Школьная дезадаптация у первоклассников.

Все родители так или иначе готовятся к самому первому 1 сентября в жизни своих детей. Покупаются школьная форма и портфель, самые лучшие тетради и письменные принадлежности.  И вот час «Х» настал и 1 сентября первоклассник, его огромный букет  и взволнованные родители направляются в школу. Так начинается  школьная жизнь ребенка протяженностью 11 лет. Теперь у ребенка новый статус – школьника, новые обязанности, новые правила жизни.
Первокласснику нужно познакомиться с новым коллективом и постараться занять в нем место, адаптироваться к новым требованиям ( удерживать внимание, сидеть 40 минут за партой, проявлять активность по правилам, установленным учителям…) На то, чтобы организм ребенка приспособился к изменениям, мобилизовался, научился соответствовать новым условиям жизни ребенка может потребоваться до 2 месяцев. Если же приспособиться не удалось, начинают проявляться признаки школьной дезадаптации.
Школьная дезадаптация – это нарушение приспособления ребенка к условиям обучения в школе.
Дезадаптация может протекать вяло, практически незаметно, затянуться надолго, привести к задержке развития, формирования негативных установок, повышенной тревожности. А может проявиться быстро и остро, когда ребенок оказывается совершенно неприспособлен к новой ситуации.
Признаками школьной дезадаптации являются:
- повышенная утомляемость, снижение работоспособности;
- ребенок худеет, теряет аппетит, плохо спит, жалуется на плохое самочувствие, часто болеет;
- появляются ранее не свойственные ребенку привычки (грызет ногти, ручки или карандаши), могут появиться навязчивые движения или тики (часто моргают глазами, раскачиваются, покашливают, могут начать заикаться);
- могут возникнуть нарушения сна;
- ребенок становится рассеянным, забывает свои вещи и учебные принадлежности;
- в школе ведет себя замкнуто;
- становится капризным, может проявиться некоторая заторможенность или наоборот двигательное беспокойство;
- ребенок с трудом усваивает учебный материал, много времени проводит за уроками;
- ребенок боится или вовсе отказывается идти в школу.
Принять выделять несколько форм школьной дезадаптации:
Плохо учится по всем предметам.
Возможные причины: недостаточное интеллектуальное и психомоторное развитие ребенка.
Что делать: С помощью психолога необходимо выяснить, какие именно познавательные процессы  и учебные навыки не сформированы у ребенка и направить все усилия на развитие этих процессов.
Неспособность управлять своим поведением (шумит, болтает на уроках, рассеян, отвлекается, не может выполнять установленных правил поведения в школе).
Возможные причины:  чаще всего неправильное воспитание,  когда родители или через чур контролируют ребенка или напротив не контролируют его совсем, модное сейчас «воспитание без запретов».
Что делать: прежде всего,  изменить способы семейного взаимодействия с ребенком, начать формировать у него навыки самоконтроля. Хорошо помогут в этой ситуации игры по правилам, они помогут ребенку в игровой ситуации получить навыки действий по строгим правилам. Это могут быть любые игры, с установленными правилами, в качестве примера приведу шахматы и футбол.
Неспособен встроиться в темп школьной жизни (сильно устает в конце дня, не успевает выполнить домашнее задание, опаздывает в школу, на уроках все время отстает от класса).
Возможные причины: физическая ослабленность ребенка, часто болеющий ребенок, ребенок с астеническим (слабым) типом нервной системы.
Что делать: перестроить режим для с учетом индивидуальных особенностей ребенка, возможно на некоторое время отказаться от дополнительных внешкольных занятий, вернуть в режим для ребенка дневной сон, проводить общеукрепляющие и закаливающие мероприятия по рекомендации врача педиатра.
Ребенок интеллектуально хорошо развит, но учится плохо.
Возможные причины:  ребенок психологически не готов к обучению в школе, так как нет интереса к учебной деятельности, ведущей деятельностью такого ребенка остается игра.
Что делать: давать ребенку больше самостоятельности, чтобы перевести его с позиции «ты еще маленький» на позицию «ты уже школьник», привлекать внимание ребенка к новым видам деятельности постепенно формируя у него интерес к учебной деятельности.
Во всех вышеописанных ситуациях необходимо создавать для ребенка «ситуацию  успеха», не акцентировать внимание на неудачах, а хвалить за малейшие успехи. Давать возможность ребенку проявить себя не только в учебной деятельности, но и во внеклассных занятиях, в которых ребенок сможет продемонстрировать свои способности и завоевать авторитет и признание у одноклассников.



Просмотров: 142
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Почему ребенок ругается с учителями? Причины плохого поведения ребенка в школе
  • Как решить водить ребенка в кружок или нет, когда ребенок не хочет?
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • 11 признаков компьютерной зависимости у ребенка или как узнать, что ваш ребенок зависим от компьютера?
  • Ребенок для матери или мать для ребенка?
  • 4 причины, по которым ребенок плохо ведет себя в школе
  • Как сформировать у ребенка дошкольного возраста интерес к учебной деятельности
  • Мой ребенок непоседа! Воспитание гиперактивного ребенка.
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Ребенок не может или не хочет в учиться. Что делать?
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Хочу ребенка. Или что влияет на способность женщины к зачатию и вынашиванию ребенка.
  • Что делать, когда хочется наорать на ребенка, но понимаешь, что это плохо?
  • Развитие и становление ребенка как личности. Часть 2 - Кто такой ребенок?
  • Что делать, если ребенок плохо учится.
  • Что делать, если ребенок не хочет учиться или учебная мотивация в начальной школе
  • Психологическая травма у ребенка. Что могут родители
  • Как вырастить ребенка удачником, когда ты сам ребенок СССР?
  • Спортивный психолог: что делать если ребенка бьют в школе?
  • Проблема ребенка это моя проблема или все же ребенка?
  • Что делать, если ребенка прессингуют в школе, во дворе, в компании сверстников?
  • Песочная терапия - это игра для ребенка, интересная, захватывающая и открывающая новые способы жизни
  • Моего ребенка травят в школе, что делать?
  • Истории клиентов, или что может мешать рождению ребенка
  • Ребенок плохо учится. Что делать?
  • Проблемы молодой семьи после рождения ребенка или "Он+Она=Ребенок"
  • Ребенок спит с родителями хорошо это или плохо?
  • «Школьная кухня» или как готовить удобного ребенка.
  • Семья на пороге школьной жизни ребенка



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь