Что страшного в детстве? или Много ли нужно для счастья.

Где-то читала, что дошкольник улыбается  в среднем около четырехсот раз в день, а взрослый около четырех. В точности подсчетов можно и усомниться, просто запомнилась гигантская разница...

Столько уже сказано и написано о стремлении родителей развить своего ребенка как можно раньше, чуть ли не с самого рождения, что остается только горько шутить, что работа у психологов и прочих людоведов будет всегда. Не буду рассуждать на тему "воспитывайте себя, а не детей, все равно они будут похожи на вас", да и работаю я в основном со взрослыми людьми.

Но вот опять приходит на консультацию семья, мама-папа-сын/дочь, со стандартным запросом: "У ребенка проблемы, помогите!".  И опять родители не готовы слышать, что состояние ребенка - это лишь зеркало состояния семьи. И проблемы ребенка - суть не решенные проблемы родителей. Я тоже мама и, конечно же, представляю как не просто признаться, что пришло время менять себя, потому что на кону уже не только твое благополучие. И как не просто сделать самый первый шаг. Шаг к самому себе, который, как известно, не заменит ни одна терапия.

Про контуры или этапы развития можно почитать в книгах и в интернете. Т.Лири, Р.А.Уилсон подробно и полно описывают и сами периоды (контуры) и процессы импринтирования на каждом из этапов. 

Я же хочу в этой статье привести таблицу, из которой, надеюсь, станет очевидно, что не количество вложенных в ребенка знаний, денег и собственного самоутверждения, а родительская любовь и ответственность (в том числе за собственное здоровье и благополучие) - вот что важно, если мы хотим, чтобы наши дети выросли счастливыми и эффективными людьми.

И еще хочу успокоить всех, кто уже захотел было расстроиться, испугаться или начать винить себя: психотерапия не стоит на месте и если нельзя изменить прошлое (хотя, кто это сказал?), то уж свое отношение к нему можно и стОит менять.  Хотя бы ради будущего наших детей.

Возраст

Потребность

Что формируется

Проблемы при нарушении потребностей

(симптомы)

0 – 1,5 (младенчество)

Мама, любовь, доброжелательность других

Базовое доверие к миру

Страх пред жизнью и отчуждение от мира

Глубокое чувство недоверия/неверия

Отсутствие контакта с собственным телом

Боязнь собственных желаний

Стремление к контролю всех и вся

1,5 – 3 (раннее детство)

Папа, соблюдение баланса вседозволенность / ограничения + неограниченное движение

Автономность и самодостаточность

 

Самоограничения

Чувство вины и стыда

Принижение себя

Запрет на чувства и удовольствия

Сверхзаботливость и сверхнавязчивость

3 – 6 (возраст игры)

Максимальное удовлетворение исследовательского инстинкта

Активность и целеустремленность

Апатия, отказ от деятельности

Боязнь попробовать что-то новое

Нерешительность и мнительность

Неумение ставить задачи

Ригидность и педантичность

6 – 12 (школьный возраст)

Взаимодействие, здоровая соревновательность, стимулирование достижений

Трудолюбие и полноценность

Комплекс неполноценности

Излишняя соревновательность

Боязнь ошибок, нетерпимость

Излишняя критичность к другим

Постоянное сравнение себя с другими

Систематическая борьба с промедлениями

12 – 18 (подростковый и юношеский возраст)

Уважение позиции, принятие выбора, доверие

Идентичность, набор социальных ролей

Несамоидентичность (отказ от себя)

Тотальная зависимость от собственной семьи

Склонность к соглашательству, некритичность

Трудности в ответе «кто я такой?»

Склонность подчиняться и протест против всех

Болезненное стремление выделиться и продемонстрировать собственную уникальность



Просмотров: 536
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Родить ребенка "для себя", - что за этим стоит?
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Когда учеба в радость, или что можно сделать уже сегодня, чтобы завтра дети сами захотели пойти в школу
  • Что стоит за агрессией и раздражением и что можно сделать, чтобы уменьшить эти состояния?
  • Родительская ответственность. Или — как мне «заставить» ребенка делать то, что я хочу?
  • Работа или жизнь? О том, что если целиком уйти во что-то одно, можно остаться ни с чем.
  • Нет энергии ни на что! Что можно сделать самому? Зачем стоит обратиться к специалисту?
  • Рубеж, или Возраст, когда уже поздно попробовать что-то новое
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Что можно сделать уже сегодня, чтобы изменить свою жизнь к лучшему?
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • Я могу любить себя, но не знаю, как это сделать, потому что боюсь…боюсь, что не получиться!
  • «Делай, что должно и будь, что будет» Или «Как вести себя в трудных жизненных ситуациях».
  • "Мама и папа, что же вы делаете" или "Давай построим семью"
  • Что делать, если мужчина не берет на себя ответственность за благополучие женщины?
  • Что делать, если кажется, что мама могла вас любить сильнее в детстве
  • Постоянная драма как способ почувствовать себя живым: а что если научиться просто жить?
  • Кто такой маменькин сынок и что делать, если Вы осознали, что Вы – это он?
  • Переживания ребенка при разводе родителей. Что важно знать и как помочь?
  • Что делать, если Вы думаете, что не любите своего ребенка?
  • Психосоматика: стоит ли лечить или можно просто взять себя в руки?
  • «Таблица умножения» или самостоятельность и ответственность? Что полезнее для ребенка и родителей.
  • Хочу ребенка. Или что влияет на способность женщины к зачатию и вынашиванию ребенка.
  • Что делать, если мама не любит ребенка?
  • Мама, я уже взрослый, или Что такое зрелая личность, и критерии завершения терапии
  • Как понять, что я себя уже люблю
  • как понять, что я себя уже люблю?
  • Что делать, если ни на что нет сил, кроме как лежать и корить себя за непродуктивность.
  • 50+. Деньги. "Разверзающийся ад", или что-то можно сделать?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь