Первый раз в первый класс (еще раз о готовности к школе)

Прочитала статью коллеги на данную тему и возникло желание поделиться своими разымышлениями по поводу.

Школьные годы - большой и важный этап жизни каждого человека. И от того, насколько адаптивным будет этот этап, во многом зависит успешность взрослого человека. Поэтому поступление в первый класс - серьезный повод для волнений маленького человечка и его родителей.

Не буду углубляться в теоретические изыскания. Сегодня очень много материалов о том, что такое психологическая готовность к школе. Современные родители осведомлены, что кроме интеллектуальной готовности важно развитие эмоционально-волевой сферы ребенка, коммуникативных умений и навыков взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Нужно задумываться о физической и мотивационной готовности. Я хочу поделиться некоторыми размышлениями по результатам наблюдений из реальной практики.

Первый раз в первый класс еще раз о готовности к школе
Я отработала 22 года психологом в школе и уже 21 год провожу собеседования на предмет определения психологической готовности ребенка к обучению. Дело это трудозатратное, требующее времени, но, на мой взгляд, необходимое. Это единственная возможность получить информацию о базовом уровне развития ребенка, о том, каким он начал свою школьную жизнь. Даже если родители приносят заключение от психолога дошкольного учреждения, оно для меня недостаточно информативно. Общение и наблюдение за маленьким человечком "в живую" гораздо полезнее, чем формализованная справка об уровне готовности.

Не могу удержаться от комментариев по поводу групп по подготовке к школе. Вроде бы дело нужное, но.. Как правило, их ведут учителя начальных классов (в качестве подработки) и в значительной мере работают по программе первого класса. Поэтому нынешние первоклассники приходят в школу, умея писать и читать, а в первом классе начинают заново изучать знакомые буквы, цифры  и т.д. В результате у детишек формируется ощущение, что школа  - это "легкотня", а во втором классе, когда программа усложняется, многие пассуют перед трудностями. Часто приходится слышать от первоклашек, что им в школе скучно, т.к. "они уже все знают и умеют". Учебная мотивация уступает внеучебным, игровым мотивам.

Есть еще оборотная сторона у дошкольной подготовки. По санитарным нормам в первом классе домашних заданий у детей быть не должно. В реальности они, конечно, появляются, но ближе ко второму полугодию. И объем у них символический - дописать, прописать 1-2 строчки, выучить стишок.  А в подготовительных группах занятия проходят 1-2 раза в неделю и практически во всех задаются домашние задания. И еще какие. В промежутках между занятиями ребенок под неусыпным контролем родителей вынужден писать чуть ли не по пол страницы. Как результат - усталость, потеря интереса.

Есть специальные методики изучения мотивационной готовности, но поскольку время собеседования ограничено, я задаю детям простой вопрос: "Ты хочешь идти в школу, или не очень?" (именно в такой провокационной форме). И часто слышу ответ: "Не очень". Почему же? "Трудно учиться; много задают, боюсь; что буду двоечником; а вдруг у меня будет злая учительница.." Как вы понимаете, это перегибы дошкольной подготовки.

Часто родители не обращают на это внимание, и в порыве родительского энтузиазма планируют водить ребенка к репетирорам  все лето. Категорически рекомендую этого не делать. Дайте возможность будущему первокласснику отдохнуть, набраться сил и здоровья, чтобы организм накопил ресурсы для преодоления школьных нагрузок. Лето- прекрасная возможность для развития моторной ловкости, умения управлять собой, коммуникативных навыков. Подвижные игры на свежем воздухе развивают зрительно-моторную координацию ребенка, что позитивно влияет на его умственное развитие.

Сегодня популярны такие методы коррекционной педагогики, как сенсомоторная коррекция, мозжечковая стимуляция. Они направлены на развитие всех сенсорных каналов восприятия, гармонизацию деятельности полушарий головного мозга ребенка и полезны не только детям с трудностями развития. Развитие умения слышать, видеть, управлять своими движениями готовит мозг ребенка к усвоению научной информации, закладывает основы саморегуляции поведения. Вот такого рода занятия, бузусловно,  полезны перед школой.

Оценить развитие моторно-вербальных функций вашего ребенка поможет тест-игра с мячом "Назовить пять.."

Умеет ли ваш малыш  играть с мячом? В норме 6-летний ребенок должен уметь отбивать мяч об пол, не теряя его, в пределах 6–8 ударов.
Если ребенок не в состоянии отбить мяч 5 раз даже после неоднократных попыток – это говорит об определенных проблемах в его сенсомоторном развитии. Такому ребенку требуется коррекция, причем не только в плане обучения игре с мячом, но и в более широком аспекте.
 Если ребенок справляется с отбиванием мяча, усложняем задание. На каждый удар нужно называть предмет (слово) из какой-либо категории. Например, пять имен девочек, пять имен мальчиков.
В качестве заданий можно назвать диких животных, домашних животных, названия цветов; автоматизированные ряды: времена года (четыре), дни недели (семь), время суток (четыре), названия месяцев (от четырех, если может – больше).
Дальше можно предложить не трудные, но требующие обдумывания позиции: полевые цветы, садовые цветы, деревья, предметы посуды, предметы мебели, предметы одежды, головные уборы, виды обуви, названия игрушек, школьные принадлежности, дикие птицы (можно три), домашние птицы (можно три), части тела, части лица.;
трудные, требующие обдумывания позиции: явления природы (дождь, снег, радуга, листопад, туман, ветер, тучи, буря, рассвет, закат), строительные материалы (кирпич, дерево, бетон, стекло, железо, черепица, доски, бревна, камень, мрамор), интересные книги, любимые сказки,  мультфильмы, герои сказок, герои мультфильмов, названия городов (можно три), названия стран (можно три).
 

 Продолжение следует.

Если вы нашли для себя что-то полезное, не стесняйтесь сказать "спасибо"

 



Просмотров: 470
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • "Мой 2-х летний ребенок меня бьет". Из цикла "Агрессия ребенка"
  • Еще раз о готовности ребенка к школе.
  • "Что за зверь такой, "мотивация"? Как его есть?"
  • "У мужа кроме меня еще три женщины, но его все устраивает!"
  • Первый раз в первый класс (еще раз о готовности к школе) Часть 2
  • Что делать, если поведение ребенка "ни в какие рамки", а наказание не работает?
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • Если у тебя "плохие" мысли - это еще не значит что ты - плохой.
  • Нужно ли уметь защищать своего ребенка,если "Да" ,то как не перестараться?
  • Что такое сценарий жизни? Можно ли его "переписать"?
  • Как "воспитывать" ребенка еще до его рождения?
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Первый раз в первый класс. Психологическая диагностика готовности к школе.
  • Родить ребенка "для себя", - что за этим стоит?
  • Мои "пять копеек" о том, что все психологи работают только ради денег.
  • Справка о готовности ребенка к обучению в школе
  • Как зайка чуть "не потерялся"Сказка-послание для родителей.(Рождение второго ребенка в семье.)
  • Игра "Коробка ощущений и эмоций" для развития эмоционального интеллекта ребенка
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • Акция "Подарки для детей из детского дома" - насколько это "добро" - доброе?
  • "Сколько раз тебе повторять" или "как мне повезло, что ты такой сообразительный"
  • Как понять родителей, если тебе 7-10 лет. "Инструкция" детям, о том, как устроены их родители.
  • В защиту мамочек "все только для ребенка"
  • Основные предметы в школе под названием "Жизнь"
  • "Почему они делают это?" Непонимание как часто встречающийся запрос.
  • РПТ (терапия отправных точек): что это такое и "с чем его едят"?
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • "Что можно подарить девушке-еврейке?". " Газовую камеру!"
  • Что делать, если ребенок говорит на "тарабарском" языке?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь