КБТ при шизофрении: терапия бреда (Часть 2. Процесс)

В предыдущей части статьи мы рассмотрели основные постулаты и предпосылки для позитивной терапии бреда, а также определили те "приобретения", которые клиент с шизофренией должен получить в результате работы. С данной статьей можно ознакомиться по ссылке.

Целью же данной статьи является освещение самого процесса КБТ бреда, методов и позиций. Итак, начнем.

Процесс терапии бредовой симптоматики в рамках КБ парадигмы представлен следующей последовательностью этапов:

1. Обследование;
2. Рассмотрение провоцирующих событий;
3. Исследование эмоциональной и поведенческой сфер клиента;
4. Исследование бредовых убеждений (структуры бреда);

Рассмотрим каждый из этапов более детально.

=================================================================

Обследование

При рассмотрении бреда, для начала необходимо идентифицировать проблемные ситуации и негативные эмоциональные бихевиоральные реакции, которые пациент при этом испытывает. Собрав достаточное количество информации о провоцирующих стимулах и реакциях пациента, терапевт начинает исследовать его мысли, интерпретацию и оценку ситуации.

При рассмотрении бредового мышления, сначала рассматриваются конкретные толкования в определенных ситуациях, а немного позже оцениваются темы, которые составляют основу соответствующего бреда. При этом, как правило, не используется термин «шизофрения» и «бред», но бредовое убеждение пациента воспринимается, как его мнение, и эти взгляды не рассматриваются в качестве признака психического заболевания, так как это может привести к нарушению терапевтических отношений и прекращению терапии со стороны пациента.

Рассмотрение провоцирующих событий 

Тип событий, которые вызывают бредовые мысли, часто указывают на психологическую уязвимость пациента в области автономии, связи с другими людьми, Я-концепции.

В ходе расследования данных провоцирующих стимулов и ситуаций следует соблюдать правила:

1. Необходимо, чтобы пациент сосредоточился на описании конкретного события, которое вызвало в нем эмоциональный дискомфорт и бредовые мысли. Это событие может быть как внешним, так и внутренним (голоса, чувство контроля, физические симптомы);
2. Необходимо определить, какие ситуации не вызывают у пациента бредовое мышление, так как это знание позволяет облегчить бредовое мышление в рамках терапии.

При определении инициирующих стимулов следует помнить, что часто бред — попытка найти смысл чрезвычайно стрессовых событий и переживаний, например, голосов, чувства контроля на расстоянии и т.д. Эти психические переживания пациент воспринимает в качестве доказательств достоверности бредовых объяснений. Частью КБТ бреда является поиск других возможных объяснений этих переживаний.

Исследование эмоций и поведения пациента 

Эмоции. Необходимо уделить особое внимание и выяснить, какие именно чувства испытывает пациент в конкретной ситуации (тревога, депрессия, гнев), попросить его записывать эти эмоции и определять их интенсивность на простой шкале (например, 0—4).

Поведение. Измерение поведения, связанного с бредом, более сложное, чем измерение эмоций. Открытое поведение, вызванное бредом, происходит нерегулярно и может отличаться. Следует спросить пациента, чем именно из-за своих бредовых убеждений он не занимается, и чем занимался бы, если перестал бы верить своему заблуждению.

Исследование бредовых убеждений 

Бред — сложное убеждение, которое имеет много измерений.

Основные дименсии:

Убедительность: насколько пациент уверен в истинности своего бреда (0—100 %). При рассмотрении убедительности терапевт должен избежать следующей ошибки: говорить пациенту, что верит или не верит его бредовому мышлению.

Следует проявить открытость и приложить усилия, чтобы прояснить ситуацию: «Вы в это, безусловно, верите, но я пока не знаю. Возможно вы правы, но также можете ошибаться, потому что каждый человек способен ошибаться. Вместе мы постараемся выяснить, как это обстоит на самом деле».

Исследование бреда: Сколько часов в день пациент думает о своем бредовом убеждений. Предел раздумий над бредом виден на простой шкале, например, «На прошлой неделе я думал о своем убеждении, что...» 0 — нет, 1 — 2—4 раза, 2 — каждый день, 3 — много раз каждый день.

Формирование бреда. Мы не можем предполагать, что пациент знает обо всех влияниях, которые внесли свой вклад в формирование его бредовых убеждений.

Необходимо выяснить, в какое время появилось бредовое убеждение, появилось ли оно сразу, или на разных этапах и какие важные события повлияли на это возникновение.

Часто обнаруживается, что формированию бреда предшествовало какое-либо травматическое событие, которое вызвало чувство личной уязвимости, неадекватности, чувство вины и т.д.

Доказательства. Узнаем, какие из событий прошлого поддерживают обоснованность бреда, а также спрашиваем, случилось ли что-нибудь, что противоречит действительности бреда.

Пациенты почти никогда спонтанно не указывают каких-либо событий, которые ставили бы под сомнение их бред — наоборот, в качестве доказательства обоснованности бреда, они сообщают о тех событиях, которые никаким образом не поддерживают их бредовые мысли.

Очень важно проанализировать бредовую структуру по вышеописанной схеме. Также важно предложить клиенту вести дневник с оценкой каждого из параметров.

Статья написана с использованием материалов книги "Когнитивно-бихевиоральная терапия психических расстройств" Прашко, Можны .

================================================================

Получить консультацию можно обратившись:
По тлф. 8-923-146-08-18
Skype: Alexey Mossin
e-mail: [email protected]


Просмотров: 392
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • КБТ при шизофрении: терапия бреда (Часть 1. Предпосылки и постулаты)
  • КБТ при шизофрении: терапия бреда (Часть 3. Методы)
  • И мужчины, и женщины - с Земли. Хватит уже бреда!
  • Что необходимо сделать, чтобы каждый день получать удовлетворение от работы?
  • Как клиент/пациент/анализант способен «переписать» свой опыт в процессе терапии?
  • Почему так трудно "каждый день по 15 минут" делать что-либо?
  • Сигналы вашего тела, которые указывают на то, что это не ваш человек
  • 3 сигналы вашего тела, которые указывают на то, что это действительно - Ваш человек
  • РПТ (терапия отправных точек): что это такое и "с чем его едят"?
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Что необходимо учитывать при устройстве или принятии на работу
  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • Что написать мужчине при знакомстве в интернете. Для женщин, которые в поиске серьезных отношений.
  • Почему мужчины мечтают о сексе втроем. Что это значит и чем его заменить, если это твой мужчина!?
  • Как достичь любую цель. Что это за загадочный коучинг? И при чем тут нейропластичность и жизненный опыт.
  • Как определить, что необходимо отправить клиента на консультацию к психиатру?
  • "Я знаю, что ты чувствуешь" или как определить, а не сую ли я нос куда не следует
  • Как клиенту понять, что в терапии "что-то не так"?
  • Куда ведет пациента лечение при помощи АНТИДЕПРЕССАНТОВ?
  • Статья 1. "20 вопросов, которые необходимо задавать себе каждое воскресенье".
  • Вина. Что это за чувство? Как избавиться от чувства вины?
  • Почему не могу быть счастлива 8 марта? Для тех кто ссорится и плачет в этот день. Из жизни пациента
  • Как поставить ребенку границы поведения и при этом не сломать его личность?
  • Родственникам пациента и врачу: какие типажи больных существуют? (часть 4)
  • Родственникам пациента и врачу: какие типажи больных существуют? (часть 3)
  • Родственникам пациента и врачу: какие типажи больных существуют? (часть 1)
  • Родственникам пациента и врачу: какие типажи больных существуют? (часть 2)
  • Типичные ошибки при контроле эмоций. Ошибка 3 - оправдывать свои эмоции при отсутствии контроля
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь