Психотерапия зависимостей. 2. Метод раскрывающей провокационной психотерапии

2. Метод раскрывающей провокационной психотерапии.

С чего всё началось…

Под Воронежем, на турбазе "Факел" проходил интенсив (интенсивный курс обучения) гештальтистов, году в 2006-м. Один из семинаров проводил мудрый психолог, Сан Саныч.

Однажды, когда он вел занятия со своими учениками, к нему подошел молодой «психолух», известный своей крепкой физической силой, грубостью и жестокостью. Его любимым приемом была провокация: он выводил человека из себя и, ослепленный яростью, тот принимал его вызов, совершал ошибку за ошибкой и в результате получал "по соплям".

Молодой "психолух" начал оскорблять Саныча: он бросал в него шишки, плевался и ругался последними словами.

Но Саныч оставался невозмутимым и продолжал занятия. В конце дня раздраженный и уставший молодой "психолух" уехал с интенсива.

Ученики, удивленные тем, что Сан Саныч вынес столько оскорблений, спросили его:

— Почему ты не ответил ему? Неужели испугался?

Саныч ответил:

— Если кто-то подойдет к вам с подарком и вы не примете его, кому будет принадлежать подарок?

— Своему прежнему хозяину, — ответил один из учеников.

— Тоже самое касается зависти, ненависти и ругательств. До тех пор, пока ты не примешь их, они принадлежат тому, кто их принес.

 

 

P.S.

Тем "психолухом" был я, Денис Зверев. Мы договорились с Санычем обыграть известную притчу, где я буду его "опускать", а он "погурит" малек, да и, заодно, посмотрит - кто чего стоит в учебной группе. Ох, и поржали мы потом! И материала для работы накопали много.

 

Тогда я еще не знал про удивительного Фрэнка Фаррелли и его метод.

Что это за метод?..

Лучше всего о нём сказано в энциклопедии Б.Д. Карвасарского. Приведу выдержку из неё.

«Провокационная психотерапия Фрэнка Фаррелли – это широкая система лечения с использованием многих техник, дающая психотерапевту свободу выбора. Этот факт несет в себе и опасности и преимущества. Несмотря на название «П. п.», не каждый примененный психотерапевтом метод лечения и его реакция может быть назван «провокационным». П. п. использует ряд техник других теоретических ориентаций:  конфронтацию, вопросы без ответов, сообщение информации и т. д. Терапевтические системы обычно называют по большинству методов и реакций лечения, применяемых психотертпевтом, либо по его теоретической ориентации, отсюда и появилось название П. п.

П. п. как самостоятельный метод лечения больных неврозами и страдающих различными видами зависимостей была предложена Фаррелли (Farrelli F.) и Брандсма (Brandsma D.) и с 1963 г. преподается как отдельный курс в различных институтах США.

Ряд разнообразных техник применяется для того, чтобы вызвать немедленную реакцию, стимулирующую терапевтический процесс. Целью психотерапевта является спровоцировать не только положительную, но и отрицательную реакцию, а затем интегрировать обе в соответствии с их социальной и межличностной последовательностью. Чаще всего отрицательными реакциями пациента являются гнев и отвращение, а положительными — юмор и теплота. Таким образом, в ходе межличностного общения с пациентом психотерапевт и сенсибилизирует (повышает чувствительность), и наоборот — десенсибилизирует: гнев и смех становятся противоядием для возбудимости, тревоги и скоропалительных реакций. Что же касается отличительных черт П. п. от других методик (подходов) — это, прежде всего, степень направленности и использования конфронтации, а также двусмысленный стиль коммуникации, систематическое использование вербальных и невербальных средств, обдуманное и осторожное использование юмора и клоунады и при этом частое отрицание собственного профессионального достоинства.

Хотя пациент дает психотерапевту новые и уникальные возможности применить его собственные гипотезы, для каждого пациента определяются свои собственные проблемы и цели, некоторые общие цели можно сформулировать и систематизировать.

Задачи и цели лечения определяют метод и технику  психотерапевтического вмешательства. Психотерапевт стремится вызвать как положительную, так и отрицательную реакцию при попытке спровоцировать пациента на 5 основных типов поведения:

1) утвердить себя вербально и поведенчески;

2) доказать свою дееспособность как при выполнении заданий, так и в общении;

3) защитить себя в реальном смысле;

4) войти в психосоциальную реальность, оценить ее и научиться адекватно реагировать. Глобальное восприятие ведет к глобальным стереотипным реакциям, дифференцированное — к адекватному реагированию;

5) войти при личных взаимоотношениях в рискованные ситуации, когда пациент проявляет чувство привязанности и уязвимости по отношению к другим. Самыми трудными словами для него становятся: «Ты мне нужен, я скучаю по тебе, я волнуюсь за тебя», которые как бы раскрывают его, вручают другим, налагают на него обязательства.

Со стороны психотерапевта должны прилагаться усилия (чтобы достигнуть этих целей) правильного подбора методов и техник уже в ходе лечения. Для достижения этих целей поведение пациента можно выстроить по следующей схеме:

1) пациента провоцируют на вербальную коммуникацию с психотерапевтом;

2) пациента провоцируют как на вербальную реакцию, так и на действие, часто не соответствующее ей;

3) пациента провоцируют на обе реакции с преобладанием вербальной как средством выражения поведенческой реакции;

4) пациент показывает психотерапевту явные свидетельства своего поведения как результата уже усвоенных интегрированных реакций;

5) пациент вступает в фазу самоутверждения, доказательства своей способности защитить себя, становится социально приспособленным и может вступать во взаимоотношения с другими помимо лечебного времени, т. е. вне терапевтических отношений.

Из описания целей и задач П. п. можно вынести две центральные гипотезы этого метода лечения. Первая гипотеза об отношении пациента к самому себе; его концепции себя: спровоцированный психотерапевтом (с помощью юмора, раздражителя, но в пределах его внутренней шкалы ценностей) пациент всегда тяготеет к движению в обратном направлении в зависимости от того, как психотерапевт определяет его как личность. Вторая гипотеза фокусируется на открытом поведении пациента. Если вызвать с помощью провокации юмором или другим раздражителем самопораженческие и уводящие в сторону поведение и чувства, пациент тяготеет к большему соприкосновению с общественными нормами. Существует ряд вариантов этих гипотез. Если психотерапевт прощает пациента, сам он не склонен себя прощать, наоборот, стремится к большей ответственности за свое поведение, свои ценности и отношение ко всему.

При лечении П. п. врач стремится разными путями указать на социальные последствия поведения своего пациента. Психотерапевт делает попытку вербализовать все табу, о которых люди не говорят друг другу в наше время, он делает все, чтобы передать невозможное речью, почувствовать и подумать о невозможном для пациента, облекая словами все внутренние сомнения, самые худшие мысли и страхи пациента по отношению к себе и о реакциях других людей на него самого. Таким путем пациент неизбежно начинает верить, что он не «разрушенная» личность и вполне может преодолеть конфликтные ситуации осознанным, реальным и подходящим способом. Очень часто психотерапевт применяет более сложные пути искушения и убеждения. И действительно, в абсурдном преувеличении симптомов, доходящем иногда до смешного, есть свои пределы. В попытке «доказать» иррациональную сущность пациента психотерапевт способен выстроить идиотские данные из любого источника. Он как бы принимает на веру рациональное, всякие извинения и с помощью иронии расширяет их, а затем «правдоподобно» подводит к концу (reductio ad absurdum — доведя до абсурда). Отношение ко всему он выражает с помощью показного возбуждения, и на протяжении всего времени он соглашается и подтверждает «позитивную» манеру общения.

В П. п. следует как можно быстрее подходить к тем областям, которых стремится избежать пациент и заявляет об этом своим поведением. Психотерапевт не чувствует острой необходимости развития интересующей его темы, его задача — оставаться с пациентом все это время и каждый удобный момент стремиться возбудить больную тему и не дать пациенту уйти от проблемы. Тогда пациент внесет какой-то порядок в свои впечатления и прежние опыты, разовьет тему, которую он считает важной, и справится со своими чувствами. Психотерапевт может применить гнев, хаос, крики и неорганизованные сеансы: все это не будет сигнализировать о каком-либо терапевтическом барьере, так как выбор у психотерапевта на реакцию больного довольно широк.»

Применение провокационной психотерапии к зависимым от ПАВ людям подвигла ситуация крайней нехватки времени для длительного психотерапевтического воздействия, наличия так называемой «эмоциональной замороженности» и личностной закрытости реабилитантов Центра, частичного или полного отсутствия у них мотивации к выздоровлению. И это при условии, что разрушение, как души, так и тела наркопотребителей в последнее время приобретает катастрофические последствия (имеется в виду распространение «дизайнерских наркотиков»), минуя осознавание ими сего факта. Поэтому специалистам – реабилитологам приходится искать краткосрочные, эффективные и жёсткие способы коррекции зависимой личности. Провокационная психотерапия – достаточно удачный такой способ.

Из всех известных программ реабилитации явственно следует, что раскрытие своего душевного мира другим людям, а впоследствии формирование адекватной самокритики, является центральными терапевтическими целями терапии зависимостей. Ориентируясь на эти цели, провокационный метод позволяет достигать их достаточно успешно.

По сути метод Фаррелли и метод раскрывающей провокационной психотерапии в основных моментах схожи. Различие заключается в личности психотерапевта - реабилитолога и специфических терапевтических целях и задачах реабилитации. Последние обусловлены этапами реабилитационного процесса.

Вот эти этапы:

  1. Восстановление эмоциональной сферы.
  2. Избавление от виктимной позиции (жертвы).
  3. Принятие ответственности за свою судьбу.
  4. Признание наличия проблемы зависимости и невозможности справиться с ней собственными силами.
  5. Обращение за помощью к специалистам.
  6. Формирование доверия к миру и людям.
  7. Честный взгляд на себя (формирование и развитие смирения).
  8. Изменение своего поведения.
  9. Возмещение себе и другим причинённого в период употребления ПАВ ущерба.
  10. Обретение нового образа жизни (как результат прохождения вышеперечисленных этапов).

Рассмотрим по-порядку особенности применения провокационного метода на каждом из этапов.



Просмотров: 469
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Психотерапевт-угол для пациента
  • "дух времени" или "скука по деньгам пациента"?
  • Ирвин Ялом "Дар психотерапии" Глава 6. Эмпатия: взгляд из окна пациента
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Это страшное слово НЛП или как легко и просто заставить его работать его на себя!
  • "Что за зверь такой, "мотивация"? Как его есть?"
  • Из книги "Все мои дети". (Реперентинг - метод лечения шизофрении)
  • "Хочу, чтобы он понял, как я его люблю, поэтому всячески стараюсь ему этого не показывать"
  • Психотерапевт и его "дырявая шкура"
  • "Ты просто ещё Его не встретила. Подожди" - так ли это?
  • Как поставить ребенку границы поведения и при этом не сломать его личность?
  • "Как его забыть?" Как пережить расставание и справиться с эмоциональной болью.
  • Для чего нужен психолог и как его выбрать? Руководство при выборе психолога
  • Почему не могу быть счастлива 8 марта? Для тех кто ссорится и плачет в этот день. Из жизни пациента
  • Что если психолог или психотерапевт - залезет в мозг и сломает его?
  • Устала, что всегда все "по его"? Учись манипуляции!
  • Что такое "Право на Деньги" и как его получить?
  • Что такое сценарий жизни? Можно ли его "переписать"?
  • Ресурс - шаг назад в болото. Как вызвать зависимость у пациента. О чем молчат психологи
  • Как найти время, если его катастрофически не хватает? Купите его!
  • Анализируя "Английского Пациента"- часть 3
  • "Все равно его не брошу, потому что он хороший!"
  • Как психологу писать в соц.сетях, чтобы его читали? Принцип трёх "П"
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • РПТ (терапия отправных точек): что это такое и "с чем его едят"?
  • "Не презирай совета ничьего, но прежде рассмотри его" (И.А. Крылов) или советы для мамочек:)
  • «Так ли страшен черт, как его малюют» или «стоит ли прятать своего ребенка от психиатра»?
  • "По вере Вашей..." - как влияют на жизнь человека его верования и убеждения
  • Раннее взросление или "как мне его спасти?"
  • Если вы кричите на ребенка: последствия для его психики и влияние на формирование черт личности



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь