"Чакральная" Модель Системы Потребностей

Автор статьи: Макс Ильин

Замахнусь на святое - пирамиду Маслоу :)

Вообще, это сделал ещё Кен Уилбер - очень он, начиная с ранних работ, котировал индусскую систему чакр, и в качестве уровней сознания, и вообще как явление.

К сожалению, в современной культуре чакры и сопутствующие им принципы взяли на вооружение в основном шарлатаны да "шизотерики", сильно испортив "репутацию" столь удивительно системе. Хотя для науки, несомненно, эти наблюдения древних практиков представляют живой интерес - хотя бы потому, что согласуются с последними "западными" открытиями и разработками...

Чакральная Модель Системы Потребностей

Но да ладно, в сторону лирику. Посидев немного, прикинул и разместил потребности согласно описанным в "тантре" принципам последовательности чакр - получилось достаточно логично и изящно, смотрите сами:

Класс Предмет (Цель, Objective)Процесс"Мотивы" (Опредмеченные
I. ВитальныеФизиологическая целостность организмаВыживаниеПища, вода, воздух, тепло и т.п.
II. ЭмоциональныеЭнергетический балансНаслаждениеКомфорт, интерес, "кайф" и т.п.
III. СтатусныеАвтономностьКонтрольЗначимость, сила, компетентность, авторитет, власть, независимость и т.п.
IV. СоциальныеПринадлежность (Attachment)ОбщениеБлизость, принятие, дружба, аффилиация, вовлечённость, понимание
V. АртистическиеМастерство (Уникальность)ТворчествоКрасота, эстетика, изящество, совершенство, оригинальность и т.п.
VI. РациональныеСмыслПознаниеОсмысленность, завершённость, понимание, "закрыть гештальт", призвание, наука и т.п.
VII. Духовные"Мокша"/"Нирвана"/"Царство Божие"ТрансценденцияСамореализация, единение, интеграция с миром, "мистический экстаз", религия, вечность



Что в этом интересно - полное соответствие "пирамидальности", но не в квадратно-гнездовом плане, скорее, по принципу "необходимость-и-достаточность"; само собой, со сломанным телом особенно не понаслаждаешься, и так далее.

* * *

И ещё некоторые интересные закономерности:

- Оказывается, уже глядя на схему-таблицу - очевидно, что многие ошибаются с ценностями :) Например, хотят реализоваться на уровне III (Статус, автономия), т.е. стать финансово и всяко иначе независимыми, чтобы наслаждаться (секс и так далее).

Хотя "вектор развития" кардинально в другую сторону - наоборот, для развития самодостаточности уже нужно, по иронии, быть эмоционально и энергетически целостным и наполненным (до необходимой степени); отсюда грамотные советы различных "гуру" насчёт развития удовлетворённости и благодарности миру за всякое. Впрочем, безусловно - расширение автономности способствует расширению доступных наслаждений :)

- И далее это верно - чем лучше у тебя отношения и социальные связи развиты (IV уровень), тем меньше проблем с деньгами и значимостью; и так на остальных уровнях. То есть технически, "эволюция стимулирует инволюцию".

- Таким образом, принцип Эйнштейна "Решать проблему на уровне N+1, выше" - соблюдается; и ещё бы ему не соблюдаться, ведь это не Эйнштейн придумал, а природа :)

- Все потребности - объективны и динамичны; т.е. это означает, что они у всех одинаковые и невозможно их раз и навсегда удовлетворить. Это верно для всех уровней - как нельзя "навсегда наесться и наспаться" (I), также нельзя один раз "познать истину" (VI-VII), приходится это делать регулярно :)

- Ещё многие почему-то смешивают уровни II-IV в "эмоциональные потребности". Это некорректно, да и вообще эмоции - это последствие функционирования потребностей... Однако причина вполне понятна - если рассматривать их как "то, что нужно партнёру", то это так и есть, основные нужды человека в отношениях это: интерес, комфорт (защищённость), уважение, нужность (значимость), доверие, близость... Просто стоит понимать, что это разные уровни, плюс удовлетворять их себе надо самому, как и еду добывать, например :)

* * *

Пример интегральной "работы" системы потребностей:

Например для анализа - взять момент, отмеченный ещё в школе деятельности Леонтьева - "высшие" потребности имеют тенденцию в неком смысле "переобуславливать" низшие. Например, еда (I) превращается в предмет искусства (V) - кулинария, сервировка и т.п. И теперь, скажем, культурный человек получает больше удовольствия (II) от красиво и качественно приготовленной еды, а не просто от вкуса и питательной ценности - хотя и это остаётся. И древний обычай угощать гостей вкусняшками - это "социализация" пищи (IV).

И да, а ещё есть диетология (VI), человека познает про "белки-жиры-углеводы", отличия простых углеводов от сложных, витаминный состав и т.п. Ну и наконец - некоторые религиозные течения уверены, что если есть определённый вид еды (мясо животных, а тем более - человека) - то непременно попадёшь в ад; таким образом, банальное физиологическое питание тела "попадает" аж на уровень насыщения духовных потребностей (VII).

Пока что всё, воруйте и пользуйтесь :)



Просмотров: 517
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Успешный | Это не "талант" и не "удача", это "позиция"
  • Акция "Подарки для детей из детского дома" - насколько это "добро" - доброе?
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • "Навсегда твой" или "зачем я только это сказал?!"
  • Главный вопрос у "худеющих" клиентов - это как "любить себя?"
  • Девушка "номер 1"или "в запасе" , как это понять?
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • О "сильных" и "слабых" или о том, как общаться с "сильным мужчиной"?
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • Молодая семья - это "мы" или все-таки два "Я"?
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • "ОН", "Persona", "Саgа" или Как выпускники профессии сМАКовали
  • "Суть всех споров или "Мясные люди" vs "Шизотерики"
  • Семья - это когда мы "вместе" или "в месте"?
  • "Что за зверь такой, "мотивация"? Как его есть?"
  • "Скажите, где "Я"?" или "Как опираться на себя".
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • "Штопор", "бочка" и "мертвая петля": осторожно, негативные состояния
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • "Ты просто ещё Его не встретила. Подожди" - так ли это?
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • "Сколько раз тебе повторять" или "как мне повезло, что ты такой сообразительный"
  • Термины психологии. Часть 2. "Фрустрация", "мания", "истеричка".
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • От "больничной койки" и "луна-парка" до "теннисного корта"
  • Кто вы, "Госпожа", "Сердечный друг" или "Женщина"?
  • "Работа с МАК". Расклад "Что лучше для меня".
  • "Воспитание детей. О связи "ленивой" ментальности и родительского "надо"!



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь