... о восприятии, принятии и контакте.

Существует два видения, или способа восприятия, человека.
 Первый – наиболее распространенный, привычный, обычный…… 

У каждого человека есть свой набор качеств, установок, мыслей, ценностей, привычек, способов реагирования на происходящее, способов воспринимать себя и других…..это то, что мы обычно называем Личностью, Характером, индивидуальностью – каждый по-своему. Главное слово здесь – набор. Части этого набора как-то там между собой либо сочетаются, либо не очень, и тогда мы начинаем говорить о гармоничной или негармоничной личности. 
Весь это набор составляет как бы одежду – внешний вид человека. Это видно всем – возможно, что видно и не все – не все качества (кто-то способен увидеть в другом больше, кто-то меньше). Но главное – это видно. И может быть как-то оценено, принято либо не принято окружающими. 
Если кто-то видит большую часть набора – считается, что он хорошо знает этого человека. А если при этом он еще и с уважением относится к любой составляющей из этого набора – то тогда он не только знает, но и понимает. Чем большее количество качеств другой признает и «не трогает», не пытается их как-то изменить – тем выше считается уровень понимания. 
Весь этот набор, если перевести на язык метафоры, можно условно (весьма условно) назвать одеждой, а каждое отдельно взятое качество и т. д. – частью этой «одежды», опять же условно – «карманом». Этой отдельно взятой «детальке» личности можно дать любое название – пуговка, например… абсолютно любое, значения это не имеет. Я буду далее называть каждое отдельное качество карманом

Далее – самое главное. У каждого набора, у этой одежды есть хозяин – человек. Тот, кто носит это «карманы» на себе, тот, кто их имеет

Вот тут начинается самое интересное.
Подавляющее большинство людей (возможно, что я тут несколько категорична, но так показывает жизненный опыт, реальность) – этого хозяина – человека не видит, даже не предполагает, что он вообще есть. Для них как раз вот этот набор карманов и есть тот самый человек. И с этим набором они и имеют дело, с ним – с набором – строят отношения, общаются. Повторюсь: чем меньше претензий к «карманам», тем большим считается уровень понимания и принятия. Но ведь принимают не человека, а его «карманы». Или НЕ принимают.  
Если эти «карманы» кому-то не нравятся, то этот кто-то начинает требовать, чтобы другой «карман» поменял. А иногда начинает этот самый «карман» менять сам, отдирать его. В общении это выглядит следующим образом: «Мне не нравится, что ты …….. трус, скупой, закрытый, невнимательный, …..»… список можно продолжить. Далее следует требование «Стань другим! Потому что мне с тобой – таким - неудобно». Начинаются скандалы, ссоры, возникает напряжение в отношениях – и люди расстаются. 
Потому что каждый из них видел не человека за этими «карманами», а видел сами «карманы», считая, что видит человека. 

Есть другое видение. Таким обладает, к сожалению, меньшинство. Они видят человека, одетого в определенный «костюм». И понимают, что именно человек является хозяином всех своих «карманов». Человек может и не видеть, не осознавать, какие «карманы» помогают ему в строительстве отношений с людьми, какие – мешают. Но тот, кто видит именно человека, прекрасно понимает, что у этого «кармана» есть хозяин. И именно хозяин может решить, что ему с этим своим «карманом» делать. И, видя в партнере - собеседнике человека-хозяина, его партнер обращается к хозяину со своими мыслями о том, что им мешает построить гармоничные отношения друг с другом, показывает свое видение того, как «работает» в общении и в жизни то или иной качество человека. Но и только! Он не настаивает на переделке, на уничтожении «неудобного кармана», а просит только посмотреть на это. И потом принять решение – как хозяину – что с этим «карманов» делать.

В этом, как мне видится, и заключается существенное различие в восприятии человека: или это хозяин «одежды» - или это «одежда», воспринимаемая как сам человек. (Мое пальто - это еще не я! И тут же – Ты и есть это самое пальто!)

Итак: можно видеть в человеке человека-хозяина, а можно видеть «костюм» и принимать его за человека. Отсюда и разница в отношении к тому, с кем общаешься, разница в восприятии, принятии и т.д. собственно, во втором случае про принятие не может быть и речи. Поскольку принимать-то некого – там нет человека. А есть неудобный для меня фасон одежды

Это же видение сказывается и на самом человеке. Если я не вижу людей – не вижу человека-хозяина в другом, значит, я и себя не вижу как хозяина, а вижу только как набор качеств. И это качества, приобретенные часто огромным трудом и большой ценой, – становятся очень дороги и важны. И потому о пересмотре, изменении их не может быть и речи: ведь человек и сам не знает, что это – не он, а только «карман», и потому он очень дорожит своими «карманами», считая, что если он начнет что-то менять, то потеряет себя как личность. Тут же возникает проблема понимания: если мои «карманы» не любят и не признают, то, значит, не любят и не признают меня лично. Поскольку для такого человека он и его карман – одно и то же.  
С таким восприятием, как можно увидеть, тесно связана и самооценка человека: чем социально более значимы и статусны его «карманы» - тем выше самооценка. И соответственно, наоборот. Если набор этих «карманов» - качеств более или менее стандартен – считается, что личность заурядна. Причем так считает и сам носитель этих качеств. Ну а если «карман» необычен, даже эпатажен, то тут уже говорят о личности яркой. Эту мысль можно развивать и далее, в деталях – проявлениях отношения, в предъявлении себя как личности…. Главное, конечно, в том, как именно человек воспринимает себя и окружающих: как набор «карманов» или как хозяина этого набора. 

Психотерапевт, как мне видится, работает именно с человеком-хозяином. Поддерживая его в том, чтобы увидеть за набором «карманов» самого себя и, увидев, решить, что ему с этим набором делать: что оставить, а что изменить. И все это, конечно, на осознании – признании себя хозяином.
Далее, естественно, встает вопрос о принятии на себя ответственности на «свой набор». Но это уже несколько иная тема.

Возвращаясь к теме видения человека или набора, нужно отметить, что вот это видение не зависит от возраста человека. Молодым, как мне кажется, более свойственно видеть именно набор, а не человека. Но это только потому, что старшее поколение само видит, в основном, именно набор качеств, и потому не может научить подрастающее поколение видеть иначе. 
 Я думаю, что такому видению научить все-таки можно, что это не «дар небес», а вполне нарабатываемое свойство человека. 



Просмотров: 396
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Что блокирует воздействие феромонов на человека и как это влияет на отношения
  • Карма человека. Что это? Как от неё защитится?
  • Постабортный синдром. Что это и кто виноват? А главное, как с этим можно (вы)жить?
  • Фундамент нашего мира – это не что иное, как отражение знаний о нём каждого конкретного человека
  • Самодостаточность и независимость личности человека что это?!
  • Я почему-то не чувствую, что меня любят. Кто мне скажет – как это полюбить себя?
  • Как понять, что это именно Ваш человек
  • Можно ли перевоспитать человека и как это сделать?
  • Что делать, если у близкого человека есть признаки расстройства психики
  • Почему мужчины мечтают о сексе втроем. Что это значит и чем его заменить, если это твой мужчина!?
  • Бойся гнева терпеливого человека. Или о том, что делать, если мочи нет терпеть.
  • Психологические границы человека, что это такое?
  • Что можно сказать по голосу человека и как полюбить свой голос
  • А человека нет. Что мне делать, если смерть.
  • Сам себя достал! Как речь человека, произнесённая даже внутри себя, может создавать ему же проблемы.
  • Я могу любить себя, но не знаю, как это сделать, потому что боюсь…боюсь, что не получиться!
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Ты это я, но я это не ты: как выйти из тени другого человека
  • У меня есть проблема, но мне это нравится: что такое вторичная выгода и как её обнаружить
  • Кто такой маменькин сынок и что делать, если Вы осознали, что Вы – это он?
  • 10 признаков того, что надо что-то менять или отпустить человека...
  • Увидеть за болезнью человека или как человека не превратить в ярлык.
  • Шопоголизм – что это такое, почему это бывает и как от этого лечиться?
  • Мне стыдно,что я не читала книги этого человека..........
  • ТИПЫ ГРАНИЦ. [ФИЗИЧЕСКИЕ].П1 «Всё, что отделяет одного человека от другого – это всего лишь кожа...»
  • Как это любить себя и что это дает?
  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • Если у человека истерика, что делать?
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь