«Эффект остранения» в психотерапии

Автор статьи: Анна Хидирян

Есть одно очень интересное понятие, придуманное когда-то литературоведом В. Шкловским применительно к искусству – «эффект остранения». Суть данного эффекта заключается вот в чем. Это особый способ восприятия мира, вещей, действий, который противоположен автоматическому восприятию. Автоматическое здесь синоним привычного - что-то, что видишь уже в тысячный раз, чему не удивляешься: «Вещи, воспринятые несколько раз, начинают восприниматься узнаванием: вещь находится перед нами, мы знаем об этом, но ее не видим». Очень многое в реальности мы воспринимаем именно таким образом.
В чем заключается прием остранения? В искусстве, в понимании Шкловского, происходит «оживление» вещи, оно выводит вещь из «узнавания». Как это происходит? Шкловский приводит в пример творчество Л. Толстого: «Прием остранения у Л. Толстого состоит в том, что он не называет вещь ее именем, а описывает ее, как в первый раз виденную, а случай — как в первый раз произошедший». То есть писатель привычные вещи описывает как нечто странное, необычное, словно увиденное в первый раз. Сюда же можно отнести любой художественный текст, где реальность описывается глазами ребенка.
Эта идея насчет приема остранения мне кажется в чем-то близкой по смыслу вот к какой мысли психоаналитика У. Биона: «Способность аналитика запоминать, что говорил пациент, должна быть тесно связана со способностью забывать так, чтобы факт новизны любой сессии (и, в силу этого, неизвестности ситуации, которая должна быть исследована психоаналитически) не затуманивался ставшим уже чрезмерно обильным вкладом предварительной и неверной концепции» (Бион «Научение через опыт переживания», 2008, 54-55).
То есть каждый раз встречаясь с пациентом, аналитик должен суметь увидеть пациента и то, что он говорит словно бы «в первый раз». В этой мысли открывается множество глубин.
Попробую эти идеи развернуть применительно не к искусству и психоанализу, а к терапии. Мне кажется, в процессе терапии терапевту важно оставаться эмпатичным, быть в контакте с пациентом, но при этом одновременно необходим вот этот «эффект остранения». Нужно суметь разглядеть «странное» за привычными идеями и установками пациента, увидеть пациента и его историю одновременно очень близко и в то же время «дистанцированно».
Пациенты всегда приходят к нам с некой привычной «матрицей», и часто то, что нас может удивить, является для пациента чем-то обыденным, автоматическим, «нормальным». И иногда терапевт становится первым человеком на пути пациента, который «удивляется» происходящему, и помогает пациенту посмотреть иным взглядом на ситуацию.
Приведу примеры.
Пациентка 22 лет в детском возрасте подверглась сексуальному насилию со стороны родственника. О произошедшем она рассказала только маме, которая отреагировала холодно и с осуждением, история превратилась в стыдную тайну. Родственник наказан не был. Пациентка всегда ощущала стыд, вину, и что с ней что-то не так. Во время сессии она рассказывает свою историю из позиции вины и самоосуждения. Впоследствии в процессе терапии у пациентки появляется идея, что мужчина-родственник виноват в произошедшем, что она была маленькой девочкой, что ее история вызывает много сочувствия, что она осталась одинока со своей проблемой и т.д. Казалось бы, все эти идеи лежат на поверхности, но их нет в привычном восприятии пациента.
Или еще один случай. У пациентки трудности с годовалой дочкой. Женщина рассказывает, как дочь ведет себя как «воплощенное зло», мучает ее, управляет ею, мешает, вредит, мстит ей, из-за чего пациентка впадает в депрессию и т.д. Терапевт сочувствует переживаниям пациентки, но параллельно в своей голове он «удивляется», поскольку речь идет о ребенке 1 года и об отношениях взрослой женщины и маленького ребенка, который еще не говорит, не ходит и очень зависим от своей мамы.
«Эффект остранения» важен для терапии, он делает терапию местом, где происходят открытия, он оживляет процесс, открывает в истории пациента новые смыслы. Когда терапевт способен «удивиться» тому, что говорит пациент, это означает, что впоследствии, возможно, и пациент сможет «удивиться», прожить по-новому привычный опыт и изменить что-то в своей внутренней и внешней реальности.



Просмотров: 300
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Ложные ожидания | Что не делает психолог (для тех, кто первый раз)
  • И что мне с этим делать? или еще раз о том, как работает терапия
  • Первый раз… на первый курс. Кое-что про адаптацию к обучению в ВУЗе
  • Первый раз в первый брак. Обо что споткнёмся?
  • Если мужчина говорит вам, что очень дорожит своей свободой…
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Хотеть, чтобы что-то случилось в нашей жизни и быть готовым это принять - очень разные вещи!
  • Что нужно знать, если вы первый раз собираетесь обратиться к психологу?
  • Первый раз в первый класс: идти или не идти в школу с 6 лет - вот в чем вопрос
  • Очень коротко об особенностях гештальт-терапии или что она дает.
  • Да, мухе не повезло, она влипла во что то что гораздо сильнее чем она сама и сдалась.
  • Первый раз в пятый класс: кое-что об адаптации к средней школе
  • Избавление от негатива и страха: найти у себя в голове то, что мешает и убрать это раз и навсегда
  • "Ты виноват уж в том, что хочется мне кушать..."(еще раз об идентификации с агрессором)
  • «Она как ребёнок!» Что происходит с человеком, когда родитель вдруг становится беспомощным
  • Тема, которая вызывает много сопротивления, потому что она ближе, чем мы думаем. (Часть 2)
  • Тема, которая вызывает много сопротивления, потому что она ближе, чем мы думаем. (Часть 1)
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Что за гадость мешает мне жить? Немного об интроектах. Часть 1: что это и «с чем их едят».
  • Что является основанием привычного нам мира реальности? Что такое элемент поля?
  • Первый раз в первый класс (еще раз о готовности к школе) Часть 2
  • Что происходит, если женщина раньше времени решила, что этот мужчина и есть её единственный
  • Хочу сказать маме о том, что мне нравится мальчик, но боюсь, что она меня не поймет
  • Что с нами происходит когда мы пытаемся показать себя лучше, чем мы есть?
  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • «Почему это происходит именно со мной…?» хоть раз в своей жизни спрашивал каждый из нас.
  • Что самое худшее и что самое лучшее, что может дать мужчина в отношениях со своей женщиной
  • Первый раз в первый класс (еще раз о готовности к школе)
  • Что такое Воля и зачем она нам нужна? Что делать, когда сил нет!



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь