Теоретические основания экзистенциальной психотерапии Э. Спинелли

Э. Спинелли по праву считается одним из самых видных представителей британской экзистенциальной психотерапии. Его подход определённым образом отличается от подходов других, рассматриваемых нами представителей экзистенциальной психотерапии. Во многом разница подходов обусловливается разницей в теоретических представлениях, которых придерживаются авторы. Одним из таких отличий являются представления Э. Спинелли о личности. В одной из своих работ [Э. Спинелли, 2009] он пишет о том, что личность не является чем-то устойчивым, ясно различимым. С точки зрения Э. Спинелли, личность (Я) в большей степени проявляется как процесс взаимоотношений с конкретным другим или другими (миром). Такой взгляд отражает его убеждение о том, что существование предшествует сущности.

Вопрос о соотношении существования и сущности для Э. Спинелли не простая абстракция. По сути он отражает стоящую перед каждым из нас проблему, решать которую мы вынуждены каждый день. Это проблема соотнесения актуального опыта, переживания, непосредственного процесса бытия с данными нашему сознанию сущностными структурами. Для выражения динамической составляющей бытия автор выбирает сложно переводимый на русский язык термин "worlding", который мы условно обозначим как "мир-как-процесс", в то время как структурная составляющая бытия представляет собой картину (образ) мира ("worldview") [Spinelli E., 2015, с 64]. В картине мира происходит структурирование (осмысливание) непосредственного переживания мира-как-процесса. В идеале картина мира должна быть а) достаточно стабильной и б) достаточно точно отражать мир-как-процесс.

Наиболее наглядно теоретические представления автора могут быть рассмотрены на примере феномена "Я", в котором можно выделить две составляющие. Первая является результатом рефлексии сведённого воедино прошлого опыта жизни, и в таком виде представляет собой, скорее, Я-структуру. Я-сруктура - это некоторый конструкт, результат рассмотрения себя и размышлений о себе, результат бытия. Вторая составляющая - это Я в непосредственном переживании, в состоянии потока, в трансценденции.

В некоторых случаях Я-структур может быть несколько. В случае с множественными личностными расстройствами можно выделить несколько независимых Я-структур, которые могут знать о существовании друг друга во внутрипсихическом плане индивида, однако не принимать возможность объединения. По мнению Э. Спинелли в таком случае может быть крайне трудно установить ту "истинную" личность, которая могла бы быть изначальной или настоящей [E. Spinelli, 1997].

Я-структура подвижна и может меняться в течение жизни, в результате каких-либо событий или в процессе терапии. Такие изменения происходят в результате рефлексии, или переосмысления своего опыта. Например, рассматривая совместно с терапевтом прошлый опыт, клиент может включить в рефлексию некоторые события из прошлого, которые ранее не были им приняты и осмыслены как принадлежащие его Я или характеризующие его. В результате этого человек может поставить под сомнение существующую Я-структуру как неполную или не отражающую реальность своей жизни, что приведёт к поиску и формированию обновлённой Я-структуры. В случаях, когда происходит значительное изменение Я-структуры, клиент может сказать, что чувствует себя совсем другим человеком, отличающимся от того, который был прежде. Таким образом существует некоторое "неполное" Я - Я, в котором не учитывается значимый опыт жизни индивида, которому может быть противопоставлено обновлённое Я, представляющее собой результат более полного (насколько это возможно) рассмотрения и осмысления своей жизни. В одной из своих последних работ Э. Спинелли подчёркивает, что принципиально невозможно существование Я-структуры, которая в полной мере отражала бы непосредственный опыт и переживания Я. По мнению автора, такая структура была бы слишком подвижной и изменчивой, что повлекло бы за собой непереносимое чувство тревоги, неопределённости и растворения Я в потоке бытия, что можно рассматривать уже как картину психоза [Spinelli E., 2015].

Каждая Я-структура обладает определённой устойчивостью, выражающейся во взглядах, оценках, установках, седиментациях и т.д. Седиментация представляет собой устойчивый паттерн поведения или реагирования Я-структуры на происходящие с ней события.

Каждое Я (а точнее Я-структура) наилучшим образом может познать и определить себя через не-Я во встрече с Другим или Миром, но такая встреча несёт в себе и некоторую угрозу, поскольку может демонстрировать несостоятельность существующей Я-структуры. В результате конфликта между представлениями индивида о себе (Я-структурой) и тем, как он переживает себя в процессе своей жизни, может возникать большое напряжение, проявляющееся в виде отдельных или группы симптомов, которые могут служить причиной обращения за психологической помощью. "Если коротко, то дилемма возникает тогда, когда существует конфликт между, вообще говоря, убеждениями человека касательно того, кто он есть (его эпистемологической установкой) и его опытом бытия (его феноменологической установкой)" [Э. Спинелли, 2009, с 73]. Данную дилемму можно "решить" двумя способами. Первый заключается в том, чтобы бросить вызов устоявшейся (седиментированной) Я-структуре, приводя её в большее соответствие непосредственному опыту и переживаниям жизни. Второй способ - отвержение той части опыта, которая не соответствует устоявшейся Я-структуре. В этом случае текущая Я-структура находится в большей безопасности, но часть проживаемого бытия воспринимается как нечто "чуждое".

Как и в случае с другими представителями экзистенциальной психотерапии, основными методами Э. Спинелли являются феноменология и диалог. Целью терапевта является, в первую очередь, понять, каково это быть данным конкретным клиентом во встрече с терапевтом, как клиент видит, ощущает и воспринимает мир, какими смыслами он его наполняет. Роль терапевта таким образом сводится, в первую очередь, к роли чуткого исследователя. Во встрече с не-Я, в ответ на расспрашивания терапевта Я-структура клиента приобретает более ясные очертания, у клиента может появится более полное осознание текущей Я-структуры и её седиментаций.

Структурная модель психотерапии, практикуемой Э. Спинелли, состоит из трёх этапов:

  • Совместное создание "мира терапии", исследование картины мира клиента.
  • Обращение к проблемам клиента и тому, как они проявляют себя во встрече с терапевтом.
  • Изучение возможностей переноса достижений "мира терапии" в повседневную жизнь клиента.

На первом этапе важность приобретают вопросы сеттинга, терапевтического контракта, знакомство и создание особенного "мира терапии". На этом этапе терапевт воздерживается от любых своих суждений в отношении того, что приносит на сеансы пациент. Терапевт стремится пребывать в модусах "бытия с" клиентом и "бытия для" клиента. Используя феноменологический подход терапевт "выносит за скобки" свои знания, представления, предположения и погружается в субъективный мир пациента. В этом погружении важно уделять внимание как фактам, деталям, декорациям в которых разворачивается жизнь пациента, так и тому, как пациент переживает себя и происходящие с ним события. В процессе феноменологического исследования для терапевта важно воздерживаться от спонтанного оценивания важности содержаний клиента. Всё, что говорит клиент, должно рассматриваться как обладающее одинаковой ценностью.

В процессе беседы факты, события, декорации того, о чём рассказывает клиент, служат, с одной стороны, для лучшего его понимания терапевтом, а с другой, для возникновения переживаний, маркирующих проблемы, с которыми столкнулся клиент. Для возникновения переживаний терапевт может обращать внимание клиента на ощущения в теле, просить его использовать метафоры и сравнения и фокусироваться на конкретных ситуациях.

В результате первого этапа терапевт получает понимание субъективного мира пациента и завоёвывает его доверие. Пациент обретает способность открыто и честно говорить о своей жизни с терапевтом и выражать в его присутствии эмоции.

На втором этапе терапевт "получает право голоса". Он переходит от слушания к возвращению пациенту того, как и что он видит в этой ситуации. При этом важно, что терапевт не пытается "лечить" пациента, но предлагает тому своё восприятие и видение текущих проблем. За счёт этого для клиента становится возможным оставаться открытым к тому, что приходит от терапевта. Получив первоначальное понимание проблем клиента, терапевт также переходит к более детальному их изучению, используя смену фокуса между общим и частным и уделяя внимание скрытому содержанию слов пациента.

Проблемы клиента, рассмотренные с позиции напряжений, возникающих между его картиной мира и переживанием мира-как-процесса, можно разделить на 4 категории [Spinelli E., 2015]:

  • Проблема как способ поддержания седиментации.
  • Проблема как невозможность дальнейшего сохранения седиментации.
  • Проблема - это нежелательное следствие положительно оцениваемой седиментации.
  • Проблема - результат устранения седиментации.

В своей работе терапевт может выделить три фокуса диалога во встрече с пациентом [Э. Спинелли, 2009]:

  • Я-фокус. Моё восприятие себя, проживающего эту встречу.
  • Ты-фокус. Моё восприятие тебя, когда ты проживаешь эту встречу со мной.
  • Мы-фокус. Моё восприятие нас, проживающих встречу.

Каждый из фокусов имеет в работе своё значение. В первом случае терапевт фокусируется на том, кто он есть в отношениях с клиентом, что он вносит в эти отношения. В этом проявляются его взгляды, убеждения, предпочтения, чувства, внимание, с которым он относится к пациенту. Во втором случае речь идёт о фокусировании внимания на том, что привносит пациент, на его переживания, мысли, установки, опыт, отношение к терапевту. Терапевт стремится понять, каково это быть данным конкретным клиентом. В третьем случае фокус смещается в сторону того, каково это быть вместе с пациентом в данный момент, что может быть пережито и что может родиться в этой встрече.

Важной составляющей психотерапевтического процесса Э. Спинелли считает взаимоотношения "терапевт-клиент". Терапевт для клиента это не просто Другой, но ещё и другой Другой. Во встрече с терапевтом клиент приобретает опыт принятия и уважительного отношения, в котором он мог испытывать дефицит в других своих отношениях. На втором этапе терапевт стремится чаще смещать фокус диалога в положение мы-фокус. Именно в этом фокусе становится возможным изменение привычных болезненных переживаний пациента во встрече с терапевтом здесь-и-сейчас.

Результатом второго этапа должно стать то, что клиент обретает возможность не только рассматривать, но и пересматривать свою картину мира; у него возникают новые переживания; он начинает чаще направлять свой взгляд в будущее; ему становится легче говорить о своих непосредственных переживаниях во встрече с терапевтом; он всё больше останавливается на проблемах переноса опыта, полученного в терапии, в свою повседневную жизнь.

Третий этап терапии посвящён исследованию возможностей по переносу достижений "мира терапии" в мир клиента. На этом этапе терапевт и клиент часто посвящают время изучению того, как изменения в клиенте могут повлиять на его жизнь и окружение. Зачастую этот этап становится испытанием для клиента, сталкивающегося с тем, что не все его открытия могут быть безболезненно перенесены в жизнь. Задача терапевта на этом этапе помочь клиенту лучше понять его близких и помочь найти баланс между старыми ценностями и ценностями, открытыми в ходе терапии.

Э. Спинелли считает, что терапия не должна ставить своей целью улучшение состояния клиента, поскольку это состояние считается составляющей его личного способа бытия [Э. Спинелли, 2009]. Улучшения в виде большего спокойствия, уверенности в себе, ощущения надёжности в жизни могут быть следствиями терапии, но их достижение не может быть её целью. Жизненная ситуация клиента является отражением его отношений к данностям бытия. Данности не являются чем-то конкретным, но они отражают неопределённость, неотвратимость, неуправляемость, с которыми человек сталкивается в своей жизни. В процессе терапии подробно рассматриваются отношения пациента к данностям и выявляются экзистенциальные напряжения, соответствующие конкретному уникальному способу жизни клиента. Эти напряжения существуют между такими полюсами как я/другие, активный/пассивный, умственный/физический, эмоциональный/рациональный и т.д. Терапевт не стремится к тому, чтобы изменить эти напряжения, его целью является помочь клиенту подробно рассмотреть те аспекты, с которыми он не готов был до этого встретиться в одиночку. И тогда, возможно, что данности будут восприниматься не только как приносящие страдание и неуверенность, но и как что-то радостное и бросающее вызов, а в отношении напряжений пациент возьмёт на себя ответственность в том, где он разместит себя между полюсами, которые его (напряжение) вызывают.

Список литературы

  1. Спинелли Э. Зекрало и молоток: Вызовы ортодоксальному психотерапевтическому мышлению. - Минск: И. П. Логвинов, 2009. 216 с
  2. Spinelli E. Practising Existential Psychotherapy. The Relational World. Sage. London, 2015. 272 p.
  3. Spinelli E. Tales of unknowing. Ross-on-wye, 1997. 156 p.

 



Просмотров: 404
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Что за зверь такой, "мотивация"? Как его есть?"
  • Как "дожать" клиента на платную консультацию. Или, может, не надо?
  • Что такое сценарий жизни? Можно ли его "переписать"?
  • "Терапевт- Бог" умер. Философия на благо Клиента.
  • Что такое "Право на Деньги" и как его получить?
  • РПТ (терапия отправных точек): что это такое и "с чем его едят"?
  • Я его слепила из того, что было. Теория "пинка".
  • Как из "сложного клиента" сделать "клиента любимого"
  • "Мы не можем быть вместе" или кто такой «безопасный мужчина» и почему женщина его выбирает?
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • "Зеркальные расстановки" или "Сам себе терапевт".
  • "Хорошая жена может наскучить. Хороший муж может встать поперек горла". Это как?
  • Как притягиваются клиент и терапевт. Выбор клиента.
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • Как клиенту понять, что в терапии "что-то не так"?
  • "Что значит проживать эмоции,и как это влияет на пресловутое качество жизни?" -ответ на вопрос
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Что скрывает жалость? или "Делай добро и бросай его в воду".
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Как мне перестать быть "хорошей" и "удобной" для других?
  • Правильные отношения? Может "да", а может "нет", у каждого свой взгляд.
  • "Со мной что-то не так", или что делать с чувствами, которых быть не должно?
  • Почему в гештальт-терапии не может быть "сопротивления"
  • "По вере Вашей..." - как влияют на жизнь человека его верования и убеждения
  • "Хочу, чтобы он понял, как я его люблю, поэтому всячески стараюсь ему этого не показывать"
  • Грудное молоко для взрослого мужчины или о том, как быть, если вы "мама-жена"
  • Как повзрослеть за 3 станции метро, или Техника создания "хорошего мира" внутри себя
  • "Мой ребёнок окончил школу". О том, как одно слово может изменить жизнь.
  • Может ли страдание быть "нормальным" и "патологическим"?
  • "Уверенность в себе" или "Что мешает чувствовать себя уверенно?"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь