Работа с фотографиями в аналитической психотерапии на примере клинического случая

 

В данной работе рассматривается работа с фотографиями, как одна из технических поддержек в микропсихоанализе и в аналитической психотерапии.

Основной техникой в психоанализе является высказывание своих мыслей и свободных ассоциаций о том, что волнует пациента, на сновидение или какую лине на тему, всплывающую в анализе. В психоанализе основным правилом является то, что пациент говорит. Однако, есть пациенты, которым в силу различных причин трудно выражать свои мысли. Это может быть ребенок, подросток или взрослый, которые  не могут выразить свои чувства словами. Если нарушения в психике произошли в раннем детстве, то этот ранний опыт практически невозможно описать словами, а наблюдать только через невротические действия пациента, в сновидениях, в ошибочных действиях, в чувствах, в творчестве пациента, то есть через проявления бессознательного. 

Защитные механизмы психики так работают, что неприятные воспоминания вытесняются или забываются. В своей клинической практике я часто наблюдала, что пациенты забывают не только плохое, что было в их жизни, но и хорошее. Это такие события, воспоминания, чувства или поддерживающие связи, которые для пациента являются ресурсом. Наряду с этим, когда внутренний конфликт решается, анализант имеет доступ к хорошим воспоминаниям, которые были «удушены» плохими.

В микропсихоанализе для ускорения воспоминаний, активации ассоциаций и усиления психической обработки используется изучение фотографий и планов домов, чтение дневников и писем, изучение генеалогического дерева. Доктор Фанти назвал эти средства техническими поддержками.

Я использовала работу с фотографиями с пациенткой, с которой у нас сложился достаточно хороший рабочий альянс, позволяющий использовать эту техническую поддержку. Для работы с фотографиями мы использовали длинный сеанс.

Пациентка Катя, 42 года, не замужем, детей нет, менеджер. В терапии больше года, два раза в неделю. Катя приятная, сдержанная, стройная женщина. Обратилась по поводу того, что хочет достичь большего в своей профессии, но у нее не получается.

В начале терапии, большую часть времени она рассказывала про работу. Главной темой была трудность сконцентрироваться. Она отвлекалась на мелочи и было трудно доводить работу до конца.

Постепенно Катя начала говорить о личной жизни. Она жила в гражданском браке с мужчиной своего возраста, с которым она выстраивала отношения. Они планировали пожениться и родить ребенка. 

Катя приносила в анализ тревожные сновидения, в которых ее партнер плохо к ней относился. Анализируя сны, Катя пришла к выводу, что сны показывали ей то, что она не хотела замечать в своем партнере. Он часто игнорировал и унижал ее. Она искала причины в себе, старалась подстраиваться под него. Когда находила аргументы, обсуждала с партнером, то, с чем она не согласна. 

Катя в основном использует ригидные защиты-интеллектуализация, рационализация и вытеснение. Эй было трудно соприкоснутся со своими чувствами, она из сессии в сессию пересказывала мне истории о том, как ее партнер в очередной раз сделал что-то, что ей не нравится, при этом она говорила без эмоций. Для активации психических процессов я предложила ей поработать с фотографиями и принести любые  ее фотографии, которые ей нравятся. Это предложение было высказано исходя из моего контрпереноса, мне очень хотелось найти что-то, что дало бы ей поддержку. 

Однако технически, было бы лучше более нейтрально сказать: « принесите Ваши личные и семенные фотографии».

Катя принесла три фотографии. На первой фотографии ей было 18 лет, где она была сфотографирована на фоне синего неба, она смотрела прямо и загадочно улыбалась. На второй фотографии (19 лет), она была серьезной,  с более темными волосами, чем в настоящее время, с ярким макияжем и красивыми украшениями-серьги, кулон, кольцо. На третьей фотографии она была сфотографирована с подругой в парке развлечений, они весело смеялись и выглядели счастливыми и беззаботными.

Несколько слов об отношениях Кати с мужчинами: Она никогда не была замужем, у нее было несколько партнеров, с которыми она была в длительных отношениях, но расходилась, потому что узнав их поближе, они казались ей инфантильными. Новый партнер соответствовал ее представлениям о «подходящем» мужчине.

Пациентка посмотрев на фотографии с грустью заметила, что когда-то у нее были длинные волосы и она улыбалась. Для меня эти фотографии также были интересны, потому что контраст был очевиден. На фото была яркая интересная девушка, а ко мне на терапию приходила бледная, грустная и потухшая женщина.

Глядя на первую фотографию, пациентка вспомнила, что ее сфотографировал однокурсник, который был в нее влюблен. Она вспомнила аромат цветов и теплый ветерок, зеленую траву и вкусную еду, которую готовила тогда ее бабушка. Она вспомнила, что тот парень увлекался художественной фотографией. Катя с сожалением отметила, что у нее нет увлечения. В ассоциациях она вспомнила, как любила гулять с отцом по лесу и что она любит природу. При увеличении этой фотографии, Катя заметила грусть в своих глазах, она задумалась, почему так.

Фотография, где она серьезная с темными волосами и в украшениях, была сделана профессиональным фотографом. Оказывается, когда она была студенткой, она рекламировала бижутерию и это было рекламное фото. Катя рассказала о том периоде жизни и что она подрабатывала моделью. Она увидела себя со стороны, как будто это была не она, а другая девушка, она заново знакомилась с собой. Рассматривая ту фотографию, она обратила внимание, что она на ней выглядит как роковая женщина. 

Рассматривая третью фотографию, она вспомнила, что давно не общалась с этой подругой. Катя стала говорить о том, как ей не хватает подруг, но она не знает как дружить, а тогда у нее таких мыслей не возникало.

Эти фотографии позволили пациентке вспомнить какой она была в университете. Катя старалась соответствовать желанию отца быть хорошим управленцем и желанию матери построить семью, Катя забыла свое истинное Я. Она стала говорить о том, что как будто у нее не было своих желаний. Фотографии стали хорошей визуальной поддержкой для восстановления воспоминаний о юности пациентки. Фотографии помогли возвратить вытесненный женственный образ, когда она старалась быть красивой и была ближе к своим чувствам.

После работы с этими фотографиями, Катя спросила меня: «Что такое чувствовать?» Для меня этот вопрос был самым главным результатом работы с фотографиями. До этого, она механически пересказывала события настоящего, не погружаясь в прошлое.  Она захотела узнать какая она на самом деле, какие ее настоящие желания?

Постепенно она перестала ходить на спортивную секцию со своим партнером, потому что она ходила туда для него. Катя пошла на курсы по кулинарии, стала ходить в студию пения и брать уроки вождения на автомобиле. Катя постепенно нашла время для того, что интересно именно ей.

Работа с фотографиями дала хороший толчок в терапии. До этой работы, из-за сильных защит, пациентка не могла соединиться со своими чувствами и реализовывала привычный мазохистический сценарий. 

Фотография останавливает время, поскольку она замораживает эмоции определенного момента. Пациентка вспомнила давно забытые эмоции и это позволило продвинуться в терапии.

 

Список литературы

  1. 1.Основы микропсихоанализа. Продолжение идей Фрейда, под ред. Асановой Н.К. Когито-центр, 2018, 466 с.
  2. 2. Фанти С. Микропсихоанализ, Москва, 1995


Просмотров: 413
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Да, мухе не повезло, она влипла во что то что гораздо сильнее чем она сама и сдалась.
  • Что такое психотерапия? Для кого она? Для чего она? Размышления.
  • Что такое осознанность? Она была не здесь...
  • Хочу сказать маме о том, что мне нравится мальчик, но боюсь, что она меня не поймет
  • Он был старше ее, она была хороша... Не равный брак это как?
  • Что такое близость для меня. Где она начинается и как ощущается?
  • Она плохая мать, ее надо наказать… Или она сама нуждается в помощи?…
  • Она не делает для меня того что я хочу!
  • Целостность. Что это и для чего она нужна?
  • Когда она притворяется, что не любит, а он наоборот - что влюблен
  • Радость: зачем она нужна и куда она девается.
  • Он, Она и еще раз Она (часть 2)
  • Он, Она и еще раз Она (часть 1)
  • Он, Она и еще раз Она (часть 5)
  • Он, Она и еще раз Она (часть 4)
  • Он, Она и еще раз Она (часть 3)
  • Что такое Воля и зачем она нам нужна? Что делать, когда сил нет!
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Самооценка… Что это такое и как она формируется?
  • Какую девушку выбрать? Как понять, что это ОНА!
  • Что есть злость и для чего она нужна?
  • Жила была девочка и она любила мальчика...
  • Что такое осознанность и для чего она нам?
  • Что такое профориентация и для чего она нужна?
  • Что такое супервизия, и для чего она нужна
  • Я так много для нее сделал, а она…
  • Выбрала любимую работу. Как понять, что она и есть та САМАЯ?
  • Она думает, что всё для неё
  • Она не хочет роста и сепарации, потому что это лишает её материнской роли и собственной значимости.
  • Что такое истинная уверенность в себе и для чего она нужна?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь