Уберечь ребенка от сексуального насилия.

С рождения и до 4 лет у ребенка самая высокая чувствительность к телесному дискомфорту. Младенец обязательно оповестит плачем, если ему тесно, неприятно, жарко или мокро. Будет вырываться, если ему не нравится на руках или в каком-то определенном положении. Природа мудра настолько, что кроха, в самый ранний период своей жизни, использует сигналы своего тела на 100%. Это помогает взрослому быть внимательным к ребенку, лучше удовлетворять его потребности в любви и заботе.

С возрастом, к 6-7 годам, чувствительность к телесному дискомфорту снижается наполовину. Малыш, кроме себя, интересуется еще очень многими вещами и явлениями во вне. Его привлекают предметы и их устройство, экспериментирование, конструирование, рассказы обо всяких событиях, самостоятельные занятия, совместные игры со взрослыми и общение со сверстниками. Быть в среде – это единственный способ для ребенка научиться быть частью этого мира, который так ярок и привлекателен. Он контактирует в нем эмоционально, с увлечением, не умея еще увидеть манипуляции и опасности с этим связанные. Поэтому задача взрослого научить ребенка правилам безопасности поведения в обществе.

Одна из неприятных тем, о которой трудно говорить – это правила безопасности для детей, которые призваны уменьшить вероятность того, что ребенок станет объектом сексуального насилия.

Но это безусловно нужно знать каждому родителю, чтобы защитить и обезопасить своих детей.

Правило 1.

Не настаивайте на том, чтобы сын или дочка соглашались идти на руки к чужим взрослым, если они этого не хотят. Телесная составляющая ребенка - это не объект радости для других, которые любят потрогать, погладить, поцеловать малыша. Это, несомненно, приносит позитивные ощущения взрослым, но, совершенно непонятные субъективные ощущения самому малышу, которые прямиком попадают в подсознание в виде опыта: «Этот дядька меня трогает своими руками, а мама при этом улыбается. Значит, так надо, хотя мне сейчас очень страшно и противно». И так и сидит потом в этом подсознании как пусковой механизм.

Понятное дело, что воспитательнице в детском саду или учительнице в начальной школе иногда приходится брать ребенка за руку или на руки. Но к этому ребенок должен быть приучен постепенно. И, даже в этом случае ребенок должен знать, что имеет право говорить НЕТ, если ему неприятно, когда к нему прикасаются.

Педагоги следят за адаптацией детей в детских учреждениях. Будьте и вы внимательны к своим детям в это время. Помогите им адаптироваться. Выбирайте педагога своему ребенку. Люди, которые идут с ним по жизни очень важны для формирования его личности.

Учите ребенка тому, что его тело суверенно, тело - это зона его личного пространства и никто не имеет права нарушать границы этого пространства без разрешения.

Объясните ребенку, что он имеет право говорить НЕТ телесным прикосновениям даже близких людей, если это ему неприятно.

Правило 2.

Чтобы ребенок не стал покорным источником сексуальных домогательств, как в детском, так и в подростковом возрасте, а нередко, и во взрослом - нельзя применять физические наказания. Давая подзатыльники или воспитывая ребенка с позиции «все нервы вымотал» - родитель собственными руками приучает сына или дочь «отключать» ощущения в теле, замораживать эмоции и воспитывает нечувствительность к своим эмоциональным и телесным реакциям. Ведь, чтобы переносить страх и боль - надо «уметь» отключаться. Нервная система привыкает к боли и в последствии, при определенном поведении человека, за которое его ранее наказывали физически, боль может возникать даже самостоятельно, психосоматически. Так же ребенок приучается думать, что это норма. То есть, любой встречный может с ним делать то же самое совершенно свободно и безнаказанно. Потому что существует еще и телесная память, и представление о жизни. Для ребенка представление о жизни - это его детская семья. Такой ребенок никогда не придет в семью и не расскажет о том, что с ним приключилось что-то «не то» или даже плохое, и что ему необходима защита или помощь. Такого ребенка легко запугать, его тело помнит, чем заканчивается его «непослушание». А из опыта работы могу еще добавить, что регулярно битые подростки нередко еще и благодарны таким «ласковым», заботливо подсовывающим подарки дядям.

Правило 3.

Обратите внимание на социальные роли, установки и убеждения, транслируемые детям, которые очень общИ. Они не проясняют деталей и могут нанести вред ребенку. Такие, например, как - «Нужно слушаться взрослых». Каких именно взрослых? В чем именно слушаться? А всегда ли взрослые реально правы? Или, установка - «старшие лучше знают». Что конкретно лучше знают? Например, что знают про меня? Знают ли они, что я люблю? Хочу ли я сейчас спать или в туалет? А старшеклассник в соседней квартире, - он же тоже старший? Именно через такие неконкретные установки ребенок может стать уязвимым для людей, которые психически нездоровы и опасны или просто асоциальны. Вместо этого разговаривайте с ребенком о том, как ему быть в каждом конкретном случае во взаимодействии со взрослыми людьми и с детьми. Детально обсуждайте ситуацию, контекст, персонажей ситуации. Так ребенок научится опираться на свое мнение, приобретет навык отстаивать свою позицию, будет уверенным, чувствовать, что он так же важен, как и другие люди, включая взрослых. Он будет знать, что имеет право сомневаться в правоте других и его доверие к другим будет построено на вашем доверии к нему, а его к вам. Он должен знать, что он может всегда вам пожаловаться в случае странного или пугающего поведения другого человека.

Правило 4.

Вооружите защитой своего малыша. Говорите с ним о его теле.

Главный принцип тут – постепенное накопление осведомленности ребенком.

Лучше всего говорить об этом на языке самого ребенка, а именно – через игру. Игра – это то, что ребенок быстро усваивает и применяет на практике сразу же.

Подготовку можно начинать уже с 2-3-х летнего возраста. Понемногу проговаривать детали, находя подходящее время, ненавязчиво, так, как бы вы говорили о правилах дорожного движения. Первое, чему нужно научить ребенка – это называть части тела так, как это принято в вашей семье. Главное, чтобы это звучало нейтрально для вас и так же естественно, как «колено» или «плечо». Делать это нужно спокойно, тактично и не смущаясь. Ребенку это пойдет только на пользу. Так как в 2-3-летнем возрасте способ познания мира ребенком – это «разбирание» его на детали. Это поможет 2-3-летнему малышу разобраться и удовлетворить свое природное любопытство, относительно устройства своего тела, полностью. Т.е. он детально станет понимать, что или кто из каких «деталей» состоит. Рассказывайте, как можно подробнее. Не ограничивайтесь одним названием – нога. А расскажите, что нога состоит из бедра, колена, голени, икры, пятки, стопы; рука - из кисти, запястья и т.д.

В 3-4 года можно играть с ребенком в прикосновения. В это время еще телесная чувствительность высокая. Объяснять, что бывают приятные прикосновения – это когда гладят, целуют, обнимают. А бывают неприятные – когда толкают, бьют, щипают, кусают, делают уколы, ставят горчичники. Можно разыгрывать такие сюжеты или показывать эмоционально самому, как вам неприятно, когда «плохое» прикосновение или как хорошо, когда «хорошее». Дети в таком возрасте отличные «подражатели».

Начиная с 5-ти лет расскажите о том, что трогать собственное тело – это нормально. Но другие тебя трогать могут только с твоего разрешения. Объясните, что у каждого человека есть различные зоны. Есть зоны – которые мерзнут, если их не закрывать в холод, а есть зоны, которые такие закаленные, что даже когда прохладно, открыты, это – лицо и руки. Есть зоны, которые можно показывать другим – лоб, щеки и т.д. А есть зоны, которые без разрешения тебя или мамы показывать и давать трогать другим нельзя. Здесь, чтобы ребенку было совсем все ясно применяем правило «трусиков». Там, где трусики – там личная зона, которую смотреть и трогать не разрешается. И что личные зоны трогать можно только когда моешься, делаешь уколы, вытираешься полотенцем, или поранился, или, когда их осматривает врач и рядом мама. А в остальном другим людям трогать там и смотреть, где трусики нельзя. Договариваться с ребенком о том, что при любых попытках вторжения в эту область кого-бы то ни было он сообщает маме. Это легко делать именно в районе 5-ти лет, потому что в этом возрасте дети обычно рассматривают друг друга в интимных местах. И, если ребенок пришел из детского сада и рассказывает о том, что «Маша на тихом часу просила показать пипиську», хвалить его, за то, что рассказал, и, тактично напоминать, что это его собственность - личная зона и что без его разрешения никто не имеет права туда смотреть или прикасаться. И он вправе говорить НЕТ и Маше, и, даже самым близким людям, если не захочет, чтоб его касались там или видели. Таким образом любопытство относительно интимной зоны к 6-7-ти годам у ребенка удовлетворится, а навык рассказывать об этом останется.

Периодически расспрашивайте ребенка о приятных и неприятных прикосновениях за день. Он вам будет с удовольствием рассказывать о них. Об уколах, о прививках, о том, что его Петька толкнул, а воспитательница погладила по голове. Это так же является профилактикой злоупотребления физическими наказаниями в детском саду и в школе.

Правило 5.

Важно так же рассказать сыну ли дочери о том, какими бывают секреты, т.к. часто детей просят сохранять в секрете противоправные действия, запугивая, давя на жалость, говоря про важность хранить тайну и т.д. Объясните, что тайны и секреты бывают хорошие, веселые – когда готовится подарок на день рождения или мама приходит с тортом с работы и т.д. А бывают секреты, которые плохие, когда тебе неприятно и, тогда, об этом обязательно нужно рассказать взрослым.

Правило 6.

Научите ребенка, если не дай БОГ, его схватили и куда-то тащит за руку незнакомец, кричать: «Я тебя не знаю!»

Не секрет, что прохожие не обращают внимание на упирающегося малыша. Никому и в голову не придет, что это чужой человек этому ребенку.

Правило 7.

Придумать секретное слово на случай, если мама решит попросить о чем-то ребенка через другого человека. Тогда никто не сможет обмануть ребенка призывом «Тебя позвала мама».

И, наконец, правило 8.

Бдительность и ежедневный мониторинг.

Очень хочется, чтоб нашем мире царило добро. Мир потихоньку движется к духовному развитию, многие люди выбирают позитивное мышление, помощь ближнему и меняются с целью обрести гармонию. И даже если еще существуют те, кто способен приносить вред окружающим, наша родительская тактичность, внимательность к своим детям, чуткость и бдительность безусловно помогут оградить наших детей от таких людей, а наша человеческая отзывчивость - оградить чужих!

Искренне ваша, Лариса Мещанчук.

 



Просмотров: 488
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Почему мужчины мечтают о сексе втроем. Что это значит и чем его заменить, если это твой мужчина!?
  • Что делать, когда хочется наорать на ребенка, но понимаешь, что это плохо?
  • Что такое конфликт? Как его избежать и всегда ли это нужно делать?
  • 5 признаков того, что вы разбогатеете (даже если это пока не так)
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Что такое буллинг или как помочь ребенку, если его обижают сверстники
  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • Плохое поведение ребенка. Что это такое и что делать?
  • Это страшное слово НЛП или как легко и просто заставить его работать его на себя!
  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • Я самоутверждаюсь – значит, я существую?... Самоутверждение за счет других – что это и как его понимать?
  • Что такое «уход в ребенка» и чем это чревато для малыша
  • Что такое «уход в ребенка» и чем это чревато для малыша
  • Почему я это съела, или что заставило меня так поступить?
  • Работа или жизнь? О том, что если целиком уйти во что-то одно, можно остаться ни с чем.
  • Инсайт - что это и как его поймать?
  • ОКР - что это и как его лечить?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Прокрастинация. Что это за зверь, и как его одолеть.
  • Педофилия. Что это такое и как обезопасить своего ребенка.
  • Не нужно притворяться, что у вас в порядке и вас все устраивает, если это далеко не так
  • Вороновирус. Что это и с чем его едят?
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Мама, я делаю это для тебя, не смотря на то, что это разрушает мою жизнь.
  • Кто такой маменькин сынок и что делать, если Вы осознали, что Вы – это он?
  • Коуч персонального развития - что это и с чем его едят?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь