Что делать, если ребенок не хочет учиться или учебная мотивация в начальной школе

    Здравствуйте, сегодня речь пойдет о том, почему подавляющему большинству родителей приходится сталкиваться с нежеланием учиться у ребенка в младшей школе. Вот до школы было все хорошо, ребенку, быть может, было интересно изучать буквы и цифры, просматривая обучающие мультфильмы. Но, как только малыш пошел в школу, он стал оказывать серьезное сопротивление всегда, когда речь идет о выполнении домашнего задания. В результате чего мама с сорванным голосом и корвалолом, ребенок расстроен, плохо всем. В итоге домашнее задание может выполняться, а может и нет, но отношение в семье испорчены… И на следующий день история повторяется, и на следующий… А когда наступают каникулы, мамы радуются еще больше, чем их дети.         

    Прежде всего, нам с вами, дорогие родители, необходимо понять и принять тот факт, что у младших школьников внутренней мотивации учиться нет и не должно быть еще некоторое количество лет. То есть это нормально, если ребенок не хочет прикладывать усилие, изучая таблицу умножения или заучивая новые слова в иностранном языке- ему сам процесс познания такой информации неинтересен. Зато играть, бегать, прыгать и бурно выражать свои эмоции он готов весь день с утра и до ночи.   И этот факт является нормой для здорового ребенка.

    Однако именно младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для желания учиться. Более того, если не сейчас, то, быть может, уже и никогда.  Что же делать?

    Обратимся к гениям педагогики- вспомним  слова легендарного преподавателя Ушинского Константина Дмитриевича. «Учение, лишенное всякого интереса, и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить ребенка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить».

    Итак, нам, родителям, необходимо сделать все возможное, чтобы ребенок захотел учиться. И при этом ему не навредить. Конечно, не все зависит от нас с вами, во многом в этом вопросе может помочь преподаватель младших классов: интересной подачей предмета изучения. Однако помните о том, что у него детей несколько десятков, а у вас он один, поэтому у вас больше шансов. Формируйте мотивацию сами.

    Как же это сделать? Как и всегда в сложных вопросах, подход к нашим детям будет комплексным. Итак…

Стадия принятия:

-  принимаем нежелание учиться абсолютной нормой;

 - не обесцениваем его жалобы на сложности в обучающем процессе;

- выражаем сочувствие, проявляем уважение даже к незначительным стараниям.

 Запрещаем себе:

- считать ребенка ненормальным;

- обвинять ребенка в отсутствии учебной мотивации;

- обвинять в том, что ему хочется играть, бегать, прыгать и шуметь;

- утверждать при ребенке, что у него есть физиологические проблемы со здоровьем;

- стыдить ребенка, сравнивать с другими детьми;

-пугать ребенка отсутствием будущего, непоступлением в университет, бедностью и т.д., - все эти моменты для него абстрактны, а потому и непонятны, однако вашу тревогу он умеет понимать и перенимать, поэтому он просто будет бояться и к вопросу отсутствия учебной мотивации добавятся еще и детские страхи.

Формируем учебную мотивацию

 У нас есть 3 метода:

А) Поощрение. Мы договариваемся с ребенком о том, что в случае выполнения определенного задания, его ждет приятное поощрение. Чтобы поощрение мотивировало прикладывать усилия, оно должно быть желанным ребенку, а не родителям. Спросите у ребенка, что бы его порадовало. Кстати, не осмеивайте и не обесценивайте интересы малыша. Однако, если его желания противоречат законам семьи или будут вредить его жизни и здоровью, в этом случае, отклоняйте предложение и попросите ребенка подумать еще.

 Б) Подкуп или финансовое подкрепление. Подкуп, как способ формирования интереса к учебе весьма неоднозначный метод, и может быть неприемлемым в некоторых семьях. Вам и только вам, уважаемые родители, выбирать, использовать ли этот метод, или нет. Метод основан на понимании того, что практически для каждого взрослого человека очень важным мотивирующим фактором является уровень дохода, полученного в результате деятельности. Родители, выбирающие этот метод, принимают, что для ребенка   учебная деятельность-это и есть его работа, и он имеет право получать денежки, в том случае, если эта деятельность успешна. Речь идет о небольших, но приятных для ребенка деньгах, например 5-20 гривен в неделю. Важно: ребенок сам выбирает, копить ли их, или потратить, родители уважают его желания и не вмешиваются в процессы трат. Только в этом случае метод сработает. Сторонники метода утверждают, что проблем с учебой до конца школы, а затем и университета не наблюдаются.  Такие ребята быстрее осваиваются в различных сферах деятельности, они растут ответственными, финансово грамотными. И в дальнейшем, финансовое подкрепление не позволит ребенку выбирать профессии, которые плохо оплачиваются. То есть в его системе ценностей высокое значение будет занимать именно финансовое подкрепление.  И вот именно этот фактор является причиной, почему такой метод для некоторых семей является неприемлемым. Противники метода отмечают, что высока вероятность того, что в дальнейшем у ребенка произойдет так называемая подмена понятий, при которой финансовое подкрепление, как фактор радости, будет более важным, чем нематериальные ценности, такие, как человеческое тепло, дружба, любовь, так как в школьные годы именно родители платят ребенку. То есть подкуп, по мнению противников метода, может спровоцировать потребительское отношение к родителям и близким. Моя личная практика показывает, что потребительское отношение к окружающим формируется при помощи других ситуаций и условий. Вам, дорогие родители, решать: использовать этот метод или нет.

 В) Наказание или формирование мотивации избегания лишений

 Если не срабатывают все предыдущие приемы и методы, включаем тяжелую артиллерию. Договаривайтесь с ребенком о том, что, если он не выполнит уроки вовремя, вы вынуждены будете его наказать. Вот для того, чтобы такой метод повлиял на решение ребенка, наказание должно соответствовать следующим требованиям:

-Наказание-это лишение чего-то приятного для ребенка, но лишение не жизненно важных процессов, и ни в коем случае не рукоприкладство.

-Наказание должно быть для ребенка крайне нежелательным, но не пугающим.

-Наказание не должно зависеть от настроения родителей.

-Наказание должно быть выполнено с уважением к ребенку и сожалением в том, что вы вынуждены наказывать. Без эмоционального насилия.

-Ребенок должен четко знать, за что он наказан.

    Как вы поняли, этот метод основан на нашем предположении, что ребенок «захочет» выполнить свои обязанности, лишь бы избежать лишения значимого для малыша развлекательного момента или  покупки желанной игрушки, или что-то в этом роде.

    Вот эти методы стимуляции помогут ребенку привыкнуть к мысли о том, что в ближайшие годы учеба неизбежна и является его главной обязанностью.

       И еще: держите руку на пульсе, старайтесь всегда знать, вся ли школьная программа доступна для понимания вашему ребенку, помните о том, что скорее всего малыш не скажет вам о том, что не понял какую-то тему по математике, и не потому, что попытается скрыть от вас, а потому, что в этом возрасте внутренний критик ребенка недостаточно сформирован, поэтому он не может сам понять, насколько он усвоил ту или иную тему. Всегда будьте готовы продублировать объяснение материала малышу.  

    Успехов добиваются родители, которые:

- не понизили степень значимости учебы в жизни ребенка;

- проявили выдержку и терпение;

- не испортили в процессе стимуляции отношение с ребенком.

          А на сегодня все. Успехов вам, дорогие родители , пусть у вас все получится.



Просмотров: 197
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Наказание ребенка, – каким оно должно быть и должно ли быть вообще
  • Как ребенку помочь учиться? Часть 1. Как встречать ребенка со школы?
  • Роли для выживания. Потерянный ребенок: «Чтобы быть нужным – меня не должно быть в этом мире»
  • Поощрение и наказание в воспитании ребенка
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Родители не обязаны быть едины в вопросах воспитания ребенка
  • Когда местоимение МЫ может быть губительным для ребенка
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • К чему могут быть не готовы родители, приводя ребенка в песочную терапию.
  • Что делать, если поведение ребенка "ни в какие рамки", а наказание не работает?
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Что делают родители, чтобы ребенок не хотел учиться.
  • Ребенок не может или не хочет в учиться. Что делать?
  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • Как выйти замуж, если он не хочет? Как родить ребенка, если он не готов? Как женить его на себе?
  • Домик личности ребенка, или как быть если я родитель?
  • Зачем понимать другого, вместо того, чтобы говорить ему как должно быть и что хочу Я?
  • РОДИТЕЛЯМ: что делать, если у ребенка сколиоз
  • Влияние отношений к ребенку в семье на готовность ребенка к школе.
  • Зачем развивать ребенка в 1-3 года, если есть планшеты и телефоны?
  • Наказание ребенка. Почему не работает?
  • Зашифрованное послание родителям. Что может скрываться за болезнями и проблемным поведением ребенка
  • Почему ребенок может плохо себя вести и плохо учиться? Клинический взгляд
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • За ребенка должны решать родители.
  • Когда развивать речь ребенка? Как только он родился!
  • Если у ребенка в школе конфликт. Практические советы психолога, если школу пришлось сменить.
  • А зачем мне речь, если у меня есть идеальные родители
  • Значение папы в жизни ребенка. Как заменить ребенку отца?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь