«Рапунцель» или «Холодное сердце»?

На написание этой статьи меня вдохновил Ностальгирующий критик со своим обзором и, как ни странно, мой диплом по консультативной психологии.
Ностальгирующий критик интересно анализирует сходства и различия этих двух мультфильмов, высвечивая их достоинства и недостатки, однако я не нашла там для себя ответ, почему же я примкнула к поклонникам девушки с длинными волосами, а не оказалась по другую сторону баррикад.
Есть очевидно выигрышные моменты в «Рапунцель» — это сюжет. Коллизия «Холодного сердца», за исключением неожиданного поворота, скучна и не очень логична. Многим запал в душу посыл фильма о том, что поцелуй истинной любви не обозначает непременную романтическую направленность этой любви (первая «Малефисента» говорила о чем-то похожем), во-первых. Во-вторых, что желание выйти замуж за первого встречного — не очень здоровая история. Для Диснея это действительно новизна, так как годами знаменитая мышь создавала мультфильмы, опираясь на формулу любви с первого взгляда.


Рапунцель или Холодное сердце

Но Рапунцель тоже не кидается немедля в объятия незнакомца, более того — у нее хорошо работает тестирование реальности, несмотря на то что она всю жизнь прожила в башне, подобно Анне и Эльзе из «Холодного сердца». И тут лично для меня кроется принципиальное различие.

Бесящая логика родителей из «Холодного сердца». Они подаются как хорошие и заботливые, но ведут себя, как коварная матушка Готель, антагонист «Рапунцель», запирающий ее в башне «из любви».

И, по-моему, даже для любителей иллюзировать на тему того, что это такая форма заботы — гипер-контроль, очевидно, что действия матери и отца Анны и Эльзы — полный трындец.

И так как с этого начинается мультфильм, нас как бы сразу вводят в некую условность происходящего и нелогичность ситуации. Из серии старых «добрых» детских сказок о том, как отец дочку любил, но по указу жены в лютый мороз повез в лес и оставил под деревом. Ну, такая как бы любовь.

И дальше в «Холодном сердце» перед нами предстают две подросшие героини: Эльза и Анна. И кажется, что очень изобретательно — сделать, что две сестры, слитые воедино, являли бы собой одного здорового человека, а отдельно — они находятся каждая в своей крайности. И с контролирующими холодными родителями так действительно вполне может быть, но нам этих родителей подали как любящих и заботливых — это раз. Два — мультфильм, к сожалению, не про гармонизацию личностей обеих сестер=) Жаль, я бы посмотрела…
Потенциал тут действительно большой, так как Анна, говоря языком трансактного анализа, являет собой квинтэссенцию Ребенка, а Эльза — Родителя и немного Взрослого.

У такого типа родителей дети в самом деле могут вырасти, с одной стороны, крайне инфантильными, поскольку им не давали принимать самостоятельные решения, препятствовали нормальному прохождению периода «я сам» и «оберегали» от страданий извне. В «Холодном сердце», например, это выражается в «гениальном» решении стереть все воспоминания Анны о даре Эльзы, так как якобы ребенок не справится с переживанием, что сестра его поранила. И это инфантилизирует одну сестру, а второй — Эльзе — ставит запрет на эмоции, самовыражение и на то, чтобы вообще быть собой. Это другая сторона такого контроля со стороны отца и/или матери, когда дети перестают быть детьми очень рано, поскольку родители развивают в них драйверы: «не чувствуй», «не будь собой», «не будь близок», «не будь ребенком».
Мне, действительно, жаль, что тут продолбаны глубокая драма и психологизм. Впрочем, это я считаю, что продолбаны, а на деле сценаристы просто писали про другое.

Для тех, кто меня хорошо знает лично, вряд ли будет открытием, что я идентифицирую себя скорее с Эльзой, чем с Анной. История этих сестер во многом мне близка. И я проходила в своей жизни через некоторые психологические вещи, затронутые в фильме. И мне, действительно, кажется, что было бы намного интереснее и драматургичнее, если бы в данных обстоятельствах (когда мы уже приняли, что мультфильм не о гармонизации обеих сестер) главной героиней мультфильма стала Эльза. Строго говоря, по канонам, она и есть главная героиня=) Поскольку она развивается и меняется. Из холодной и сдержанной она в финале приходит (да, криво; да, не точно проработана арка) к спонтанности и легкости. Ее внутренние конфликты интереснее, чем у Анны, потому что у Анны их, блин, нет.

Возможно, поэтому в том числе она меня так бесит, хотя окончательно я разобралась в причине своего раздражения, когда делала презентацию к своему диплому, в которой назвала клиентку тем же именем, что и у героини мультфильма, посему хотела проиллюстрировать теорию эго-состояний Эрика Берна мимикой этого персонажа. И вот, что получилось:




За все «Холодное сердце» я не нашла НИ одного кадра, в котором на лице Анны явственно проступало бы иное эго-состояние, чем Ребенок. Вероятно, поэтому она меня так бесит. С психологической точки зрения, безусловно, это уже что-то про меня. Если будет у кого-то желание узнать, могу поделиться, но на драматургическом уровне я все же присоединю к своему личному негодованию профессиональный аспект — интересен персонаж, который сталкивается со своими проблемами, недостатками, уязвимостями и их преодолевает либо ломается (подобно Джокеру, Гамлету, Русалочке, Геркулесу), а тут у нас абсолютная стагнация. И то, что она сталкивается с предательством своей «любви с первого взгляда», который на деле оказывается антагонистом, ее никак не меняет. Это посыл, направленный в зрителя с экрана, но ощущение, будто непосредственно героини он не касается. Как минимум, потому что в этот момент у нее уже все хорошо и есть новый избранник. Она, может, этого сама пока и не понимает, но история ясно дает понять, что он есть. Может, было бы интереснее и драматургичнее, если бы у нее не было «принца на белом коне» про запас?..

И вот тут я обращусь ко второму мультфильму — «Рапунцель». На первый взгляд, она очень напоминает Анну: творческая, беззаботная, спонтанная, песни поет, но:




Со своими широко распахнутыми глазами, восторженностью, песнями и желанием «увидеть фонарики» Рапунцель не залипает только в Ребенке. Она находит себе проводника, сдруживается с конем и разбойниками, не единожды спасает Флинна и видит фонарики!



Вопреки убеждению многих, что «Холодное сердце» уходит от классической формулы Диснея «девы в беде», это не так. Нам показывают имитацию действий. У Анны есть направленность, есть желание, есть цель, но если бы вокруг нее не плясали остальные, ее бы сожрали волки, она бы замерзла насмерть и осталась статуей. Анна — типичная «дева в беде», симулирующая героя-спасителя. «Холодное сердце» преподносили как адаптацию сказки Андерсена «Снежная королева». Я долго ломала голову, признаюсь, где тут связь, кроме замораживающей льдинки, а потом поняла, почему не улавливаю. В «Снежной королеве» Герде неоднократно помогали, но она абсолютно волевой персонаж, который во что бы то ни стало пришел бы к Каю. Когда у нее не было помощи, она справлялась сама. Герда всегда находила способы решить задачу. И это парадокс двух сказок, в одной из которых герой-спаситель в адаптации Диснея превратился в деву в беде, а в другой, в которой в первоисточнике героиня играла пассивную роль, в экранизации заняла активную позицию.

Вот поэтому я так люблю Рапунцель: спонтанная и жизнерадостная, мечтающая о фонариках, пугающаяся кроликов и наивная, она берет на себя ответственность за свою жизнь и свои действия и делает все, чтобы достичь своей цели, будь то фонарики или спасение друга.



Просмотров: 287
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Да, мухе не повезло, она влипла во что то что гораздо сильнее чем она сама и сдалась.
  • Пассивная агрессия, часть 1. Что это такое и как она портит нам жизнь
  • Хочу сказать маме о том, что мне нравится мальчик, но боюсь, что она меня не поймет
  • Что такое близость для меня. Где она начинается и как ощущается?
  • Измена, отсутствие любви или доказательство того, что она есть
  • Какую девушку выбрать? Как понять, что это ОНА!
  • Самооценка… Что это такое и как она формируется?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Она не делает для меня того что я хочу!
  • Целостность. Что это и для чего она нужна?
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Если Ваш мужчина расстался с бывшей, но на самом деле не расстался... Как узнать, что это так?
  • Выбрала любимую работу. Как понять, что она и есть та САМАЯ?
  • Как сделать так чтобы у нас все было и нам ничего за это не было.
  • Почему все так? За что мне это?
  • У меня есть проблема, но мне это нравится: что такое вторичная выгода и как её обнаружить
  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • Что такое психотерапия? Для кого она? Для чего она? Размышления.
  • Что во мне не так, что если от меня уходят (обратная сторона)?
  • Что такое Воля и зачем она нам нужна? Что делать, когда сил нет!
  • Как достичь любую цель. Что это за загадочный коучинг? И при чем тут нейропластичность и жизненный опыт.
  • Что есть злость и для чего она нужна?
  • Что такое интуиция и почему она так помогает в жизни?
  • Мультимодальная психотерапия: что это такое и почему она краткосрочная?
  • Она не хочет роста и сепарации, потому что это лишает её материнской роли и собственной значимости.
  • 5 признаков того, что вы разбогатеете (даже если это пока не так)
  • Я почему-то не чувствую, что меня любят. Кто мне скажет – как это полюбить себя?
  • Почему я это съела, или что заставило меня так поступить?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь