменения направленности личности в сторону большей ответственности, возникает представление о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими желаниями и представлениями о ее смысле. Появляется уверенность в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь. Группа АН выявляет значительное повышение показателей по этой шкале, выше мужской нормы (24,46). Мы снова отмечаем  демонстрацию зрелого поведения, при  однородности ответов. Преобладание интернального локуса контроля, испытуемым единогласно свойственно убеждение в том, что Я - хозяин жизни, осознание способности отталкиваться от своего внутреннего состояния при решении каких-либо задач. Принятие на уровне интеллекта такой позиции означает возможность для личности быть свободной, способность самому контролировать свою жизнь. Локус контроля «Жизнь» - оценки  по этой шкале у групп База и Zona низкие, даже по сравнению с женской нормой (25,3; 23,9), разброс данных в группе Zonaвыше. Бессмысленность загадывать что-либо в будущем, принятие программного девиза «Живи одним днем» очевидны. Этот программный принцип призывает хотя бы на краткий срок – один день – остаться трезвым.  Близки к мужской норме  у группы Пост, еще раз подтверждают осознание того, что человек может добиться всего сам, вне зависимости от обстоятельств, используя собственные ресурсы. АН  - повышенные показатели по этой шкале (33,2). Как показывает анализ, группы Пост и АН схожи по результатам двух последних шкал, и  отличаются от результатов двух других групп. Мы допускаем, что структура реабилитационного курса действительно создает условия для  сближения именно этих групп. Постпрограмма имеет больше степеней свобод в отношении своего поведения, больший срок трезвости, больше знаний о программе выздоровления, предприняты первые попытки «выйти в социум трезвым» (посещение собраний АН и АА, общение с выздоравливающими, родителями, поездки в город на выходные), по сравнению с Базовым курсом. При общении с выздоравливающими (АН) постпрограмма склонна воспринимать их как некий эталон, способный поделиться опытом, на наш взгляд пациенты, которые активно общаются с выздоравливающими, имеющими больший срок трезвости, более успешны в реабилитации, нежели те, кто такого интереса не проявляет.

Показатель общей Осмысленности Жизни (ОЖ) во всех группах значительно превышает норму. В два раза повышен уровень осмысленности жизни у группы АН (168,4). Неоднократно  отмеченное повышение оценок по всем шкалам у группы АН, однородность ответов, минимальный разброс данных уже сам по себе указывает на типичность смысловой сферы химически зависимых, адаптированных в социуме. Группы База и Zona больше схожи по результатам и близки к женской выборке здоровых людей, группа Пост близка  к  нормальным мужчинам, а показатели группы АН повышены по всем шкалам.

Рассмотрим различия внутри групп. Самая однородная по ответам - группа АН, которая имеет минимальный разброс по всем шкалам. Можно сказать, что практически нет индивидуальных различий, даже по половому признаку (в группу входят и мужчины, и женщины). Группа Пост показывает больший разброс данных, при том, что  группу составляют и мужчины, и женщины. Результаты внутри групп похожи на нормальную выборку - внутри группы женские результаты ниже мужских в этой группе, но выше  результатов здоровых мужчин. В группе База  наблюдается похожая картина: примерно половину выборки составляют женщины, результаты которых также ниже мужских по группе в целом, и самый низкий результат принадлежит женщине. При этом сохраняется  та же тенденция, которую отмечает  автор методики - результаты женщин ниже мужских, при этом выше нормальной выборки и мужчин, и женщин. Отдельно выделяется группа Zona, в которую входят только мужчины. Ответы по группе разнородны,  результаты в целом выше мужской нормы, только один человек имеет сопоставимые с нормой мужчин данные, и еще один - ниже в два раза, чем  по выборке в целом.  

Итак, анализируя результаты, полученные по методике СЖО в разных группах, можно заключить следующее: существуют  различия внутри каждой из четырех групп. Явно выделяется группа АН, у которой повышены показатели по всем шкалам. Близка к норме по мужскому типу группа Пост, группы База и Zona имеют самые низкие  оценки среди всех групп испытуемых, при этом результаты этих групп схожи с женской нормой. Полученные данные уже на этом этапе позволяют говорить об изменениях ценностно-смысловой сферы, происходящих под воздействием реабилитационного процесса.  С увеличением срока трезвости растет общая осмысленность жизни, локус контроля смещается в сторону интернальности, эмоциональный фон жизни повышается.

            Низкие оценки группы База свидетельствует о  том, что на начальных этапах реабилитации у наркомана еще слабо сформирован акцент на изменение себя, негативные последствия употребления проживались сравнительно недавно, присутствуют трудности в создании доверительного отношения к программе выздоровления, к персоналу центра и нет еще веры в возможность выздоровления, активно работает механизм отрицания. Заниженные оценки в группу Zona детерминированы фактором ограничения свободы, который уже сам по себе является причиной пониженного эмоционального фона. В то же время, значительный разброс данных в этой группе говорит о  неоднородности выборки. Нам известно, что в отделение направлялись заключенные, имеющие множество нарушений в условиях общей колонии. По прошествию времени на поведенческом уровне  отмечается снижение числа замечаний, что указывает на гармонизацию структур индивидуального сознания. Группа АН, имеющая завышенные показатели по всем шкалам, по сути, гипертрофированные,  сохраняет ригидные механизмы реагирования. Фактически, адаптируясь в социуме и сохраняя трезвость, личность по-прежнему остается отчасти дезадаптивной. Хотя мы допускаем, что демонстрируемая «суперосмысленность» и «суперудовлетворенность»  жизнью может быть чисто декларативной.

Анализируя результаты, полученные по методике «Ценностные ориентации» М.Рокича, следует напомнить, что автор терминальными называл ценности – цели, т.е. те ценности, которые являются ценными изначально, глобально (здоровье, любовь) а также выделял и ценности средства (инструментальные), которые помогают достичь основных ценностей – целей, (честность, ответственность).

Сама процедура сбора данных показала наличие особенностей в организации мышления у наркоманов. Мы использовали карточный вариант методики, испытуемым предлагалось расположить карточки с ценностями в порядке иерархии, таким образом,  получены более достоверные результаты, нежели с применением бланков.  Группа База испытывала  затруднения в выстраивании списка ценностей, в процессе диагностики следовало множество уточняющих вопросов о значении понятий, часто пациенты испытывали значительные затруднения в определении приоритета той или иной ценности, что само по себе указывает на непродуктивность смысловой сферы наркоманов, повышенную лабильность и конфликтность. Многие авторы (Т.Горски) отмечают о снижении продуктивности абстрактного мышления у наркоманов, вероятно, мы столкнулись именно с этой проблемой на этапе диагностики. Для анализа результатов по методике М. Рокича "Ценностные ориентации" мы использовали дополнительно собранные данные по двум группам - группе здоровых  людей (для поиска социокультурных различий) и  группе активных наркоманов.

Первым шагом к обработке данных стал подсчет и определение групповых рангов ценностей. Для определения корреляции между группами  использовался коэффициент ранговой корреляции Спирмена. Статические данные показали наличие значимых различий между активными наркоманами и здоровыми людьми, также значимо отличаются активные наркоманы от наркоманов, проходящих реабилитацию, независимо от этапа реабилитации. Интересно, что не  было выявлено значимых различий между группами, проходящими реабилитацию на разных этапах. Это подтверждает предположение о наличии типичной структуры ценностей химически зависимых, которая формируется и  сохраняется после длительной реабилитации, и после достаточно интенсивной работы с личностью. Что касается употребляющих наркоманов, им крайне сложно определить структуру ценностей в болезни, «ценностей нет», болезнь занимает все пространство, есть только мысль о наркотике. Это еще раз доказывает, что в процессе заболевания смысловая сфера личности страдает больше всего, соответственно это влияет на все остальные сферы жизнедеятельности. В итоге им было предложено выделить хотя бы три наиболее принимаемые и три наиболее отвергаемые, чтобы была возможность обработать результаты.  Перейдем к  непосредственному анализу результатов исследования.

Для удобства обозначим здоровую выборку как Норму,  а  наркоманов в активной стадии употребления - Наркоманами. Обратимся к  результатам ранговой корреляции: по списку терминальных ценностей очевидно слабое  соотношение между выздоравливающими и больными показывает явный терапевтический эффект (Rs=0,41, при p=0,01), наркоманы в активной фазе болезни существенно отличаются от тех, кто проходил хотя бы единожды реабилитацию и имеет опыт выздоровления. Между группами на стадиях реабилитации нет значимых различий, но выздоравливающие наркоманы близки в целом к группе здоровых людей – самый высокий уровень корреляции (Rs=0,72 при p=0,05). Несколько иную картину мы видим по списку инструментальных ценностей. Между всеми группами слабая положительная корреляция, это подтверждается качественным анализом выборки, из которого видна более неоднородная структура и ценности имеют больший диапазон выборов.

Приступим непосредственно к качественному анализу выборки. Группа Норма  наиболее важными  считает следующие терминальные ценности: уверенность в себе, активная деятельная жизнь, здоровье, из инструментальных - воспитанность, широта взглядов, жизнерадостность. Группа База в качестве приоритетных выделяет продуктивную деятельную жизнь, наличие хороших и верных друзей и развитие.  Такой выбор говорит о том, что, попадая в программу, личность встает на путь духовного роста и ей необходима поддержка окружающих, особенно на первых этапах.

Группа Пост, как и АН, на первое место выделяют свободу. Такое выдвижение, на наш взгляд, не случайно. Постпрограмма стремится к увеличению степеней свободы, а группу АН пользуется свободой в полной мере. Интересно, что в группе База эта ценность занимает одно из последних мест, а группа Zonaотносится к ней нейтрально. Непринятие  на сознательном уровне ценности, отодвижение ее на задний план показывает, что условия жизни и пространство настолько ограничены, существует ощущение "замкнутости". Группа Норма свободу ставит также на одно из первых мест. Для молодого человека важен аспект свободы в разных смыслах этого слова  - свобода перемещений, мобильность, свобода выбора, слова, принятия решений, широкие возможности деятельности позволяют заявлять в свободе как о главной части жизни.

В активной фазе заболевания свобода представляется личности как вседозволенность, отсутствие границ нормального поведения, иллюзорно-компенсаторный механизм в процессе употребления дает ощущение ложной свободы от обязательств, от требований жизни и реального мира, хотя бы на срок опьянения. Это ощущение «псевдосвободы» является фактором и обстоятельством, позволяющим аддикту поддерживать свою самооценку, утверждать и поддерживать свое больное "Я" в болезненном сообществе. В процессе реабилитации понятие свободы трансформируется и приобретает совершенно иное значение, оно начинает трактоваться и пониматься личностью как свобода выбора, свобода принятия решений и совершения поступков, принятие свободы в таком виде помогает сформировать новый, более адаптивный подход личности к самой себе и становится одним из принципов, позволяющим наркоману оставаться трезвым и получать от этого удовольствие.

 Интересно проследить место здоровья в структуре ценностей каждой группы. Группа Норма размещает эту ценность на втором месте, что говорит о  высоком «рейтинге» этой ценности, хотя для здоровой молодежи это может иметь более обезличенную форму, приниматься как  норма общества, как своеобразный культурный стандарт поведения, а для выздоравливающего наркомана здоровье по своей сути является действительно базовым понятием , несмотря на сравнительно молодой возраст. Из всех выздоравливающих выделяет здоровье в качестве приоритета только группа Пост, остальные группы более спокойно относятся к  этой ценности. Такое выдвижение выздоравливающими этой ценности на первое место свидетельствует, на наш взгляд, о терапевтическом воздействии программы, которая ставит одной из своих целей, адекватное формирование этой базовой ценности в структуре самосознания личности. По поводу группы АН можно предположить следующее: если здоровье воспринимается как сплав физического и психического, то острые проблемы как психического, так и организменного характера уже решены, и теперь понятие здоровья не так актуально. Интересно, что группа Наркоманов ставит здоровье также на одно из первых мест. Вероятно, вне зависимости от употребления, все же есть осознание  того, что жизнь и здоровье подвергаются смертельной опасности. Выявлено, что более дифференцированными оказывается ценностные ориентации у групп Норма и Наркоманы, у выздоравливающих ценностные списки носят менее отчетливый характер, в иерархическом ряду ценности начинают объединяться в некие смысловые блоки. Это касается как терминальных, так и инструментальных ценностей.

Анализируя инструментальные ценности, имеет смысл рассматривать каждый список отдельно. Итак, группа База выделяет на первые места ценности, которые, на наш взгляд, говорят  о реакции на то, что человек помещен в непривычные условия и к нему предъявляются определенные требования - исполнительность и независимость. Также интересно, что жизнерадостность оказывается одной из главных ценностей на этом этапе, что может быть обусловлено желанием личности сохранять и наращивать повышенный эмоциональный фон. Группа Пост, как ни удивительно, на первое место ставит образованность, затем следуют честность и твердая воля. Вполне возможно, что образованность как ценность воспринимается двояко:  во - первых, это нацеленность в будущем получить или продолжить образование, с другой стороны, это может быть следствием того, что постпрограмма в основном носит обучающий характер, психотерапевтическое воздействие на личность осуществляется уже не в таком объеме, как на базовой программе, пациент обучается навыкам ассертивности, снятия стресса. У многих на этом этапе появляется желание вернуться к обучению ВУЗе у тех кто его прервал, или поступить учиться. Одним словом, возрастает ценность обучения как такового, но на данный момент образованность возрастает больше в психологическом смысле, нежели профессиональном. Группа Zonа в качестве принимаемых ценностей декларирует программные принципы - честность, ответственность. Жизнерадостность - на одном из последних мест. Прослеживается связь с опросником СЖО, по результатам которого очевидно, что в этой группе самый низкий эмоциональный фон в целом по выборке. Даже группа Наркоманов более "жизнерадостна", если можно так сказать. Все же ограничение свободы, контактов с внешним миром накладывают существенный отпечаток на восприятие жизни в целом. Отличает от всех других групп Zonу декларация ценностей семейных, это отмечается и в дальнейшем анализе. Ярко прослеживается актуальность построения "нормальной здоровой семьи". На наш взгляд, это указывает на действие иллюзорного механизма в отношении того, что " крепкая семья меня спасет".

 Группа АН также отмечает ответственность, самоконтроль, а также смелость в отстаивании своего мнения и взглядов как основу своего мировосприятия. Такая связка выявляет, на наш взгляд, активную и при этом зрелую жизненную позицию этой группы в целом. Естественно, находясь в среде активных социальных контактов приходится отстаивать "место под солнцем". Самоконтроль – это момент саморегуляции, который включает в себя постоянное осознание того, что болезнь продолжает жить в тебе, и прекращение работы над собой  приведет к негативным последствиям -  вероятно, в этом, достаточно стабильном периоде трезвости от алкоголя и наркотиков происходит принятие необходимости постоянно прилагать усилия для ее сохранения.

Интересно, что все группы периферийными являются одни  и те же ценности - творчество, красота природы и искусства, счастье других. Нам остается неясным в рамках данного исследования, почему эстетические ценности не принимаются, к примеру, здоровой выборкой. Поскольку мы не ставили целью данного исследования выяснение субъективного смысла, вкладываемого  испытуемыми в какое-либо понятие. Таким образом, мы можем сделать лишь попытку со своей стороны объяснить полученный результат. Поскольку «творчество» по своей сути  предполагает направленность личности в будущее, желание создавать нечто новое, то для наркомана, даже выздоравливающего, который направлен в основном на работу, связанную с осознанием своего прошлого, неудивительно ее отвержение на данный момент. Для здоровой выборки, которая состоит из молодежи, чья ведущая деятельность -  учебная, начало профессиональной, предполагает все же наличие потребности в творчестве, этот момент остается нераскрытым и оставляет место для дальнейшего изучения. Стоит обратить внимание, что такая ценность как «счастье других» занимает стабильно последнее место во всех группах. Исходя из этого, мы можем говорить о достаточно «эгоцентричной» выборке  в целом. На наш взгляд, нет ничего  удивительного в таких выборах, это является закономерным фактором развития современного общества. В последнее десятилетие в социальной жизни акцент все больше смещается на отдельную личность, все менее общество ориентируется на коллективистские цели. Что касается трактования такого выбора для зависимой личности, то из литературы известно (Братусь), насколько зависимая личность эгоцентрична по своей природе, ей приходится быть таковой вследствие приспособления к своей болезни. Таким образом, мы отмечаем отсутствие альтруистических тенденций у современной молодежи, опираясь на полученные данные, хотя допускаем другие способы объяснения подобного факта.

            Попытаемся проанализировать  связку принимаемых терминальных и инструментальных ценностей у группы Наркоманов. Принятие таких ценностей, как материально обеспеченная жизнь, отсутствие материальных затруднений, развлечения, которые предполагают приятное и необременительное время провождение, отсутствие обязательств в активной фазе болезни закономерно, на наш взгляд, поскольку наркоман в процессе употребления нуждается лишь в определенных финансовых средствах, позволяющих ему продолжать употреблять наркотики, при этом он находится в мире иллюзий и наличие финансовая свободы является одним из необходимых факторов. При этом отрицаются духовные ценности, личность не видит возможности самореализации кроме употребления вещества. Эта же группа выделяет независимость и высокие запросы. Такой выбор интересен с точки зрения того, что в принципе, независимость и высокие запросы, наличие амбиций, способность действовать решительно  самостоятельно являются общепринятыми для людей  на пороге взросления, при переходе на самостоятельный образ жизни. Учитывая специфику выборки, такое объяснение вряд ли возможно, скорее, здесь имеет место действие психологических защит, которые встают на пути к адекватному видению мира и оценке себя. В болезни мы может трактовать высокие запросы как притязания к иллюзорному миру, который выстраивает вокруг себя личность, высокие требования к миру и нежелание и неспособность что-либо сделать для того, чтобы стать лучше, все попытки, вся амбициозность, которая присутствует у наркомана в процессе заболевания, сводится и ограничивается лишь обманом, по сути своей (как говорят сами наркоманы – «понты»). Отрицание же в болезни таких ценностей, как честность, ответственность также объясняется действием  патологических механизмов. Интересен тот факт, что и здоровая выборка ставит ответственность на одно из последних мест. Мы полагаем, это может объясняться тем, что молодежь в принципе не желает брать на себя ответственность, поскольку большинство напрямую (морально, финансово) еще зависит от родителей, и наблюдается нежелание разорвать эту связь. Очевидно, что в рамках одного исследования сложно однозначно говорить о семантическом смысле каждой ценности, и это порождает интерес к дальнейшему изучению проблемы. Принятие «честности» как одной из базовых ценностей показывает нам, прохождение программы реабилитации, одним из основных принципов которой является именно честное отношение к себе и другим, формирует у пациентов  адекватное отношение к этой ценности, хотя это все может быть чистой декларацией! Поскольку эта философская и психологическая категория  служит сильнейшим терапевтическим механизмом для того,  чтобы реадаптировать больное сознание, вернуть аддикту адекватную самооценку, научить его механизмам самоанализа и развить рефлексию, она является одной из основных на начальном и последующих этапах выздоровления, и ее принятие является залогом успеха в реабилитации. Таким образом, мы можем говорить о формировании системы смыслов, на которые должна опираться личность в процессе преодоления ригидных механизмов своей болезни.

Перейдем к анализу  отвергаемых инструментальных ценностей в каждой группе, т.е.  таких, которым испытуемые отводят незначительную роль в своей жизни. В отличие от терминальных ценностей, здесь очевидны различия между группами. База не считает  важными чуткость и высокие запросы,  в группе Пост отвергаются воспитанность и  независимость, а также аккуратность. Группа Zonaтакже лишена высоких запросов, при этом проявляет терпимость по отношению к другим людям, в этом отношении очень похожа с АН. АН и База самой незначимой частью жизни считают чуткость (заботливость), что отражает отношение к другим людям, как значимым, так незначимым. Духовно-ориентированная программа реабилитации сама по себе предполагает развитие аспекта сострадания, заботы, сопереживания другим людям. Даже формирование особой формы терапии и общения  - служения людям - предполагает наличие чуткости.

Подводя итоги анализу ценностей в разных группах, стоит еще раз подчеркнуть, что группы, находящиеся на разных этапах реабилитации, в целом очень похожи между собой по структуре, при этом значимо отличаются как от абсолютно здоровых, так и от наркоманов, находящихся в стадии активного употребления. Выздоравливающий наркоман предпочитает свободу, здоровье, ответственность, самоконтроль в качестве принимаемых ценностей. Ценностный компонент зависимости связан как с трансформацией как терминальных, так и инструментальных ценностей. Инструментальные ценности в целом более динамичны и разнообразны, но отрефлексировать эти изменения труднее, поскольку личность поглощена актуальной ситуацией и ценностно-смысловое пространство не включает в себя вектор времени. Повышается уровень значимости собственного развития и личностного роста, которая, на наш взгляд, косвенно свидетельствует о внутренней готовности личности к серьезной работе над собой, пользуясь собственными ресурсами и получая психологическую помощь извне.

В здоровой группе выражены индивидуальные различия в списках ценностей, что в целом отражает более индивидуальный тип реагирования и выстраивания ценностных ориентаций. Можно сказать, что здоровая молодежь в целом более разнообразна и индивидуальна в выстраивании ценностных ориентаций, и обладает большей гибкостью, нежели наркоманы. Если обратиться к группе употребляющих наркоманов, то мы увидим типичность ответов, негатив и ценности саморазрушения. Аддикты, проходившие реабилитацию, вне зависимости от этапности, сохраняют черты ригидности, негибкость ценностного ряда, но с другой стороны, по различиям внутри групп можно говорить, о том что не все способны внутренне поменяться, даже при активной воздействии реабилитационной программы.

            Статистические результаты показывают нам следующую картину: существуют значимые различия в списках ценностей у наркоманов в стадии активного употребления, и здоровым человеком. В выборке реабилитируемых, вне зависимости от этапа, нет значимых различий между группами, но есть различия внутри групп. Под воздействием программы реабилитации система ценностей наркомана «расшатывается», подвергается сомнению – пересматриваются старые стереотипы, принимаются и осознаются новые. С возрастанием срока трезвости и увеличением времени пребывания в программе формируется особая, «программная» система ценностей, которая также негибка, как и болезненная, но при этом наполнена позитивным смыслом. Это еще раз показывает, что выздоравливающие наркоманы – это особая специфическая группа, у которой способ восприятия информации, механизмы взаимодействия с внешним миром приобретают позитивный характер. Несмотря на то, что ценности выздоравливающих наркоманов близки к здоровым, но остается грань, которая всегда будет разделять тех и других, вот почему нельзя сказать про наркомана «бывший», потому что ремиссия может быть бесконечно долгой, но болезнь останется навсегда.  Программа реабилитации является той системой, в  которой сформированы актуальные и значимые для выздоровления ценности. На основании проведенного эмпирического исследования мы можем говорить о подтверждении выдвинутой гипотезы. Действительно, ценностно-смысловая сфера зависимой личности подвергается значительным изменениям, это отражено в результатах качественного анализа. Безусловно, больной наркоманией никогда не станет полностью здоровым, но, приобретая позитивный опыт выздоровления, изменяя мировоззрение, появляется желание продолжать путь саморазвития и самосовершенствования. Очевидно, что происходят изменения в ценностно-смысловой сфере наркозависимых в процессе реабилитации. Система смыслов в ремиссии приобретает новое содержание, которое помогает сохранять трезвость, и в тоже время является вызовом для зависимого продолжать личностный рост. 

Список литературы:

1. Братусь Б.С. Аномалии личности, М., Мысль,1988, 300с.

2. Братусь Б.С. Психологический анализ изменений личности при алкоголизме. М. Изд-во Моск. Ун-та, 197. - 96 С

3. Ванкон И.Г. Социально-психологические аспекты реабилитации групп с зависимостью от наркотических веществ // Автореферат дисс. канд. псих. наук г. Ярославль, 2001, 28 с.

4. Ванкон И.Г., Медведев М.Э., Юркова М.Г. Системный подход к реабилитации пациентов с проблемами наркомании и алкоголизма // Сб. Психологическая наука и практика: перспективы  развития в Иркутской области. Иркутск ,2000, с.40-47

5. Зотова О.И.  Направленность личности и социальная регуляция поведения молодежи // Психология личности и образ жизни. М.: Наука,1987. С. 30-33.

6. Леонтьев Д.А.,  Бузин В.Н. Особенности смысловой структуры мировоззрения при хроническом алкоголизме // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1992. № 3. С. 22-30

7 .Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл,1999, 359с.

8. Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие : опыт многомерной реконструкции // Вопр. филос. 1996 а. №4. С.35-44

9.Лосский Н.М. Ценность и бытие: Бог и Царство Божие как основа ценностей // Бог и мировое зло. М., 1994, 260с.

10. Шестопалова Л.Ф., Перевозная Т.А. Ценностно-смысловая сфера личности со специфическими расстройствами и склонностью к противоправному поведению. Психологический журнал, том 24, №3, 2003, с. 66-71

11. Юркова М.Г., Ванкон И.Г., Медведев М.Э. Химическая зависимость как незрелая форма адаптации молодежи к современности // Социальный психолог, , №2, с.90-94



Просмотров: 381
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Пост-Ликбез #1 и #2. Долгосрочная Закрытая психотерапевтическая группа. Что это?
  • Психотерапевтическая группа. Что это, и как в ней быть?
  • Психологическая группа: что это такое и как это работает?
  • Как жить если на все 100% знаешь, что не добьешься абсолютно ничего в этой жизни
  • Как быть если дети выросли и сказали, что в их жизни больше нет места для тебя, мама
  • Что такое группа поддержки для родителей, имеющих маленьких детей?
  • Что такое группа поддержки для родителей, имеющих маленьких детей?
  • «Изобразительное творчество в процессе реабилитации. Или как вернуть радость к жизни зависимому».
  • Терапевтическая группа - что это такое
  • Психологическая группа - что это такое и ее основные правила
  • "Анализ сновидений" в группе - что это и как это работает?
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • Терапевтическая группа - что это?
  • Терапевтическая группа – что это?
  • Терапевтическая группа, что это?
  • Кому ты что должна в этой жизни и почему так вышло?
  • Что делать при депрессии, и что делать для того, чтобы её избежать
  • Как начать что-то делать и чувствовать себя при этом хорошо: ритуалы радости
  • Психотерапевтическая группа, как модель социума или в чем сила группы?(Ревизия отношений ч.4)
  • Что для Вас является важным в жизни?
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Как достичь любую цель. Что это за загадочный коучинг? И при чем тут нейропластичность и жизненный опыт.
  • Работа или жизнь? О том, что если целиком уйти во что-то одно, можно остаться ни с чем.
  • Как понять, что вы уже "залиплы" на этом мужчине: всего один признак
  • РЕЗУЛЬТАТ: что это такое и к каким результатам мы стремимся в своей жизни?
  • «ЛУЧШЕЕ, что мы можем сделать ДЛЯ СЕБЯ — это ПОЗНАКОМИТЬСЯ с собой! Какой Я?»
  • Что нужно в этой жизни?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь