Расхождение в ценностных ориентациях как причина отвержения индивида группой

Старший  школьный  возраст  это  период активной  подготовки  к  вхождению  во  взрослую жизнь [3], [6], [17], [18]. Это время личностного, социального, профессионального самоопределения, в результате которого юноша или девушка начинают понимать себя, свои возможности, своѐ место и назначение в жизни [3], [5], [15], [17], [19]. Ценностные ориентации как система установок личности, выражающих отношение к ценностям, играют в этом возрасте важную роль, удовлетворяя потребность в личностном самоопределении и становлении мировоззрения [6], [17]. Эти же потребности могут  быть  частично  удовлетворены  за  счѐт  дискриминации  представителей  аут-групп.  Отвергая кого-либо, старшеклассник встаѐт перед необходимостью объяснить самому себе или окружающим своѐ поведение; это стимулирует его самоопределение [4].

Г.Олпорт  (1954)  утверждал,  что  ценностные  ориентации  (personal  values)  являются  важнейшими  категориями, которые служат интеграции  личности, обеспечивают еѐ полноценное и осмысленное существование и вместе с тем могут быть предпосылкой для предубеждений и дискриминации тех, кто не разделяет наши ценности [11]. Известно, что в основе предубеждений (и дискриминации, отвержения как их поведенческого компонента) лежит множество причин – исторические, социокультурные,  психодинамические,  ситуационные,  феноменологические  [1],  [2],  [7],  [10],  [12], [13], [14], [16], [19]. Наше исследование было направлено на то, чтобы выяснить, насколько велика доля расхождения в ценностных ориентациях среди причин предубеждений и дискриминации.

Объектом исследования выступили ученики 9-11 классов, 189 человек.

В качестве методов исследования использовались социометрия, адаптированная методика исследования  ценностных  ориентации  М.Рокича,  компьютерные  методы  статистического  анализа данных (с использованием программного комплекса SPSS: описательная статистика, корреляционный анализ Спирмена, Т-тест).

На основании описательной статистики было установлено, что у исследованной выборки старшеклассников терминальные ценности находятся в следующей иерархии:

1. здоровье (40,7% старшеклассников поставили на первое место);

2. свобода (на первом месте по значимости для 21,7% старшеклассников);

3. любовь (10,1%);

4. семейная жизнь (8,5%);

5. уверенность в себе (4,8%) и друзья (4,8%);

6. материально обеспеченная жизнь (2,1%);

7. общественное признание, активная жизнь, жизненная мудрость (по 1,6%);

8. развлечения (1,1% предпочтений);

9. интересная работа, творчество, развитие (по 0,5%).

10. познание, счастье других, продуктивную жизнь, красоту природы и искусства никто из старшеклассников не поставил на первое место (0%).

Инструментальные ценности исследованные старшеклассники расположили в следующем порядке:

1. независимость (22,8% старшеклассников поставили эту ценность на первое место);

2. воспитанность (14,3% отдали приоритет);

3. честность (12,7%);

4. образованность (10,6%);

5. жизнерадостность (8,5%);

6. твѐрдая воля (5,8%);

7. ответственность (3,7%);

8. аккуратность (3,2%);

9. непримиримость к недостаткам, рационализм, смелость в отстаивании своего мнения и терпимость получили по 2,6% предпочтений у старшеклассников.

10. эффективность в делах (2,1%);

11. высокие запросы, широта взглядов, чуткость (по 1,6%);

12. самоконтроль (1,1%);

13. исполнительность (0,5%).

Эти данные являются усреднѐнными, и имеются различия в иерархиях ценностей как между классами, группами старшеклассников по  полу и социометрическому статусу, так и между отдельными учениками.

Статистические вычисления показывают, что имеются значимые различия в предпочтениях юношей и девушек в отношении таких ценностей, как непримиримость к недостаткам (p≤0,1, юноши оценивают несколько выше), смелость в отстаивании своего мнения (p≤0,05, важнее для девушек), честность  (p≤0,05,  более  значима  для  девушек),  чуткость  (p≤0,05,  важнее  для  девушек),  любовь (p≤0,1, важнее для девушек), развитие (p≤0,05, более значимо для юношей), творчество (p≤0,05, девушки предпочитают чаще), уверенность в себе (p≤0,01, более значима для девушек).

Теперь рассмотрим особенности ценностных ориентаций учеников с разным социометрическим  статусом.  Мы  применяли  социометрический  тест  [8],  [9]  с  целью  оценки  межличностных эмоциональных связей в классах. Использовались дихотомические официальные и неофициальные, специфические критерии:

1.Выберите трѐх человек из класса, с кем бы вы хотели вместе готовить доклад по учебному предмету.

2.Выберите трѐх человек из класса, с кем бы вы не хотели вместе готовить доклад.

3.Если вы будете устраивать дома вечеринку, кого из класса вы хотели бы пригласить (выберите трѐх человек).

4.Кого из класса вы не хотели бы приглашать к себе домой на вечеринку (три человека)?

В результате социометрии была выявлена социометрическая структура исследованной выборки. К «звѐздам» были отнесены те, чья сумма полученных выборов ≥ 5, к «принятым» - те, кто в сумме получили от 1 до 4 положительных выборов, «отвергаемые» в сумме получили от 0 до 3 отрицательных выборов, «отверженные» имели сумму полученных положительных и отрицательных выборов ≤ - 4.

Применение t-теста (SSPS) к результатам исследования ценностных ориентаций и социометрии позволило сделать следующие выводы. Наиболее  важным  представляется  анализ  различий  между  «звѐздами»  и  «принятыми»,  с одной стороны, и «отвергаемыми» и «отверженными», с другой. Этот анализ предоставит информацию о том, предпочтение каких ценностей делает человека социально принятым или отвергнутым. Мы рассматривали старшеклассников данной школы как единую группу.

Звѐзды» по  учебной  деятельности  меньше  ценят  рационализм  и  развлечения,  зато  выше оценивают продуктивную жизнь, чем «отвергаемые». «Звѐзды» по сравнению с «отверженными» по учебной деятельности больше ценят уверенность в себе, ниже оценивают познание, предпочитают чуткость исполнительности. Эти данные позволяют предположить, что даже в учебной деятельности старшеклассники больше ценят  личностные,  «человеческие»  качества,  чем  «исполнительские».

Имеются  также  некоторые  значимые  различия  между  «звѐздами»  и  «принятыми».  Так, «принятые» больше ценят развлечения, чем «звѐзды». «Звѐзды» больше ценят продуктивную жизнь и меньшее значение придают исполнительности, чем «принятые». «Принятые» отличаются от «отвергаемых» по предпочтению таких  ценностей,  как  творчество,  рационализм,  самоконтроль  и  жизнерадостность. «Принятые» меньше ценят творчество, рационализм и самоконтроль. «Принятые» по сравнению с «отвергаемыми» несколько выше  оценивают  жизнерадостность.  Значимые различия  наблюдаются между «принятыми» и «отверженными» по учебной деятельности по таким ценностям, как уверенность в себе, познание, чуткость, аккуратность. «Принятые» по сравнению с «отверженными» больше ценят аккуратность, чуткость, уверенность в себе и меньше – познание. У «отвергаемых» и «отверженных» также  имеются различия в  предпочитаемых  ценностях,  таких  как  красота  природы  и искусства («отвергаемые» ценят еѐ меньше, чем «отверженные»), друзья более значимы для «отвергаемых», чем для «отверженных», познание «отвергаемые» ценят меньше и уверенность в себе («отвергаемые» оценивают еѐ выше).

Таким образом, расхождение в ценностных ориентациях как психологическая детерминанта стигматизации  у  изученной  группы старшеклассников имеет следующую специфику. Для того, чтобы быть «звездой» по учебной деятельности, нужно предпочитать такие ценности, как продуктивная жизнь, уверенность и чуткость и не завышать значение таких ценностей, как развлечения, рационализм, познание и исполнительность.

Ученик оказывается отвергнутым, если предпочитает такие ценности, как познание, исполнительность, красота природы и искусства и не придаѐт должного веса уверенности в себе, чуткости, аккуратности и друзьям.

Рассмотрим особенности ценностных ориентаций старшеклассников с разным социометрическим статусом по внеучебной деятельности (участие в вечеринке). «Звѐзды» больше ценят свободу и самоконтроль, чем «принятые», зато меньше – развлечения, красоту  природы и искусства.

«Звѐзды» от «отвергаемых» значимо отличаются только по одной ценностной ориентации –«звѐзды» больше ценят свободу. Между «звѐздами» и «отверженными» наблюдается больше значимых различий. «Звѐзды» больше ценят уверенность в себе и независимость, и меньшее значение, чем «отверженные» придают рационализму, познанию и развитию.

«Принятые» по внеучебной деятельности несколько выше, чем «отвергаемые», ценят счастливую семейную жизнь, непримиримость к недостаткам и высокие запросы. Менее значимы для «принятых» по сравнению с «отвергаемыми» самоконтроль, эффективность в делах, интересная работа, продуктивная жизнь и познание. «Принятые» по сравнению с «отверженными» предпочитают уверенность в себе; они меньше ценят такие ценности, как жизненная мудрость, познание, рационализм и самоконтроль. «Отвергаемые» больше ценят аккуратность, а «отверженные» отдают предпочтение рационализму и развитию, по сравнению с «отвергаемыми».

Сравнение ценностных ориентаций «звѐзд» и «отверженных» в учебной и внеучебной деятельности показывает, что популярность в разных видах деятельности обеспечивается приверженностью  различным  ценностям.  Лишь уверенность  в  себе может  рассматриваться  как  универсальная ценность, которая обеспечивает популярность как в учѐбе, так и на вечеринке; и только познание, как терминальная ценность,  характерна для старшеклассников, непопулярных как в учебной, так и во внеучебной  деятельности.  Противоречивое значение у старшеклассников  имеет такая  инструментальная ценность, как самоконтроль. Самоконтроль как ценностная ориентация характерен как для «звѐзд», так и для «отверженных» на вечеринке. Значение, которое старшеклассники придают этой ценности, нуждается в дальнейшем исследовании.

Таким образом, ценности, которые повышают популярность старшеклассников среди сверстников как в учебной, так и во внеучебной деятельности, это продуктивная жизнь, свобода, независимость, уверенность в себе и чуткость. Ценностные ориентации, характеризующие непопулярных учеников, это познание, красота природы и искусства, развитие, жизненная мудрость и рационализм, исполнительность, самоконтроль.

Список цитированных источников

1. Киселѐв М.Ю. Страх и стигма: о социально-психологических механизмах стигматизации больных СПИДом и жертв радиационных катастроф/ Киселѐв М.Ю. // «Психологический журнал», 1999, том 20, No4. – с. 40-47.

2. Комлѐнок Н.М. Понятие предубеждений в психологии/Комлѐнок Н.М. // Современные психологические технологии влияния на личность: Сборник научных статей. – Витебск, 2005.

3. Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. – М.: Провещение, 1989. – 255 с.

4. Липай Т.П. Стигматизация в образовательном процессе. // - Псiхалогiя, 2003. - No3.– с.54 – 63.

5. Майерс Д. Социальная психология. – СПб.: Питер, 1997. – 668 с.

6. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 7-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 456 с.

7. Нельсон Т. Психология предубеждений. Секреты шаблонов мышления, восприятия и поведения. – СПб., 2003. – 384 c.

8. Социальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ А.Н.Сухов, А.А.Бодалев, В.Н.Казанцев и др.; под ред. А.Н.Сухова, А.А.Деркача. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 600 с.

9. Шепелевич Т.В. Связь межличностной установки с социометрическим статусом ученика в классе/ Шепелевич Т.В. // ―Псiхалогiя, 2000, No3. – с.98 – 103.

10. Янчук В.А. Введение в современную социальную психологию. – Мн., 2005.

11. Allport G. The nature of prejudice. Cambridge, MA: Addison - Wesley. 1954.

12. Crandall, Eshleman and  O`Brien  Social  Norms  and  the  Expression  and  Suppression  of  Prejudice:  The Struggle for Internalization. Journal of Personality and Social Psychology. 2002. 82. 359-378.

13. Crocker J., Major B. Social Stigma and Self-Esteem: The self-protective Properties of Stigma. Psychological review. 1989. 96.

14. Duckitt, J. Psychology and prejudice: A historical analysis and integrative framework.  American Psychologist. 1992. 47. 1182 - 1193.

15. Fein S., Spencer S.J. Prejudice as self-image maintenance affirming the self-derogating others. Journal of personality and social psychology. 1997. 73. 31 -44.

16. Goffman E. Stigma: Notes on the Management of Spoiled Identity. N. Y.: Prentice –Hall, 1963.

17. Loevinger, J. Ego development in adolescence. In: Adolescent Behavior and Society. A Book of Readings: McGraw-Hill Publishing Company, 1990. –p.111.

18. Muus Rolf E. Moral judgment and ego development. In: Adolescent Behavior and Society. A Book of Readings: McGraw-Hill Publishing Company, 1990. – p.87.

19. Social Psychology Readings: A Century of Research. – McCraw-Hill, Inc, 1990.



Просмотров: 423
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как быть, если Ваше творчество или Ваш талант не ценят + тест
  • Как повысить уверенность в себе для работы
  • Уверенность в себе: что за чем, почему и как
  • Психологическое сопровождение исследовательской деятельности старшеклассников
  • Кто влияет на профессиональное самоопределение подростков? Для родителей старшеклассников.
  • Уверенность в себе – для тех, кто НЕ уверен
  • За какие качества женщины ценят мужчин больше всего
  • Как стать тем, кого любят и ценят
  • Каких именно женщин больше всего ценят и уважают мужчины
  • Что такое истинная уверенность в себе и для чего она нужна?
  • Уверенность в себе. Что должен делать хороший родитель для ребенка.
  • История одной выдры или как жизнь полюбить больше, чем смысл ее.
  • Как сформировать у ребенка дошкольного возраста интерес к учебной деятельности
  • Задания для ребенка и уверенность в себе.
  • Уверенность в себе 5. Убеждения и ценности, которые поддерживают неуверенность.
  • Семейные ценности. В чем ценность для ребенка
  • Уверенность в себе, ключ к успеху. Продолжение для смелых...
  • Как понять, для чего нам послан этот человек - только для опыта или все же для счастья и любви
  • Как быть если дети выросли и сказали, что в их жизни больше нет места для тебя, мама
  • Чем меньше любви получает человек, тем больше он в ней нуждается
  • Ценность ценна только если её ценят".
  • Белка в колесе без права выхода. Как получилось, что меня не ценят?
  • Теряюсь в обществе с мужчинами. Как быть любовнице? Как повысить самооценку и уверенность в себе?
  • Самооценка, уверенность в себе и ощущение собственной ценности
  • Наверное, так и должно быть, или как разрушить себе жизнь
  • Как устроить личную жизнь, если мужчин по статистике меньше чем женщин
  • Жалеть или не жалеть - вот в чем вопрос! Или как самому себе нанести еще больше вреда и причинить боль
  • Развитие мотивации в учебной деятельности подростков
  • Уверенность в себе по-женски или уверенность женщины в себе
  • Особенности мотивации учебной деятельности студентов-психологов разных курсов



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь