Соционика в психотерапии. Блоки – связки

Автор статьи: Олег Христо

Соционика в психотерапии. Блоки – связки

Авторы: Саратовкин В.Д.

Христо О.В.

«Что ищешь, то всегда найдешь!»

Перефразированная строка из песни

 

            Мы обобщили опыт лечения клиентов от зависимостей и фобий. В соционической литературе (Филатова, Ворощенко), несколько раз пытались проследить взаимосвязь социотипа и широко известных сегодня акцентуаций личности, описанных Леонгардом, Личко и пр. По своей практике мы можем с уверенностью сказать, что такая связь есть, но она сложнее, чем, кажется на первый взгляд. Ее природу еще следует тщательно изучить. Нашла подтверждение закономерность, что на формирование акцентуации или, при неблагоприятном развитии событий, психопатии заметно влияет динамический подтип социотипа. Идея подтипности была предложена В. Гуленко еще в 90-х годах прошлого века. Надо заметить, что видение терминальности и инициальности в нашем представлении несколько отличается. У Гуленко терминальность проявляется в акценте на доводке начатого до конца и упорядочении. Инициальность (как противоположная способность) – настрой на легкое переключение и сопутствующая неупорядоченность в вещах и делах. То есть пара терминальность и инициальность в чем-то схожа с парой рациональность - иррациональность.

Терминальный подтип формируется вследствие акцентуации на первой, лидерской функции социотипа вне зависимости от ее рациональности/иррациональности. Лидерская функция составляет базу социотипа. Она наиболее надежна в своих проявлениях. В то же время, для терминального подтипа характерно замирание перед выбором альтернатив будущего. Здесь полезно подключение инициального дуала.

Инициальный подтип акцентуирован на второй, творческой функции. Такой человек может позволить себе быть непредсказуемым, ломать сложившиеся рамки и стереотипы, смело начинать новые, рискованные проекты, многие из которых могут успешно завершиться, если будут подхвачены терминальным дуалом.

 

К примеру, эпилептоидность как акцентуация характера (а в клиническом случае - возбудимая психопатия) чаще всего проявляется у ЛСИ и СЭЭ, но в разных вариантах. У инициального ЛСИ гипертрофируется блок-связка силовой сенсорики (энергосберегающая) и ролевой этики отношений (энергозатратная). У терминального СЭЭ активируется блок-связка лидерской силовой сенсорики и болевой белой логики. Именно такие условия формируют черты эпилептоида: агрессивность и, одновременно, «слащавость» (ролевая этика отношений у ЛСИ и творческая у СЭЭ).

            Те же социотипы, но в других подтипах будут демонстрировать признаки совсем других акцентуаций. Например, ЛСИ терминальный с усиленной структурной логикой, если она «прикрывает» его патологически возбужденную неуверенность по интуиции возможностей будет отвечать характеристикам Педантичного типа, который во всем сомневается, перепроверяет все по нескольку десятков раз, и с огромным трудом принимает решения. Точно такое же поведение будет демонстрировать, и терминальный подтип ЛИИ с его тревожностью по поводу выбора любой альтернативы и стремлением довести имеющуюся систему до "идеала". В то же время инициальный подтип того же ЛИИ может проявлять себя по гипертимной акцентуации с характерным для нее повышенным настроением, самооценкой и подвижностью как физиологических, так и психических процессов. Очень похожим образом будет преподносить себя терминальный подтип ИЭЭ, порхающий как бабочка с цветка на цветок по своим многочисленным возможностям и демонстрирующий свои интеллектуальные способности. Совсем другая акцентуация обнаруживается у инициального подтипа ИЭЭ. Тут уже «возбуждена» его этика отношений вкупе с защищаемой ролевой силовой сенсорикой и, как результат, - акцентуация по тревожно-мнительному типу.

            Классические «застревающие» социотипы - ЛСЭ и ЛИЭ с их прямолинейностью, уверенностью в своих действиях, агрессивных реакциях на возникающие препятствия, мешающие их скорейшему достижению цели, также имеют в своей основе терминальные подтипы. ЛСЭ застревает из-за страха перед непредвиденными обстоятельствами по своей болевой интуиции времени, а ЛИЭ из-за страха расслабиться в комфортных условиях.

            Терминальные ИЭИ и ИЛИ будут демонстрировать черты акцентуации по «Неустойчивому» типу (по Личко), характеризующейся бездеятельным созерцанием,  подверженностью внешним влияниям и слабому проявлению собственной воли. Инициальные же подтипы своими акцентуациями будут существенно отличаться. У ИЭИ начнет бурно развиваться демонстративная акцентуация с повышенной эмоциональностью, драматизмом и стремлением управлять окружающими при помощи своего настроения, но без серьезной аргументации. Инициальный ИЛИ начнет «застревать» в деталях дела, стремиться к бесконечной и бессистемной "шлифовке" материала и, как следствие, подвергаться периодическим негативным эмоциональным вспышкам.

Блок-связка интуиции возможностей с этикой отношений у терминального ИЛЭ даст лабильную акцентуацию. Та же связка у Драйзера уже создаст предпосылки для формирования психастенической, тревожно-мнительной психопатии.

            Таким образом, на отдельных примерах видно, что на формирование акцентуации характера (а при неблагоприятном развитии ситуации и психопатии) влияет ведущая блок-связка социотипа, определяющая его подтипность. Одна и та же связка соционических акцентов будет формировать разные виды акцентуаций в зависимости от того, какая из функций является энергосберегающей, а какая энергозатратной.

           

 

 

Использование блок – связок для профилактики и лечения зависимостей

"Понимание другого начинается с понимания его заблуждений."

А. Подводный

«Порабощенность своими страстями – самое страшное рабство»

Сенека

 

            Возможно, застревание является одним из основных механизмов формирования зависимостей, которых наша современность насчитывает уже немало. Наиболее значимые из них: наркомания, алкоголизм, игромания, переедание, табакокурение, интернет-зависимость, телезависимость (и вообще, пропагандозависимость), гипнозависимость, зависимость от родителей, супругов, начальников, кумиров, внешних обстоятельств и т.д.

В каждом случае «застревание» происходит на своем уровне. Довольно распространенная ошибка общества, а вместе с ним, и врачей, заключается в работе преимущественно на том уровне, на котором эта зависимость проявляется более ярко. Например, при массовой антинаркотической пропаганде угрожают смертью, многогодовой тюремной изоляцией. Эта аргументация оперирует сигналами с физического, телесного уровня. Антиникотиновая и антиалкогольная пропаганда выбрала аргументом брезгливость, скабрезные шутки «ниже пояса» (уровень ощущений). Родители борются с интернет-зависимостью у своих детей требованием прекратить контакты (уровень отношений). Но потерянные часы часто находятся не под столбом с горящим фонарем. А где же?

Мы убедились, что весьма эффективна работа с использованием зеркальных блок – связок. Это пары уровней 1-8, 2-7, 3-6, 4-5, которые используются в режиме экстра – интровертного дополнения.

Таблица 9

 

№№ уровня

Проявления

8

 

миссия, T

7

 

ценности, I

6

 

действие, P

5

 

мысль, L

4

 

эмоция, E

3

 

отношение, R

2

 

ощущение, S

1

 

тело, F

 

           

Действительно, на помощь 8-му уровню ИЭИ (Т) поспешит СЛЭ с 1-го уровня (F). ИЛЭ (7) сработает в паре с СЭИ (2), ЛСЭ (6) – с ЭИИ (3), ЭСЭ (4) – с ЛИИ (5) и т.д. Важно учесть, что ответственность за окончательный результат лежит на более высоких уровнях, тонкими телами – интуитивными и логическими. Во всех случаях финальные литавры в симфонии победы над зависимостью – за 8-м, смысловым уровнем, где происходит переосмысление, перепрограммирование, квантовый переход без возвращения назад.

Например, наркомания - это «застревание» на интуиции времени, где происходит потеря смысла жизни и личность зацикливается только на своем Эго без всякой связи с другими уровнями собственной сущности и окружения. Табакозависимость – застревание на интуиции возможности, проблемах общения, соответствия культуре окружения. Алкоголизм – застревание на том же уровне – остром дефиците самоуважения и уважения со стороны социума. Недаром ключевыми фразами в среде алкоголиков звучат: «Ты меня уважаешь?», «Я тебя уважаю!», «Мы оба уважаемые люди!». Знание соционики позволяет психотерапевту подобрать «ключик», чтобы помочь человеку вырваться из плена зависимого образа жизни. На помощь приходит та самая целительная сила дуального воздействия. Важно, что такое воздействие по силам членам семьи при любом сочетании социотипов.

Как, к примеру, решается задача исцеления наркомана? Интуиция времени занимает верхний, атманический (смысловой) уровень иерархии «тонких тел» [12]. Зеркальным отражением этого уровня является физический, где «правит бал» силовая сенсорика. Именно она способна сдвинуть с «мертвой точки» и поддать «волшебного пенделя» застрявшей интуиции времени. Выражение: «Жалеть наркомана - значит убивать его» именно из этой области, и оно уже многократно доказывало свою действенность. Наркоман получает импульс к выздоровлению именно на физическом, максимально грубом уровне, когда зависимого человека просто-напросто начинают отталкивать от себя (выгоняют из дома, уходят сами, увеличивая ФИЗИЧЕСКУЮ дистанцию) те люди, которые, возможно, ранее выполняли со-зависимую роль. Это позволяет наркоману «нос к носу» столкнуться с суровой реальностью, от которой уже никак не убежишь и не скроешься. Некоторые психиатры применяют прием насильственного обездвиживания наркомана. А затем вновь проводится профессиональная работа на уровне жизненных смыслов и социальная реабилитация через воздействие мотивацию на энергосберегающие функции социотипа. Нередко человек меняет работу, пытаясь исправить ошибку в профориентации.

            Алкоголизм проистекает из-за «застревания» на уровне ценностей (интуиции возможностей) где происходит фиксация на стремлении компенсировать ощущение неуважения мира к себе (часто носителем такого неуважения выступает собственная супруга). «Ты меня уважаешь?» - самая распространенная фраза у алкоголиков. «Зеркальным» образом страдает и эфирный уровень - сенсорика ощущений. Именно качественная сенсорная забота об алкоголике (а не нотации) как знак уважения и поощрения результатов действия (ноль критики качества!) способна повысить ценность собственной жизни зависимого человека, в особенности, если появляется опасность такой заботы лишиться.

            При «зацикливании» на Событийном уровне (Деловая логика) возникает игромания, как эрзац деловой активности, не имеющей результата. Процесс ради процесса. Это создает среду виртуального общения без действенного выхода. Именно страх переживания настоящих эмоций и деградация навыков реальных отношений создает почву для зацикливания на игромании. Выход так же начинается с «Зеркала» - астрального уровня: человека вытаскивают в реальный мир, наполненный действительными событиями, проектами и побуждают учиться принимать настоящие эмоции и строить отношения с живыми людьми.

            На уровне сенсорики ощущений формируется переедание, как зеркало ценностного уровня, где происходит «зацикливание» на сохранении своей безопасности от «нападок» внешнего мира. Тогда нужно начинать с поиска «вторичной выгоды» (ценности) избыточного веса. Будучи усиленной до значения сверхценности, тревога за «запас на случай голода» постепенно растворяется. Приняв себя таким, какой он есть, человек освобождается от тревог, начинает учиться культуре обращения с пищей на привлекательных примерах - образцах, как с самым «интимным моментом взаимоотношения человека с природой», заново обретает уважение к своему телу.

Курение также формируется на уровне сенсорики ощущений (эфирный уровень) и преодолевается через свое «зеркало» - интуицию возможностей, находящуюся на ценностном уровне. Стратегия уважения к своему телу, ненасильственных действий и поиск скрытых «вторичных выгод – ценностей», которыми, к слову сказать, чаще всего выступает общение в микрогруппах, является залогом к экологичному и гармоничному формированию здорового образа жизни.

            Ориентация в акцентированных функциях может оказать неоценимую помощь при диагностике социотипа. К примеру, если мы видим человека «ноющего» по поводу своей «глупой, ничего не соображающей» головы, то, возможно, мы столкнулись с СЭЭ или ИЭЭ, активно использующими свою 4 функцию. Или, допустим, видим человека активно консультирующего окружающих по вопросам возможностей, которые они могут использовать, если не упустят свой шанс. Тогда, возможно, мы имеем дело с ИЭИ или ИЛИ, педалирующих на свою (-1) функцию. Типы манипуляторов (и актуализаторов) Э. Шострома дают нам прекрасное описание возможных проявлений этих акцентированных аспектов.

            Зная природу соционических актентуаций можно более грамотно и целенаправленно давать рекомендации по тактике и стратегии построения отношений с тем или иным социотипом, его социокоррекции (при необходимости) и поиска мощных ресурсов для развития и самоактуализации.

 

Примеры из практики

Ужасный ребенок.

 На консультацию пришли родители с жалобами на неуправляемое агрессивное поведение их ребенка. Парень терроризировал более слабых детей в классе, часто вступал в драки. Никакие педагогические (и не только педагогические) меры эффекта не давали. Во время беседы с родителями мальчика выяснилось, что он относиться к социотипу СЭЭ, «Политик» для которого подобное поведение является акцентуацией по его лидерской функции – силовой сенсорике. В соответствии с принципом «зеркала» родителям предложили переосмыслить действия ребенка с той точки зрения, что парень развивает свою базовую функцию, что в принципе очень полезно. В будущем их ребенок способен стать «большим начальником» и успешно реализовать свой потенциал. Родителям порекомендовали обсудить с мальчиком позитивный смысл его поведения (интуиция времени). Мальчик впервые осознал, что, он оказывается не такой уж и «мальчиш-плохиш», а по большому счету является защитником своей семьи и друзей. После этого поведение ребенка изменилось и агрессии стало значительно меньше. Кроме того, родители продолжили развивать лидерскую функцию ребенка и поручили ему быть Начальником на важном посту: он должен был следить за наличием и состоянием продуктов в доме и отдавать своевременные распоряжения о закупке тех или иных «запасов».

Неудавшийся сварщик

 На консультацию родители привели подростка с жалобами на то, что он прогуливает занятия в техникуме, часто не ночует дома, связался с подозрительной компанией. Подозревали, что он употребляет наркотики. После беседы с ребенком, выяснилось, что он в своем поведении проблемы не видит, учиться ему не интересно и вообще он не собирается жить долго, поскольку какой смысл в той жизни, к которой его готовят родители. По социотипу мальчик – ИЛИ, «Критик». В семье, и родители, и родственники рабочих специальностей и сына они также отправили учиться по специальности «Сварщик». Первое время парню было интересно, но спустя несколько месяцев интерес пропал. Это вполне понятно, поскольку работа сварщиком предполагает нагрузку на его ролевую функцию – сенсорику ощущений, по которой длительная деятельность носит изматывающий характер. Его всегда интересовали звезды и астрономия (что как нельзя лучше соответствует его лидерской функции – интуиции времени), но родители относились к его увлечению, как к баловству. После анализа ситуации было предложено серьезно рассмотреть вариант поступления в геодезическую академию, где был астрономический факультет. Это вселило в ребенка энтузиазм, он перестал тратить время попусту (лидерская интуиция времени) и, хоть и не с первой попытки, но поступил в этот ВУЗ. Разгульная жизнь закончилась.

Заключение

             Знание соционики и закономерности акцентуаций на тех или иных функциях дает нам возможность более гибко и экологично способствовать развитию человека, ориентируя его в соответствии с его миссией и талантом, данным от рождения. У взрослых людей это значительно повышает качество жизни, а для ребенка (особенно в начальных классах школы) может сыграть судьбоносную роль. Играя мелодию «клавишами – акцентами» на тех или иных аспектах в соответствии с гармонизирующими принципами соотношений Инь и Ян в человеке, мы помогаем ему вырваться из плена или миновать ловушек - зависимостей, уродующих его жизнь. Помогаем сформировать здоровую, сбалансированную систему его собственного организма на достаточно проработанных уровнях для адекватного взаимодействия с самим собой и окружающим миром. Активно привлекаем к процессу исцеления ближайший социум - родственников и друзей.

Собственно, дело, за тем, чтобы преобразовать манипулятивные грани своей натуры в факторы самореализации – верхнего уровня пирамиды потребностей А. Маслоу. Это достигается априорным признанием права на существование любого аспекта бытия себя и мира, в каком бы виде эти проявления не возникали. Рассматривая любой внешний или внутренний сигнал как обратную связь, требующую точного и своевременного реагирования, мы попадаем в ситуацию выигрыша. 



Просмотров: 389
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Это страшное слово НЛП или как легко и просто заставить его работать его на себя!
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Кто такой домашний тиран? Его признаки. Что делать, если оказались в его «лапах»?
  • Что такое буллинг или как помочь ребенку, если его обижают сверстники
  • Что такое конфликт? Как его избежать и всегда ли это нужно делать?
  • Как подобрать для ребенка игры, наиболее соответствующие его темпераменту и складу характера
  • Как найти время, если его катастрофически не хватает? Купите его!
  • Что происходит внутри человека, когда его отвергают?
  • Я самоутверждаюсь – значит, я существую?... Самоутверждение за счет других – что это и как его понимать?
  • Как объяснить ребенку, что родители его любят?
  • Почему мужчины мечтают о сексе втроем. Что это значит и чем его заменить, если это твой мужчина!?
  • "Что за зверь такой, "мотивация"? Как его есть?"
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Как при помощи сказки объяснить ребенку, почему его родители разводятся?
  • Ни за что не прощу его.....или себя?
  • Статья для тех, кто чувствует что его жизнь - серая и скучная, и очень хочет новизны
  • «Время или где его взять»
  • Инсайт - что это и как его поймать?
  • ОКР - что это и как его лечить?
  • РПТ (терапия отправных точек): что это такое и "с чем его едят"?
  • Я его слепила из того что было, а потом что было тех и получаю.
  • Самый главный - Я или что происходит в семье, где ребенок смысл жизни.
  • Прокрастинация. Что это за зверь, и как его одолеть.
  • Что такое «пассивный доход» и как начать его получать? Несколько реальных примеров
  • Что если психолог или психотерапевт - залезет в мозг и сломает его?
  • "Где в теле Вы чувствуете это?" Что делать, если ощущений нет?
  • Сеттинг. Что это такое и его функция?
  • Как меньше контролировать ребенка и сделать его более самостоятельным?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь