Почему я никак не могу собраться и «начать делать» или «доделать дело»?

Автор статьи: Евгения Муратова

Знакома ли вам ситуация когда вы что-то запланировали сделать, но не делаете это, а наоборот, постоянно отвлекаетесь на различные мелочи или сидите в интернете несколько часов?

С одной стороны вы  точно знаете, что хотите  «начать делать» или «доделать дело» и  даже  прилагаете усилия для этого, а с другой стороны избегаете своих намерений. И Вы уже начинаете сомневаться  - действительно ли я хочу браться или доделать эту работу?

Так проходит не один день: не сделано что запланировано и посвятить это время продуктивному отдыху также не удается. Как итог - ощущение зря прожитого времени и упреки в свой адрес по поводу бесполезной деятельности.

Рассматривая данную проблему, основатель гештальт-терапии Ф. Перлз в своей книге «Практикум по гештальттерапии» пишет:  «вся энергия человека разделяется на три части: одна пытается выполнить задание, другая вовлечена в сопротивление, и третья -  часть, которая борется с сопротивлением». Таким образом, одна ваша часть пытается «начать» или «доделать», другая постоянно отвлекается, а третья борется с этими отвлечениями.

Важно разобраться какой конфликт здесь затаился и куда уходит вся ваша энергия, которую вы бы хотели пустить на дело, а распыляете на ненужные занятия.

Для того чтобы это понять необходимо провести диалог со всеми тремя частями. Для этого мы проводим эксперимент, где клиенту необходимо побыть в роли каждой части.

По тексту ниже: Т – терапевт-психолог; К1 – часть клиента, которая постоянно отвлекается; К2 – часть, которая пытается бороться с отвлечениями, К3 – часть, которая пытается “доделать” или “начать”.

Т: Побудь частью, которая постоянно отвлекает от дела и уводит в сторону и поговори от ее имени, чего ты хочешь?

К1: Я хочу сейчас поехать покататься на велосипеде или пойти позагорать или почитать книгу, погулять (с радостным оживлением в голосе).

Т: Поговори теперь от  части, которая борется с этим желанием и заставляет начать делать.

К2: Я должна работать, а не отвлекаться, у меня есть интересный проект, который я хочу реализовать. Нельзя отвлекаться и так слишком много отдыхала!

Т: Проведи диалог между этими частями, поговори по очереди от имени одной и другой.

К1: Я хочу развлекаться, пока есть возможность, порадоваться. Мне так долго не давали это делать (в голосе печаль и обида).

К2: Сначала сделай дело, а потом иди отдыхать! Сколько можно ничего не делать, соберись! И сделай хоть что-нибудь полезное!

К1: Ты мне всегда все запрещаешь, я хочу иногда повеселиться, и теперь у меня появилась возможность это сделать, а ты мне это не позволяешь (со слезами).

Узнаете роли? Чьими голосами говорит клиент? Диалог между первой и второй частью есть ничто иное как конфликт родителя и ребенка.

В ходе прояснения ситуации оказалось, что в жизни человека происходит следующее – он хочет заняться интересным проектом или другим важным делом, но внутри идет конфликт родителя и ребенка (и тянется он из детства), а энергия тем временем уходит на подавление желания и на замену желаемого тем, что нужно делать.

С позиции теории ролей Э. Берна, в данной ситуации у человека внутри идет борьба детской  и  родительской роли. И пока происходит эта внутренняя борьба, сил на само действие, на тот же проект, остаётся действительно мало. В результате Вы не отдыхаете и не занимаетесь важным делом, а просто изматываете себя.

Если обратиться к истокам теории о ролях Э. Берна, то роль "Родителя" - это информация, полученная в детстве от родителей и других авторитетных лиц: правила поведения, социальные нормы, запреты, нормы того, как можно или должно вести себя в той или иной ситуации. 

Наши родители (здесь подразумеваются также и другие персонажи из нашего детства – бабушки, воспитатели, учителя) критиковали, ругали, сравнивали нас в детстве с другими детьми.  И поскольку мы живем с таким «багажом» с детства, то повзрослев, принимаем это за свой внутренний голос, который уже изнутри начинает нас критиковать, ругать и сравнивать с другими. Отсюда человек во взрослом возрасте сравнивает свои успехи с другими людьми, а не относительно своих собственных достижений раньше и сейчас, принижает себя, как это делали его родители. Отсюда Вы ругаете себя каждый раз, когда НУЖНО делать, а вы ХОТИТЕ отдыхать.

Само по себе осознание того факта, что стоит за сопротивлением вашим планам и намерениям уже имеет терапевтический эффект - сразу прибавляется энергии, т.к. она перестаёт  тратиться на поиск врагов там, где их нет.

Но вернемся к эксперименту дальше, для того чтобы принять адекватные решения что делать в данной ситуации:

Т: Побудь теперь третьей частью, которая собирается что-то сделать и никак не может сосредоточиться.

К3: Это просто бред какой-то. Я хочу сесть и заняться своей интересной работой, а вы (обращение к первым двум частям) не даете мне это сделать из-за того что препираетесь и не можете договориться между собой! Вы мне обе мешаете!

Т: Попробуй пообщаться из третьего состояния с этими двумя частями

К3: обращаясь к первой (детской) части - хорошо, мы можем договориться, я сделаю то, что ты хочешь, но потом я поработаю над своим проектом. Я займусь работой и когда получу деньги, то куплю тебе велосипед!

Т: А что делает сейчас вторая часть (родительская)?

К3:  Она молчит… она как будто и не нужна здесь… без нее лучше.

И в самом деле, если отключить этот «внутренний» голос критики, долженствований, сравнений и запретов становится действительно лучше. Попробуйте не ругать себя, а прислушиваться к себе, к своим «другим» желаниям, о которых мы не знаем ничего.  Сначала стоит уделить внимание этому. Смысл  развития себя не в том, чтобы вытеснить и побороть в себе всё то, что вам не нравится, а чтобы прийти к  равновесию и гармонии.

Таким образом, можно обрести взрослое состояние - способность человека объективно оценивать действительность на основе собственного опыта и исходя из него, принимать независимые решения, адекватные ситуации.

©Муратова Е.В.



Просмотров: 534
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Родительская ответственность. Или — как мне «заставить» ребенка делать то, что я хочу?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Мама, которая ещё есть! Что делать после того, как ты начал прощать …
  • Женщина, которая думает, что мужчина - это смысл жизни, просто не умеет себя развлекать
  • Можно ли договориться с мужчиной, если он ведет себя «не так», и что делать, чтобы вел «так»?
  • «ЛУЧШЕЕ, что мы можем сделать ДЛЯ СЕБЯ — это ПОЗНАКОМИТЬСЯ с собой! Какой Я?»
  • Хочу на ручки, или Регресс. Что делать, когда чувствуешь себя маленьким?
  • Что такое конфликт? Как его избежать и всегда ли это нужно делать?
  • «Как мне жить?» и «Что мне теперь делать?» или «В Диких условиях» собственной жизни.
  • Без чего невозможна любовь к себе или что необходимо знать, чтобы действительно полюбить себя
  • Мужчина сначала вас «сливает», а потом уходит: это становится навязчивым кошмаром. Что делать?
  • "Хочу я отношений или все-таки не хочу? И если хочу, то что с этим делать?"
  • Что делать при депрессии, и что делать для того, чтобы её избежать
  • "Я хочу этого или мне это только кажется?" Как услышать голос сердца
  • 5 признаков того, что вы разбогатеете (даже если это пока не так)
  • Свекровь - это бывшая невестка. Конфликт поколений. Что делать? Часть 2
  • Хочу делать, но всегда что-то мешает или что такое прокрастинация и как с ней поступать.
  • Как что-то захотеть или что делать, когда клиент не знает, что хочет?
  • «Не говорите мне, что делать и я не скажу, куда вам нужно пойти» или «Доверьтесь специалисту»
  • Что делать, когда на работе возникают мысли: "Не хочу/не буду/неинтересно/мое ли это?"
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • «У меня никогда не будет той любви, которая мне нужна», или что такое схема* эмоциональной депривации.
  • Когда учеба в радость, или что можно сделать уже сегодня, чтобы завтра дети сами захотели пойти в школу
  • Почему не получается доделать то, что хотелось бы? И как это изменить?
  • Что делать, если «всё не так» и чтоб «приняли таким, какой есть».
  • Как блокируется энергия, или что делать, когда вы чувствуете на себе бесцеремонные взгляды?
  • Она не делает для меня того что я хочу!
  • Что делать, когда хочется наорать на ребенка, но понимаешь, что это плохо?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь