Разрыв эмоциональных связей, разлука и траур (часть 2)

В своей книге «Создание и разрушение эмоциональных связей» Джон Боулби сравнивает протекание процессов траура у взрослых и детскую реакцию на разлуку с матерью. В результате он находит определенные сходства между этими двумя явлениями.

Он выделяет четыре фазы протекания траура (в контексте данной статьи под «трауром» понимается не только реакция на смерть, но и на сепарацию, депривацию, другую утрату значимого объекта):

  1. Оцепенение, которое может измеряться несколькими часами или днями и прерывается вспышками отчаяния и острого страдания.
  2. Обостренная тоска и поиск утраченного объекта – данная стадия может длиться не только месяцами, но и годами.
  3. Отчаяние и дезорганизация.
  4. Фаза реорганизации.

Рассмотрим их более подробно.

 

Разрыв эмоциональных связей разлука и траур часть 2

 

Оцепенение

В таком состоянии внешне человек производит впечатление спокойного, как будто ничего не произошло. Это означает, что внутри он неспособен осознать и принять изменившуюся реальность.  При этом опираясь на данные наблюдений за детьми в приютах, Боулби утверждает, что для детей намного сложнее воспринять тот факт, что близкий человек мертв и уже не вернется. Нередко они склонны отрицать факт утраты и сохранять ожидания, что дорогой для них человек вернется, в течение длительного времени. Когда же в результате психотерапии такое осознание все-таки приходило, оцепенение сменялось выражениями гнева и паники.

В связи с этим подчеркивается особая важность присутствия заместительной поддерживающей фигуры, как для детей, так и для взрослых.  Согласно результатам исследований, в ходе которых было проведено сравнение двух групп вдов: с благоприятным и неблагоприятным состоянием (спустя 12 месяцев после утраты). В наиболее остром состоянии находились женщины, которые были лишены возможности выражать интенсивно свои чувства и от которых окружающие требовали «собраться и взять себя в руки».

Фаза острой тоски и поиска

Постепенно после утраты ее реальность начинает осознаваться, возникают приступы интенсивного горя, беспокойства, начинается процесс оплакивания. «Поиск» выражается в своеобразной интерпретации любых сигналов, как на подтверждение того, что отсутствующее лицо вернулось. Такие «поиски» могут быть осознанными и неосознанными и выражаться в том, что посторонние звуки принимаются за звуки шагов, это могут быть частые интенсивные посещения могилы, случайные встречи с людьми внешне, похожими на покойного.

На этой стадии очень ярко проявляются чувства скорби, а также гнева. Хотя последний считается в нашей культуре неуместным, Боулби ссылается на наблюдения за вдовами, которые подтверждали этот факт. Гнев может быть обращен как на самого покойного, так и на окружающих, врачей и других людей.

Поскольку согласно теории привязанности, склонность к созданию эмоциональных связей является инстинктивной потребностью человека, поэтому их разрыв всегда сопровождается гневом и паникой и сепарационной тревогой. Как отмечал еще Фрейд в своей работе «Тотем и табу», «мы будем оставаться безутешными и никогда не найдем замены». В какой-то степени траур никогда не прекращается, только ослабевает.

Также Боулби отмечает, что наиболее интенсивно и тяжело переживали траур молодые вдовы и выдвигает гипотезу о том, что степень его силы зависит от силы эмоциональных связей.

 

 

Отчаяние и дезорганизация

На этой стадии наблюдается ухудшение эмоционального фона, снижается или вовсе исчезает работоспособность, обостряются чувства паники, гнева, отчаяния, покинутости. Также на этом этапе возможно обострение нереальных желаний, иллюзорных фантазий, направленных на возвращение прошлого.

В такой ситуации Боулби выделяет в качестве терапевтической задачи не «возвращение к реальности», а присоединение к пациенту и помощь ему в выражении его чувств гнева, бессилия, ужаса, мольбы о спасении.

При этом наиболее трудно людям выражать печаль, что связано с тем, что поведение привязанности детей часто подвергается критике в семье. Например, слезы рассматриваются как проявления инфантильности, гнев порицается, за попытки быть с матерью и отцом ребенок может подвергаться критике и осуждению. В итоге во взрослом возрасте человеку очень трудно выражать свои чувства печали и утраты. В итоге происходит своего рода «избегание траура».

Подобное явление иллюстрируется описанием поведения маленького мальчика в приюте, которому запрещали плакать, что привело к развитию ритуала  надевания воображаемого пальто, что символизировало его ожидание того, что мама приедет и заберет его.

Таким образом можно заключить, что главной задачей при терапии траура, а также в любом аналитическом процессе, затрагивающим вопросы эмоциональной сепарации является эмпатическое присоединение к чувствам клиента. Иллюзорные идеи, «магическое мышление», а также его фантазии, наряду с полным спектром чувств является естественным проявлением действия механизма здоровой привязанности, разрыв которой всегда сопровождается сепарационной тревогой и прохождением вышеперечисленных этапов.

В свою очередь тем, кто переживают утрату, важно наличие рядом принимающего окружения, в присутствии которого можно беспрепятственно выражать весь спектр чувств.

 

 

 

 

 

 



Просмотров: 451
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Что происходит с нами после того, как мы подавили свои чувства?
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Чувства - это не факт. Что делать с эмоциональной зависимостью?
  • Как так получается, что ожидание результата важнее его самого? (техника включения ожидания)
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Как мне быть? Как дальше жить? Или что делать с болью утраты!?
  • Что может сделать психотерапия для детей с аутистическим спектром?
  • Что я особенно люблю в своей работе.Почему экзистенциальные вопросы, и что я имею в виду говоря об этом?
  • Я его слепила из того что было, а потом что было тех и получаю.
  • Как и для чего распознавать чувства? Что скрывает за собой гнев?
  • Что является причиной гнева?
  • Что такое конфликт? Как его избежать и всегда ли это нужно делать?
  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • Иногда то, чего вы так сильно хотите - может быть совсем не тем, что вам действительно нужно
  • Что самое худшее и что самое лучшее, что может дать мужчина в отношениях со своей женщиной
  • "Со мной что-то не так", или что делать с чувствами, которых быть не должно?
  • Что такое ПТСР, каковы его симптомы и что с этим делать?
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Что есть сон, а что реальность, и есть ли между ними грань?.... А может все наоборот и спим мы наяву?
  • Боль от потери и утраты. Что это значит и как с этим справиться?
  • Что является основанием привычного нам мира реальности? Что такое элемент поля?
  • Ребёнку можно всё? Или как быть с правилами и с тем, что нельзя.
  • Чувства. что это и что с этим делать?
  • Как принять тот факт, что ты некрасивая
  • Что такое счастье? И почему так важно понимать свои чувства?
  • Дежавю, когда казалось, что уже ничего нет и не может быть!
  • Выражать свои эмоции – это не то, что нам нужно
  • Все вокруг не так, все вокруг виноваты. Что в такой ситуации может сделать один обычный человек?
  • Что делать при депрессии, и что делать для того, чтобы её избежать



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь