Судьба как производная характера. Версия

Настоящая статья представляет собой теоретическую основу одного из занятий в Группе личностного роста с одноименным названием. В ней содержатся фрагменты, которые могут быть использованы в качестве упражнений, направленных на осознавание «сильных» и «слабых» черт характера человека, а также на коррекцию жизненного сценария в том случае, если таковым будет ваш выбор.      

      Вначале будет уместным изложить некоторые соображения относительно замысла данной статьи и одновременно с тем помочь читателю лучше в ней разобраться. С учетом того, что тема взаимосвязи судьбы и характера настолько глубока и обширна, автор не претендует на ее фундаментальное раскрытие в столь небольшом по объему материале. В основу работы положен его личный опыт ведения Группы личностного развития на протяжении нескольких лет. А его точка зрения в значительной степени сформировалась под влиянием концептуальных положений гештальт-терапии (Ф. Перлз), трансактного анализа (Э. Берн) и оригинального терапевтического подхода М. Антоненко, увы, ушедшего от нас в 2010 году.

      В наше время достаточно большое количество людей живет как будто на приглушенном уровне жизненной энергии. Хотя, в общем, они не слишком глубоко страдают, но при этом они только понаслышке знают об истинно творческой жизни. Незаметно для себя они превратились в тревожащиеся автоматы, а возможно, и «вышли» таковыми из детства. В то же время мир предлагает каждому много возможностей для более содержательной и счастливой жизни. Люди-автоматы бесцельно бродят, смутно понимая, чего они хотят, и еще хуже - как этого достичь. Они боятся соблазниться и увлечься, они не чувствуют возбуждения и азарта, отправляясь в увлекательную дорогу жизни. Другие же, не в пример первым, живут конформистски, приспосабливаясь к более сильным и влиятельным мира сего (или доступного мирка, если хотите), символически обменивая свой страх и неуверенность на гарантии сытости и довольства.  Их личная идеология, кстати говоря, свободная от бремени под названием «совесть», готова оправдать любое малодушие и предательство. Их способность к мимикрии безгранична.  

      Люди-автоматы, по-видимому, считают, что время веселья, удовольствия и развития давно миновало, осталось где-то далеко в далеком и розовом детстве. Они намерены выхолостить саму жизнь, переступив черту "зрелости/взрослости". Ареал их «оседлости» - мир профанного. А для него, как известно, присуще стремление жить боязливо и смиренно, никогда не выходя за рамки дозволенного «золотой серединой». Их кредо – «как все». Их лозунг – «Долой индивидуальность!». Профанное – это мир довольства и безопасности, где практически нет места риску, игре, подлинным, а не «деланным» чувствам. Боясь растратить жизненную энергию, они всячески ее экономят. Только холодный расчет, только ставка на запрограммированный результат. За «журавлями в небе» они не гоняются, зато «синицу» сжимают в руках до удушения. Их страшит необычное и неизведанное. Привселюдно порицая греховность, рамки которой для них необычайно широки, сами  втайне грешат понемногу и так же в одиночку алчут искупления.

      Люди совершают массу движений, но выражение их лиц говорит об отсутствии всякого реального интереса к тому, что они делают. Чаще всего они скучают, сохраняя каменные лица, либо тревожатся и раздражаются по любому поводу. Похоже, что они утратили свою детскую спонтанность, потеряли способность чувствовать и выражать себя непосредственно и творчески. 

      Зато как убедительно они повествуют о своих проблемах! И при этом из рук вон плохо их разрешают. Разум их занят тем, чтобы как можно «успешнее» свести жизнь к словесным и интеллектуальным упражнениям, попросту говоря, к болтологии. И в итоге, жизнь проживает их, а не наоборот. По любому поводу у них полно рациональных объяснений, часто с психологическим или психотерапевтическим уклоном. Энергия и время преимущественно растрачиваются на разборки с прошлым и попытки сконструировать нежизнеспособное будущее. И тем самым в жертву приносится настоящее. Его куцый огрызок – выполнение безрадостных и давно надоевших обязанностей. Бывает, что осознание людьми-автоматами своей жизни настолько ограничено, что они даже не понимают, чего им хочется, что они чувствует и что  делают в настоящий момент.  А что осознаете в данный момент Вы? (В этом месте читатель может сделать паузу и заглянуть в себя, чтобы встретиться с тем, что есть…)

      Итак, что же такое судьба?

      Одни говорят, что это нечто, написанное каждому на роду, своеобразная линия жизни. Гадалки, например, читают ее по руке или на картах, астрологи – по звездам. Кто-то считает, что судьба – это всецело творение руг господних. И в этом случае от человека мало что зависит или вообще ничего не зависит. Такой подход, на наш взгляд, является свидетельством реактивного, т.е. зависимого от внешних сил характера Человека Следствия. В его жизни все происходит, случается, а он только, подобно статисту, реагирует на события. Инициированной им самим активности в таком случае крайне мало.

      А как считаете вы?

      Прояснить ситуацию с судьбой поможет следующее упражнение.

      Упражнение «Моя судьба»

     Просьба каждому участнику группы (с таким же успехом это упражнение может выполняться индивидуально с использованием диктофона или при помощи записи ответа на бумаге (экране дисплея) на минутку задуматься и кратко рассказать о своей судьбе в форме мифа, метафоры, в категориях выводов и наблюдений, а не конкретных действий. Пример. «Моя судьба – это бурный роман, в котором есть взлеты и падения, предательства и верность. Она похожа на детектив, с погонями и приключениями». Или «моя судьба - это светлая история о том, как маленькая девочка однажды превратилась из гадкого утенка в принцессу-лебедь». Или «моя судьба – сплошной праздник и отдых». Или «у меня было трудное детство, деревянные игрушки, прибитые к полу. И единственная радость, которую мне разрешала мама, так это плакать на похоронах…»

Постарайтесь отследить свои чувства, как в момент выполнения упражнения, так и по его окончании. 

      В древности говорили: посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу.  А как Вы относитесь к изречению древних?..

      Говоря о взаимосвязи судьбы и характера, полагаем необходимым заметить: все происходящие в жизни человека события можно условно разделить на три категории. Первая – неизбежное и независимое от его воли (сам факт рождения, появление на свет именно в этой семье, в эту эпоху, в этом географическом месте, пол и, наконец, смерть). Вторая категория – пространство случая, определяемое, как то, что может, так и не может произойти. Именно эту категорию событий древние греки называли алией – судьбой. Кстати, на случай ставят любители азартных игр, разумеется, если они не шулеры. И третья категория событий  охватывает все, находящееся во власти самого индивида. 

      Так вот мы предлагаем вместо понятия «судьба» (обычно понимаемая как вся жизнь человека) применять понятие «жизненный сценарий», подразумевая под ним пространство событий из выше указанной третьей категории. Мы исходим также из убеждения, что его объем не константен. Он может быть увеличен, а само качество жизни изменено путем осознанных усилий самого человека, в том числе и за счет «освоения» части территории «случайного».

      Опыт веков и личный субъективный опыт подсказывают, что жизненный сценарий вольно или невольно пишет сам человек. Он же его реализует как режиссер, как исполнитель. Он же подбирает других действующих лиц и декорации. В данном случае все персонажи - активные действующие лица, а не статисты как в случае с судьбой. Правда, есть некоторое немаловажное условие. Чтобы стать творцом своего счастья, человеку необходимо «проснуться», т.е. сбросить с себя оковы гипноза повседневности и принять ответственность за то, как складывается жизнь. Ответить на вопрос, как происходит «пробуждение», чрезвычайно сложно. У Будды был свой путь, у Иисуса – свой …

       Для простых смертных чаще всего «перелом» в судьбе наступает в результате переживания взаимосвязанных кризисов – краха отношений с любимым человеком, крушения личного мифа (образа, внутренней идеологии) и других. В один прекрасный день человек может сформироваться в целостный гештальт, может открыться некая итсина про себя: я всего лишь разыгрывал роль, притворялся перед самим собой, пытаясь убедить себя в том-то и том-то, но теперь должен признаться, что все это было ложно и напрасно.

      Приведенные выше соображения актуальны в первую очередь для тех, у кого наблюдается дефицит веры в себя и свои силы. Потом, несколько позже, им будет под силу понять и принять основы «полевой» парадигмы. Согласно ей, человек формируется, становится и функционирует, собственно говоря, как человек, только во взаимодействии с другими людьми, с историей, культурой, традициями. То есть, абсолютной свободы и автономии не существует. Мы все, так или иначе, друг от друга зависим и друг на друга влияем. Поэтому имеет смысл говорить о регулировании степени этой зависимости.  Вот где поле личностного роста и развития индивида.

      Ну, а теперь от судьбы давайте обратимся к характеру. Начнем с определения. Согласно одной из точек зрения, характер – это сочетание устойчивых форм и особенностей поведения, определяющих отношение субъекта к окружающей действительности.

      Это, по сути, сумма условностей, сумма адаптационных реагирований, сформировавшихся в детстве, которые в большинстве случаев не представляют нас и не подходят к теперешней жизни. Для примера приведем несколько видов характера – навязчивый, агрессивный, депрессивный, нарциссический, лицемерный, гордый и др.

      Характер, считают некоторые психологи, это закостеневшая, неживая форма. Само слово характер происходит от греческого «charaho», что означает «выгравировать». Соответственно, он обозначает то, что в человеке постоянно в отношении поведения, эмоций и мышления. Еще характер можно рассматривать как основу повторяющегося принуждения. Поэтому, говоря о характере и проблемах человека, мы с полным основанием можем говорить, что для преодоления возникающих трудностей потребуется гибкий характер и, соответственно, гибкое, приспосабливающееся поведение. Это отнюдь не равняется бесхребетности и конформизму, как могло сразу показаться. «Гибкий» в данном случае означает «реагирующий в соответствии с контекстом. Т.е. когда потребуется – несгибаемо жестко, когда это оправдано – мягко и тактично, и каждый раз, как поступить – решает сам человек, а не его заскорузлый шаблон».

       Зачастую индивид, в угоду характеру, игнорирует реальность, не изменяя себя,  не адаптируясь к постоянно меняющимся условиям. Он не понимает, что человек не может расти в вакууме, без близости и трений с другими людьми, без  разочарований, без поражений и побед.

       Зная природу характера, мы можем утверждать, что проблемы человека проистекают из-за дефектов характера, которые выражаются в конфликте, несоответствии целей, устремлений, желаний привычным способам их достижения. Таким образом, невроз и представляет собой последствия закостенелых реагирований человека на изменившиеся и постоянно меняющиеся внешние условия. Например, привык с детства получать удовольствия, не прикладывая к этому никаких усилий. Став зврослым, такой человек обычно обижается на близких и весь белый свет за то, что они не дают просто так ничего, из того что хотелось бы ему получить. Или человек вырос в авторитарной семье, где подавлялась его воля, любой протест родителям и даже возможность проявлять свои эмоции, прежде всего, гнев. В результате, скорее всего, он вырастет бесхарактерным, не способным открыто выражать свои чувства. Впоследствии он может стать препятствием самому себе, не иметь по-настоящему доверительных отношений с другими людьми, может считать себя жертвой.

      По отношению к уровню нормы характер может быть: нормальным, сбалансированным; акцентуированным, с чрезмерным проявлением некоторых черт; психопатическим - черты на уровне патологии. Таким образом, если характер (человека) поместить в неблагоприятные условия, т.н. фрустрирующую ситуацию, ответной реакцией будет невроз с оттенками черт, очень напоминающими исходный характер, черт до этого очень скрываемых и контролируемых (компенсированных). Получается, что каждый из нас подвержен неврозу, но не каждый отреагирует невротическими симптомами – апатичностью, плаксивостью, гневливостью, неусидчивостью, потерей сна, истерикой, перепадами настроения,  булимией или анорексией и т.д. Люди жесткой структуры именно так и отреагируют, гибкие – смогут найти выход из кризисных ситуаций менее болезненно. Они не так буквальны и конкретны, их восприятие до известных пределов условно, метафорично. Они не боятся увидеть мир с разных точек зрения, принять его многомерность, в том числе и противоположности.

      А теперь практика…

      Упражнение в парах «Каков мой характер». Участники выбирают себе пару (читатель может выполнить это упражнение самостоятельно, изложив свои мысли на бумаге или записав их на диктофон), рассаживаются и по очереди выполняют упражнение. Задача – в течение 5 минут рассказать партнеру главное о своем характере, о том, какие черты помогают в жизни, а какие являются препятствием. Задача партнера – слушать и задавать уточняющие вопросы, помогающие первому номеру лучше понять себя. Потом участники пары меняются местами.

     Шеринг. Обсуждение итогов упражнения и вопросы участникам: какие черты своего характера они хотели бы изменить? От каких отказаться? И все это для чего?

      По опыту работы с клиентами, заметим, что, как правило, в основе их запросов лежат проявления невротических расстройств.

      Принято считать, что потенциальные невротические расстройства (истерическая реакция, обсессивно-компульсивное расстройство, неврастения, а проще говоря, невроз), заложены в самом характере, точнее, в его невротической структуре. Механизм до ужаса прост: невроз передается из поколения в поколение посредством воспитания, а если точнее, то передачей ребенку невротического стиля реагирования.

      А патологический стиль отношений, заложенный в характере, лежит в основе всех наших конфликтов, межличностных проблем и страданий, поскольку на любой стресс характер дает привычный способ реагирования, установившийся в детстве.

      Психологическая помощь в таком случае выражается в содействии человеку на пути осознания им своего характера, т.е. его способа функционирования, способа контакта с объектами поля. Это, во-первых. И, во-вторых, изживания старых способов, а также приобретения спонтанности и творческого отношения к себе и к окружающей среде.

      Если учесть, что сама жизнь великий психотерапевт, то часть людей плодотворно использует опыт жизни и гибко реагирует на изменения ситуации, изменяя свой стиль жизни и характер – до известных пределов. В то же время было бы большой ошибкой считать, что ребенок является жертвой воспитания в семье, и это уже приговор навсегда. Когда об этом заявляет взрослый, предъявляя претензии родителям, то это говорит о его позиции жертвы, пассивности и отсутствии реальных усилий по изменению своей жизни. Сама жизнь бросает ему вызов: сможешь ли ты использовать шанс и стать Свободным?

 



Просмотров: 344
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Игрушки в жизни маленького человека: какие они выполняют функции и почему они так важны?
  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Ешь, что дают! Или как удовлетворение потребностей в детстве влияет на характер и судьбу человека
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Что такое бессознательные фантазии и как они проявляются в повседневной жизни
  • Что такое ограничивающие убеждения и как они мешают любить себя?
  • Как понять, что это Ваш человек: упражнение с метафорой
  • Это страшное слово НЛП или как легко и просто заставить его работать его на себя!
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Все вокруг не так, все вокруг виноваты. Что в такой ситуации может сделать один обычный человек?
  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • Что такое чувства, почему они важны, и зачем мы блокируем себя и свою жизнь?
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Как понять, что это именно Ваш человек
  • Я самоутверждаюсь – значит, я существую?... Самоутверждение за счет других – что это и как его понимать?
  • Где все, что было, где радость секса… и как все это пережить!?
  • ОКР - что это и как его лечить?
  • Инсайт - что это и как его поймать?
  • Как мужчина может всего одной фразой обесценить все то, что вы ему говорите
  • Почему мужчины мечтают о сексе втроем. Что это значит и чем его заменить, если это твой мужчина!?
  • Прокрастинация. Что это за зверь, и как его одолеть.
  • Что происходит на семейных консультациях и для чего они нужны?
  • Что важнее в жизни: интеллект или характер?
  • Что такое конфликт? Как его избежать и всегда ли это нужно делать?
  • Как это любить себя и что это дает?
  • Как пресекать манипуляции близких, если понимаешь, что они сели тебе на шею?
  • Что говорит одежда человека о его характере?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь