Подростковая агрессивность и пути ее преодоления

Подростковая агрессивность и пути ее преодоления

Агрессивным называется любое поведение, которое наносит вред, психические и физические страдания другому человеку. Агрессивное поведение включает в себя: злые шутки, сплетни, оскорбления, манипуляции, физическое и сексуальное насилие.

Агрессивность проявляется прежде всего на уровне эмоций: гнев, ярость, аффективное возбуждение. Гнев отличается от ярости тем, что он направлен на конкретный предмет, а ярость - неопредмеченная. Состояние ярости опасно тем, что под руку человеку, может попасть кто и что угодно, при этом его силы удесятеряются, и удержать человека уже невозможно.

Агрессивность также включает отношение к объекту воздействия: враждебное, недоброжелательное и часто мстительное.

Необходимо отметить, что агрессивность у подростков, как правило, определяется ситуацией. Например, если такого ребенка кто-то случайно толкнул, то для него это признак враждебного, недоброжелательного отношения, на которое нужно определенным образом реагировать, причем реакция бывает сильнее по силе воздействия, чем само событие.

Личностные особенности агрессивных подростков:

- Свое враждебное отношение такие дети осознают очень плохо, всю вину возлагают на кого-то;

- Они плохо читают эмоции на лицах других людей, кроме эмоции гнева;

- Очень низкая эмпатия, т.е. не могут себя поставить на место другого человека. Необходимо отметить, что такие особенности эмоциональной сферы встречаются у преступников. Они безжалостны и не переносят страдания других людей на себя;

- Низкая самооценка;

- Часто не реагируют на похвалу. Поэтому их нельзя воспитывать при помощи поощрения;

- Как правило, познавательная сфера у таких детей находится в норме, но при этом у них невысокий интеллект;

- Как правило, такие дети отрицательно относятся к своим родителям и им кажется, что к ним плохо относятся;

- Иногда заигрываются, и игровые драки между подростками переходят в настоящие. Причем после этого, они не могут вспомнить, из-за чего подрались.

- Культ силы: человека уважают только за силу.

Причины агрессивности в подростковом возрасте.

В пубертатный период начинают "бродить" гормоны, которые влияют на эмоциональную сферу, и подростки становятся более возбудимыми и импульсивными. Приобретая это новое качество, они пытаются реализовать его в жизни, как бы проверить себя, узнать на что они способны. Одним из возможных способов реализации являются конфликты, драки и т.д. В принципе, такое поведение подростков условно можно назвать "нормальным", но они начинают заигрываться и уже дерутся не на жизнь, а на смерть и в этой ситуации часто находятся в состоянии невменяемости. Причем после драки они не могут вспомнить причину конфликта. Со временем у подростка, происходит понимание того, что с этими состояниями жить нельзя и надо овладевать своим поведением и эмоциональным возбуждением. Это становится отправной точкой для формирования эмоциональной саморегуляции, умению сдерживать свои негативные импульсивные возбуждения.

В данном случае к конфликтам между подростками нужно относиться "спокойно", насколько это возможно, т.к. по своей сути - это естественный процесс физиологического развития, но с другой стороны необходимо формировать навыки эмоциональной саморегуляции, чтобы дети сильно не заигрывались, не переходили границы допустимого.

Коррекция поведения агрессивных подростков.

Коррекция агрессивного поведения у подростков, как правило, проводится в группе. Таких детей можно объединять в небольшие группы, или приводить их в группы обычных детей.

  1. Подростков необходимо учить распознавать эмоции других людей по выражениям лиц. Начать можно с гнева, который они и так распознают.
  2. Одно и то же короткое слово (например, "да" или “нет”) произнести с десятью разными интонациями - гнева, печали, радости, удивления, и т.д. Помимо интонации, необходимо научить детей читать невербальные сигналы в различных эмоциях: положение тела, головы, громкость голоса и т.д.
  3. Собирать и наклеивать изображения людей с разными выражениями лиц и подписывать их.
  4. Ролевые игры: разыгрываются разные варианты выхода из конфликтных ситуаций. Главный посыл: любая конфликтная ситуация может быть разрешена без гнева и агрессии.
  5. Ролевая игра "суд над агрессивностью". Выбираются: судья (обычно это сам психолог), защитник, обвинитель, присяжные, и "судят" агрессивность. При этом хотят довести до сознания ребенка, что нельзя полностью отказаться от агрессивности, что это нормальная человеческая реакция, но необходимо управлять своим гневом.
  6. Их учат откладывать, оттягивать враждебную реакцию. В т.ч. через релаксацию: такие дети постоянно напряжены, постоянно готовы встретить врага и если перед ударом замедлиться, то возможно драки удастся избежать.
  7. Детям предлагают вести поведенческий дневник, т.е. ребенок записывает, когда ему удалось сдержать свою агрессию, и что этому способствовало.
  8. В бихевиоральной терапии: детям в карманы, в книги кладут бумажки, где записаны 5 правил поведения.

- Держи себя в руках

- Разговаривай уважительно с учителем;

- Разговаривай уважительно со сверстником;

- Говори спокойным голосом;

- Используй нормативную лексику;

Расчет на то, что дети постоянно будут натыкаться на них, читать и со временем присваивать адаптивные нормы поведения

 

 



Просмотров: 350
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • "Почему они делают это?" Непонимание как часто встречающийся запрос.
  • Что такое "личные границы" и как они проявляются в отношениях?
  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • "Что значит проживать эмоции,и как это влияет на пресловутое качество жизни?" -ответ на вопрос
  • Что такое "семь смертных грехов", и какое место они занимают в нашей жизни.
  • Отрывок из моей книги "Чему нужно научить детей, чтобы они любили школу". Часть 2
  • Отрывок из моей книги "Чему нужно научить детей, чтобы они любили школу". Часть 1
  • Как понять, что вы уже "залиплы" на этом мужчине: всего один признак
  • Тест "Что мне необходимо для успеха"
  • Принимай то, что можешь (про идею "принятия" и "непринятия" себя и других)
  • "Я для себя" - что это?
  • "Анализ сновидений" в группе - что это и как это работает?
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Кто такие "сильные" мужчина и женщина, зачем они друг другу?
  • Кто такие медицинские психологи, что они умеют и на что имеют право
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Самая сложная задача Родителя, что такое "плохо/хорошо" и как можно докатиться до ПРЛ или НРЛ
  • "Казнить нельзя помиловать" - или как и за что ругать и наказывать детей?
  • 3 "романтические" фразы и что они означают на самом деле
  • Социальная тревожность - " они думают, что я неудачник".
  • "Почему он изменился после свадьбы?" или Как модели поведения влияют на жизнь людей.
  • На что опираться при выборе психолога "для себя"
  • Что за "зверь" это такой - аутоагрессивное (аутодеструктивное) поведение?
  • РПТ (терапия отправных точек): что это такое и "с чем его едят"?
  • Что можно назвать "сумасшествием" при беременности.
  • "Где в теле Вы чувствуете это?" Что делать, если ощущений нет?
  • О "ловцах мерзавцев" - кто они и как с ними "бороться"
  • Главный вопрос у "худеющих" клиентов - это как "любить себя?"
  • Встать на свое место, потерять свое место или "выйти из себя". Как это бывает в жизни.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь