Параноидно-шизоидная позиция: основные тревоги и особенности отношений с объектами

Автор статьи: Анастасия Перова

Параноидно шизоидная позиция основные тревоги и особенности отношений с объектами

Параноидно-шизоидная и депрессивная позиции изначально связаны с ранним развитием и являются в определенном смысле стадиями развития, относящимися к первому году жизни. Параноидно-шизоидная позиция предшествует в логике развития депрессивной позиции. Однако понятие «позиция» было выбрано для обозначения совокупности тревог, импульсов, защит и объектных отношений, которые сохраняются на протяжении всей жизни. Параноидно-шизоидная позиция никогда полностью не устраняется депрессивной. Таким образом, когда субъект уже овладел способностью мыслить параноидно-шизоидным и депрессивным способом, любое событие в его жизни может быть рассмотрено и с той и другой позиции. И то, в какой позиции взрослый субъект находится чаще относительно событий его жизни, определяет структуру его психики как ближе к невротическому либо к психотическому спектру.

Особенности параноидно-шизоидной позиции:

1. Рудиментарное Эго, колеблющееся между состояниями интеграции и дезинтеграции, связанными с появлением и исчезновением внешнего хорошего объекта.

2. Влечения смерти как источник фрагментации. 

3. Частичные объекты и фантазии о характере отношений с ними как источники тревог.

4. Персекуторная тревога, которую Мелани Кляйн описала в статье «Заметки о некоторых шизоидных механизмах»: «… тревога возникает под действием в организме инстинкта смерти, которые переживается как страх уничтожения (смерти) и принимает форму страха преследования. Страх деструктивного импульса, по-видимому, тут же прикрепляется к объекту - или точнее переживается как страх неконтролируемого всесильного объекта. К другим важнейшим источникам первичной тревоги относятся травма рождения (тревога сепарации) и фрустрации телесных потребностей. Эти переживания с самого начала ощущаются как вызванные объектами. Несмотря на то, что эти объекты переживаются как внешние, через интроекцию они становятся внутренними преследователями и таким образом подкрепляют страх внутреннего деструктивного импульса» [1].

5. Защитные механизмы: расщепление, проективная идентификация, проекция и интроекция. Чтобы иметь возможность уменьшить внутреннее напряжение страха аннигиляции, Эго проецирует деструктивный импульс вовне. Эго расщепляет свою часть и проецирует ее на грудь, из-за чего грудь кажется ребенку опасной. Таким образом, процессы интроекции (инкорпорации) и проекции (экстернализации) в совокупности с расщеплением, как раннего Эго, так и первичного объекта, являются основой психической жизни младенца.

Параноидно-шизоидная позиция возникла в теории М. Кляйн в связи с разработками Фэйберна. Фэйберн уделял большее внимание шизофрении и шизоидным состояниям, подчеркивал важность процесса расщепления, изучал, как действует механизм расщепления, как он влияет на восприятие, мышление и т.д. М. Кляйн соединила его термин «шизоидная позиция» со своим собственным термином «параноидная позиция», в результате чего получился термин параноидно-шизоидная позиция. Шизоидная позиция связана с расщеплением, параноидная – с преследованием. Расщепление – это защитный процесс, который фрагментирует психическое пространство, изолируя одни части психического от других. Например, аффекты отщеплены от мыслей. Преследование подразумевает, что события, возникающие в психической жизни, воспринимаются как имеющие намерение. Например, ребенок воспринимает чувство голода или сытости, как намерение какого-то объекта. Это очень похоже на магическое мышление, когда все, что происходит в жизни субъекта, воспринимается им как имеющее смысл.

Таким образом, параноидно-шизоидная позиция – это такая позиция, когда психический аппарат ращеплен и все события, происходящие в жизни субъекта, связаны с неким намерением объекта. На этой позиции в норме ребенок находится от рождения до 4-6 месяцев. В этом возрасте ребенок спит, ест, бодрствует, проявляя активность. Важным объектом для него является грудь, т.к. она является для него источником удовольствия. Грудь в фантазиях ребенка имеет два намерения: прийти и принести удовольствие, либо не прийти и принести неудовольствие.

Понятия «отсутствие, пустота» еще не сформированы, нет символизации. С точки зрения параноидно-шизоидной позиции грудь имеет намерение либо фрустрировать, либо удовлетворить. Соответственно у ребенка возникает ощущение, что все, что с ним происходит на телесном уровне – это результат намеренного действия объекта. Вначале этим объектом является грудь, а далее эта логика распространяется на все остальное, что происходит с ребенком, на все его ощущения и переживания. У ребенка появляется фантазия, что объекты, обладающие способностью вызывать как приятные, так и крайне неприятные ощущения находятся непосредственно в его теле. Так для ребенка на параноидно-шизоидной позиции голод является результатом намерения плохой груди, как частичного объекта, а не ощущениями его собственного тела как отдельного объекта, что свойственно депрессивной позиции. Частичные объекты имеют намерение, связаны с ощущениями и имеют тотальный характер, т.к. логики отсутствия в психическом пространстве ребенка еще нет. Она появится после отлучения от груди.

Расщепление удерживает соединение хороших и плохих объектов. Т.е. для ребенка отдельно существуют хорошая грудь и плохая грудь. Психика ребенка не достаточно сформирована, чтобы выносить присутствие плохого объекта. Когда присутствует плохой объект, у ребенка возникает непереносимая тревога, поэтому нужна фантазия, что есть какой-то хороший объект, чтобы снизить тревогу. Поэтому нужно постоянно все события расщеплять. И соответственно, когда субъект наслаждается чем-то хорошим, чтобы на всякий случай оградить себя от неудовольствия, нужно фантазировать, что в этом хорошем нет ничего плохого. Расщепление действует, чтобы поддерживать хороший объект абсолютно хорошим, а плохой объект сделать абсолютно плохим.

По мере накопления опыта встреч с грудью у ребенка формируется понимание, что, не смотря на то, что сейчас есть плохой объект, через какое-то время появится хороший объект. У ребенка появляется знание, что где-то есть хороший объект. Ему становится доступным время, и объекты уже не противопоставляются друг другу, а как бы чередуются. Эти объекты все еще расщеплены, но сменяют один другого. Даже если сейчас происходит что-либо плохое, оно обязательно закончится и наступит что-нибудь хорошее. Это переходная субпозиция от параноидно-шизоидной позиции к депрессивной. На этой субпозиции ярко выражена зависть, характерная для всей параноидно-шизоидной позиции. М. Кляйн наблюдала в клинике пародоксальную ситуацию, когда субъекту уже доступен хороший объект, но вместо того, чтобы стремиться его сохранить, субъект его  преследует и уничтожает. Таким образом, зависть – это не желание завладеть хорошим объектом, а желание его разрушить. Клинический пример. Анализандка, работает в сфере услуг. Она находит клиента, который готов заплатить деньги за процедуру. Но потом либо сама заболевает, либо не может согласовать время встречи, либо выстраивает такие отношения с ним, что клиент отказывается от услуги, хотя цена доступная и специалист хороший. А потом жалуется на то, какой он (клиент) «плохой», и как ей нужны деньги. И это происходит в большинстве случаев.

Мелани Кляйн пишет: «…деструктивность направлена против объекта, который возбуждает желание и любовь. Ненависть к этому объекту вызвана именно его способностью возбуждать желание, но мы знаем, что возбуждает также удовлетворение желания. Зависть, следовательно, включает в себя как инстинкт жизни (признание потребности желания объекта), так и инстинкт смерти (атаки на объект и на способность его восприятия)… Зависть - только одна из форм слияния при доминирующей роли инстинкта смерти» [2].

Нарушая отношения с хорошим объектом, зависть порождает параноидные тревоги (страх мести объекта за вторжение и разрушение его), задерживая на параноидно-шизоидной позиции и затрудняя переход на депрессивную. Деструктивные качества зависти «препятствуют построению стабильных отношений с хорошими внешними и внутренними объектами, подрывают чувство благодарности и разными путями размывают различия между хорошим и плохим» [2]. Только при увеличении способности устанавливать позитивные отношения с хорошим объектом, уменьшении зависти и параноидной тревоги, возникает способность переживать удовлетворение от того, что даёт хороший объект, а значит испытывать благодарность к нему.

Литература

  1. Мелани Кляйн. Заметки о некоторых шизоидных механизмах. В сборнике «Развитие в психоанализе». – М.: Академический Проект, 2001. – 512 с. – («Психология детства»)
  2. Мелани Кляйн. Зависть и благодарность. Исследование бессознательных источников. Пер. с англ. Санкт-Петербург.:Б.С.К., 1997. – 96 с.


Просмотров: 1326
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Параноидно-шизоидная и депрессивная позиции в теории Мелани Кляйн.
  • Параноидно-шизоидная позиция в работах М.Кляйн.
  • Параноидно-шизоидная позиция (на примере героини фильма «Русалка» (реж. А. Меликян, 2007 г.))
  • Депрессивная позиция: основные тревоги и особенности отношений с объектами Психоанализ М.Кляйн
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Как вспомнить все, что мы когда-либо читали?
  • Как, критиковать так, чтобы не отбить охоту что-либо делать.
  • Лишний вес: все равно его не сброшу, потому что он....хороший!!!
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Как жить если на все 100% знаешь, что не добьешься абсолютно ничего в этой жизни
  • Чем отличается позиция гештальт-терапевта от позиции эксперта?
  • Я самоутверждаюсь – значит, я существую?... Самоутверждение за счет других – что это и как его понимать?
  • Что происходит с ребенком, когда его стыдят
  • Что происходит с ребенком, когда его стыдят
  • Что такое конфликт? Как его избежать и всегда ли это нужно делать?
  • Адская любовь-2. Что даёт демонизация объекта?
  • "Все равно его не брошу, потому что он хороший!"
  • Инсайт - что это и как его поймать?
  • ОКР - что это и как его лечить?
  • Прокрастинация. Что это за зверь, и как его одолеть.
  • Как молодым людям справляться с отсутствием мотивации к чему-либо и нежеланием делать что-либо?
  • Когда на чужое мнение глубоко наплевать. Или, есть либо моё мнение, либо неправильное! Что делать?
  • Как принять его таким, какой он есть, если не принимается??
  • Как молодым людям справляться с отсутствием мотивации к чему-либо и нежеланием делать что-либо? Шаг 2
  • Проблемы с самооценкой. Я недостоин такой жизни. Изменить что-либо уже поздно. Нет сил.
  • Безусловное принятие как основной ресурс ребенка в его взрослой жизни.
  • Что происходит внутри человека, когда его отвергают?
  • Во что Ты веришь, то и получаешь в своей жизни. Внутренняя позиция.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь