Образование как экзистенциальный вопрос

Образование как экзистенциальный вопрос

Мг. г.н. Артур Домбровский
психолог, гештальттерапевт,
директор Рижского Гештальт Института.


Процесс образования можно и необходимо рассмотреть с двух точек зрения – социальной и личностной. С социальной точки зрения эта проблема видится наиболее ясно и просто: чем больше в обществе образованных людей имеющих общую или узкоспециальную подготовку в той или иной области тем выше уровень развития в обществе, тем более оптимистичны перспективы развития этого общества и его потенциала. Вся современная гуманитарная философия поддерживает идею того, что человек должен непрерывно обучаться, совершенствоваться, приобретать новые знания. Чем больше образованных людей, тем их большее количество можно сподвигнуть на полезную, для этого общества, деятельность.

Что сподвигает общество, а вернее конкретных индивидов, отвечающих за образование искать методологические и теоретические способы улучшения повышения уровня образованности? Казалось бы эти утверждения являются неприложными, неоспариваемыми и истинными. Общественная точка зрения исходит из предположения, что образование является априорной потребностью каждого конкретного индивида.

 Но так ли это с точки зрения индивида? С позиции теории адаптации любой навык и знание нужны в основном лишь для того, чтобы лучше адаптироваться к существующей действительности. И те навыки, знания, способности, которые не содействуют этому процессу не могут найти у человека достаточного колличества свободной энергии, мотивации для освоения новых знаний.
В начале прошлого века существовала устойчивая гипотеза о том, что качественное широкое образование всех членов общества способно поднять не только материальный, но и психологический образ жизни.
 По прошествии уже почти столетия воплащения этой идеи в жизнь, можно констатировать несколько примечательных феноменов:
Первый из них, на мой взгляд, является очевидныйм – широкое образование возможно и повысило качество материальной жизни, но принципиально не изменило качество психологической жизни человека, а именно: уровень его счастливости, психологического здоровья, личного благополучия.
Второй феномен состоит в том, что многие люди проявляют усиленное сопротивление для того, чтобы усваивать новые знания. Практика обучения в средней школе подчас сталкивается с тем, что учеников нужно буквально заставлять приобретать новые знания, которые обещают им счастливую и благополучную жизнь в будущем.

Третий - любопытный феномен, проявляется в том, что заметная часть людей находящихся в процессе образования заинтересованы больше в символических формах поддтверждения их знания (аттестатах, дипломах, сертификатов и т. д.), чем в реальном содержании, приобретении знаний, навыков и в их дальнейшем творческом применении.

Эти феномены, на мой взгляд, говорят о кризисе современной философии всеобщего образования, где кризисная граница разгрома проходит между потребностями общества и потребностями индивида. К потребностям общества я отнёс две характеристики – утилитарные потребности в большом колличестве дееспособных индивидов и вторая, утопическая – идеалистическая потребность общества во всеобщем благе и счастье всех людей. Потребности индивида вполне укладываются в единственный параметр – счастье, благополучие для себя лично и своих близких посредствам минимальных усилий. При кажущейся схожести целей общества и индивида, между ними существует принципиальная разница, состоящая во – первых в невозможности найти для всех единого алгоритма благополучия. Всегда будет существовать заметная выборка тех, для кого всеобщая формула счастья будет субъективно понята как насилие над его индивидуальностью. Так же всегда будет существовать ещё одна категория людей, которые искренне будут насиловать сами себя, желая втиснутся в социальные диррективы. Во – вторых невозможно игнорировать биологические закономерности, формулируя идеалистически – гуманистические принципы. В нашем случае, относительно вопроса образования, я имею ввиду принцип того, что любой живой организм стремится достичь наилучшего результата вкладывая в это минимальное количество усилий. Вышеописанное выражается в следующем факте – общество наращивает бюрократические и методологические механизмы, которые могли бы заставить каждого конкретного индивида повышать образовательный уровень, в то время как индивид стремится изобрести способы обойти эти методы воздействия или примитивно – утилитарно заставить их работать на свои вовсе не возвышенные, подчас очень меркантильные интересы.
Для гуманистически настроенного ума, возможно, подобное описание окажется парадоксальным и несостоятельным. Но данный парадокс не является чем – то новым. С времён античности мы сталкиваемся с постоянным прецедентом того, что невозможно создать универсальную систему являющуюся благом для всех. Основная причина существующей проблемности современного образования мне видится в стремлении общества создать универсальную модель образования для всех членов общества. Конечно единая модель сильно упрощает процесс контроля и организации, но неизбежно приводит к снижению качества. Но самое негативное то, что мотивация человека заниматься своим образованием в среде унифицированности методологии образования, бюрократических систем, принципов, небезграничные усилия каждого конкретного индивида – будут скорее направлены на изобретение «противоядия» против унификации, чем на содержание процесса.

Нетрудно догадаться о рекомендационном выводе: многообразие форм, подходов, стилей, вступающих даже в противоречие друг с другом, способны сподвигнуть человека к пониманию ценности образовательного процесса как такового.    

Рига, 2 марта 



Просмотров: 386
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Фундамент нашего мира – это не что иное, как отражение знаний о нём каждого конкретного человека
  • Что нужно для того, чтобы встретить Своего человека и Взаимную любовь!?
  • Неорелигиозные течения – благо для верующих, проблема для общества?
  • Мужское и женское с точки зрения современного общества
  • Мужское и женское с точки зрения современного общества
  • Как накопить на достойную жизнь. Советы для всех и для каждого
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Тайны денег. Секреты финансового благополучия для всех и для каждого
  • Что непереносимо для людей, которые боятся близких отношений?
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • 10 признаков того, что вам с этим мужчиной не по пути. Для девушек и женщин, которые в поиске.
  • Что делать при депрессии, и что делать для того, чтобы её избежать
  • Что нужно иметь для того чтобы знакомиться с мужчинами
  • Что нужно для того, чтобы любить и быть любимым?
  • Как заработать на том, что просто для вас (но сложно для других)
  • Что нужно делать для того, чтобы стать женщиной мечты?
  • Что сделать для того, чтобы даже самые смелые желания казались исполнимыми
  • Что является самым важным для любого человека?
  • Работа или жизнь? О том, что если целиком уйти во что-то одно, можно остаться ни с чем.
  • Инструктаж для деловых людей: Что должно быть в любой публикации
  • Что нам дают отношения? И почему это фундамент здорового общества?
  • Стать богаче за неделю. Быстрые заработки для всех и для каждого
  • Что б ты жил во времена перемен, или Гуманитарный кризис нашего общества
  • Эпидемия "славных" людей или как опасно быть хорошим для всех.
  • Вопросы, для того, чтобы лучше узнать любимого человека
  • Что для Вас является важным в жизни?
  • Повышение репродуктивного здоровья общества путём изучения, развития и практики перинатальной психологии в социальной работе
  • Почему концепция «Смысла жизни» не работает для всех и чем её заменить
  • 10 признаков того, что с пищевым поведением человека что-то не так
  • Расхождение в ценностных ориентациях как причина отвержения индивида группой



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь