«Мама, мне скучно!» Почему современные дети не могут сами себя занять

Автор статьи: Ольга Ткачук

Люди — интересные существа.

В мире, полном чудес, им удалось придумать скуку.

Терри Пратчетт

Мама мне скучно  Почему современные дети не могут сами себя занять

Все чаще родители сетуют на то, что их дети не умеют занимать себя, что с ними надо либо играть, либо обеспечивать их досуг с помощью телевизора, смартфона и других гаджетов. Побыть наедине с самим собой, поиграть во что-то без дополнительных приспособлений – это уже из разряда фантастики.

Почему современные дети с трудом переносят скуку, не могут придумать себе занятие и предпочитают «легкоусвояемые» гаджеты, более затратным для мозговой деятельности чтению, рисованию и прочим занятиям, которыми мы, родители, с удовольствием предавались в своем детстве?

 Конечно, не совсем этично сравнивать наше детство с детством наших детей. В «советское» время не то что смартфонов не было – даже мультфильмы шли в определенное время. Сейчас же огромный поток доступной информации обрушивается со всех сторон на еще не окрепшие умы мальчишек и девчонок. И, что лукавить, сами взрослые способствуют тому, чтобы дети не умели справляться со скукой.  

 

Они не слышат слово «нет»



Современные дети получают все, что хотят, причем сразу. «Я хочу есть» – «Давай зайдем в Макдональдс, перекусим». «Я хочу игрушку!» – «Хорошо, зайдем в магазин и выберем». «Мне скучно!» – «Возьми мой телефон» или «Посмотри мультик». Родителям сложно выносить нытье и просьбы детей, и они дают им все, что те просят, лишь бы замолчали и не мешали. Или боясь нанести детям психологическую травму. Или движимые идеей «у меня ничего не было – так пусть у моего ребенка все будет». Причины могут быть разные, но итог один: мы оказываем дочерям и сыновьям медвежью услугу: они не научаются ждать, откладывать удовлетворение своих потребностей, не развивают способность справляться с жизненными трудностями. Детям становится все сложнее находиться в садах и школах (там есть правила и ограничения), взаимодействовать с другими людьми (чужая тетя не всегда удовлетворит сиюминутное «хочу»), справляться со своими переживаниями (у них не было опыта остаться наедине со своими чувствами).

 

Их жизнь – сплошной праздник



Многие родители стараются превратить жизнь своих детей в постоянный праздник: крутые дни рождения с аниматорами, поездки в выходные на детские фестивали, в развлекательные центры, на квесты и разные активности. У ребенка изначально нет права на скуку. Как только одно мероприятие заканчивается, мы придумываем другое – часто в ущерб своему времени и желаниям.

Детей уже «не модно» привлекать к домашней работе. А ведь это и есть тот монотонный труд, который «учит» мозг функционировать во время выполнения скучных обязанностей, рутины. В результате дети, приученные только к радости и легкости, не способны справиться с работой, требующей напряжения мозга и концентрации внимания (в частности, с учебой). Наверняка вы по себе знаете: когда долго не занимаешься умственной деятельностью, требуются некоторые усилия воли, чтобы снова заставить свой мозг работать. И в итоге мы получаем: «не хочу в школу, там скучно»

 

Чрезмерное развитие




С раннего детства ребенка стараются впихнуть во всевозможные развивающие кружки и на новомодные занятия. Маленьких – из-за тревоги, что все надо успеть, подростков – чтобы «не шатались, где попало». В результате дети, которых все время стараются чем-то занять, не только не научаются занимать сами себя – они боятся оставаться наедине с самими собой, поэтому не знают своего внутреннего мира. Из-за постоянных внешних требований и занятий, из-за бесчисленных часов, проведенных с гаджетами и девайсами, у наших чад остается все меньше времени на самонаблюдение, рефлексию, осмысление социальных событий и эмоциональных откликов. Если еще не знакомы, почитайте эксперимент Екатерины Мурашовой про детей и скуку  https://snob.ru/selected/entry/45522/

 

Жертвы гаджетов



Гаджеты и интернет сейчас во многом заменяют родителей: они становятся для детей и няньками, и учителями, и воспитателями, и «развлекателями». С одной стороны, удобно, но с другой – цена этой «помощи» очень высока. Виртуальная жизнь яркая, громкая, полная спецэффектов и приколов. Реальность по сравнению с ней серая и скучная. И чем больше ребенок сидит в виртуале, тем сложнее ему концентрироваться и выполнять рутинные задания дома и в школе.

 

Дофаминовая ловушка




Постоянные развлечения, подстегивание интереса и повышенная зрительная стимуляция от цифровых носителей вызывают у детей привыкание сродни алкогольной или никотиновой зависимости. Причина кроется в физиологии. За получение удовольствия от какой-либо деятельности в нашем организме отвечает гормон дофамин, который вырабатывается в гипоталамусе. Дофамин воздействует на ту часть головного мозга, которая отвечает за так называемую систему вознаграждения. Под его воздействием человек получает удовольствие от того, что делает, видит, слышит. Вспомните свои ощущения, когда у вас получилось сделать что-то хорошо, научиться чему-то новому, от хорошего фильма, от щедрой похвалы. Чем дольше испытываешь подобное удовольствие, тем чаще хочется его повторять и тем неинтереснее кажется любая работа, не приносящая этой эйфории. Постоянно обедая в ресторанах, уже не очень хочется есть обычную кашу дома. Если покупать игрушки каждый день, то очередная «цацка» не будет радовать. Так и со скукой: имея постоянный источник ярких впечатлений, уже не хочется делать рутинную работу. Оставшись наедине с собой, дети (да и современные взрослые тоже) испытывают чувство, которое возникает у курильщика, тоскующего по сигарете. Организм требует большей дозы дофамина, внешнюю стимуляцию в виде гаджетов, развлечений и т.д. Высокая выработка дофамина рассеивает внимание, мешает контролировать эмоции, выполнять простые или скучные задачи, радоваться мелочам, а также лишает мотивации на развитие. Настоящая ловушка…

 

Что делать, если ребенку скучно?



- Если есть время, силы и ресурсы, создавайте альтернативу виртуальному миру в реальности не через вау-впечатления, а научая ребенка получать удовольствие от созерцания того, что происходит вокруг, от прогулок на природе, совместного времяпровождения, активных и настольных игр. Кстати, иногда нытье ребенка «мама, мне скучно» может быть следствием недостатка маминого тепла, любви и ласки. И таким образом ребенок пытается заполучить маму для себя. Потому что нахождение в одной комнате не равно совместному времяпровождению.

- Если нет сил, времени и ресурсов, не подсовывайте чаду гаджеты на каждый «писк» по поводу скуки. Предложите самому придумать какое-нибудь занятие. Хорошо, если в его комнате в свободном доступе есть материалы для различной деятельности (альбомы и краски, пластилин и другие инструменты для творчества). Но в любом случае будьте эмоционально доступны для ребенка.

-  Не впадайте в «я плохой родитель», если ребенок говорит, что ему скучно, – поскучать иногда очень полезно для мозга. Так же, как мускулам нужно время, чтобы восстановиться после тренировки, мозгу требуется передышка, чтобы прийти в себя после контактов с внешним миром. Скучать – нормально, это первый шаг к творчеству.

- Не поощряйте использование гаджетов за едой, в машине, в кафе, магазине, поликлинике. Пусть ум ребенка учится самостоятельно разгонять «скуку».

- Устанавливайте разумные ограничения, не бойтесь говорить «нет» и помните, кто в семье взрослый и старший. Не бойтесь отказывать детям, если их желания расходятся с вашими возможностями.

- Учите детей ждать. Чем старше ребенок, тем больше увеличивайте время его ожидания между «я хочу» и «я получаю». Но будьте при этом терпеливы.

- Детскому мозгу важно каждый день отключаться от внешнего мира с его требованиями и ожиданиями, – а это так нелюбимое родителями ничегонеделание, дуракаваляние, бесцельные игры, праздные мечты и шатание из угла в угол. Позволяйте этому быть в режиме дня ребенка.

- Не превращайте жизнь дочерей и сыновей в сплошной праздник, привлекайте их к рутинным делам (складывать свои вещи, убирать игрушки, разбирать сумки с продуктами, накрывать на стол и т.д.). 

- Ограничьте число секций и кружков, особенно если инициатором их были вы, а не ребенок. Лучше лишниц раз поиграйте вместе с ребенком.

- Периодически устраивайте всей семьей «информационный детокс». Временно ограничивайте дела, которые вызывают эйфорию, перенапряжение мозга или отнимают слишком много времени (соцсети, гаджеты, покупки, поездки в развлекательные центры и т.п.). Начните с одного часа в день, увеличивая этот период постепенно до одной недели в году. Цель «диеты» – научиться получать удовольствие и радость от повседневных дел и занятий. 

И, пожалуй, самое главное: посмотрите на себя со стороны. Как вы сами справляетесь со скукой и проводите свободное время? Ибо «дети нас не слышат, дети на нас смотрят».

 

Статья  опубликована в журнале "Кудесница", №1, 2020 г.

 

 



Просмотров: 330
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Детский сад какой-то! Если родители ведут себя как дети...
  • Взрослые, которые разыгрывают сами себя. Выросли из детей, которые научились занимать себя сами.
  • Почему дети врут? Что делать, если ребенок обманывает?
  • Всегда ли дети понимают своих родителей, а родители детей?
  • Когда учеба в радость, или что можно сделать уже сегодня, чтобы завтра дети сами захотели пойти в школу
  • Разводиться или нет, если уже есть дети?
  • Как быть если дети выросли и сказали, что в их жизни больше нет места для тебя, мама
  • Дети и гаджеты! Борьба за своего ребенка
  • Если скучно, то либо зажрался, либо зажился
  • Как заставить себя работать, если очень не хочется
  • Сделайте мне ребенка таким, как я хочу или "неудобные" дети
  • Если детям скучно…
  • Почему некоторые дети часто болеют. Психологические причины болезней детей.
  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • Неблагодарные дети или как реализовать свои мечты через ребенка
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Если вы дети своих родителей...
  • Мотивация детей, или что слышат дети.
  • Современные дети и их родители. Детство
  • А если ребенку будет скучно в первом классе?
  • Удовольствие от общения с другим возможно, только если сам к себе хорошо относишься.
  • Дети нового поколения. Почему скучно жить?
  • Как быть если отношения есть, а секса нет и даже не хочется?
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • Как заставить себя, что-нибудь делать, если не хочется?
  • Психотерапевтическая сказка для детей, которые не верят в себя и не пытаются чему либо научиться.
  • Почему дети не всегда могут поставить себя на место другого?
  • 2 шага родителей, чтобы предотвратить развитие зависимости от гаджетов у детей
  • Как полюбить себя и получать удовольствие каждый день?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь