|
Беспомощность способна даже убиватьАвтор статьи: Бутузова Юлия Александровна
Беспомощность способна даже убивать Для более глубокого понимания феномена жертвы зачастую анализируется комплекс «выученной беспомощности». Живое существо может стать беспомощным, если оно привыкает к тому, что от его активных действий ничего не зависит, что неприятности происходят сами по себе и на их возникновение повлиять никак нельзя. Выученная беспомощность - состояние человека или животного, при котором индивид не предпринимает попыток к улучшению своего состояния (не пытается избежать отрицательных стимулов или получить положительные), хотя имеет такую возможность. Появляется, как правило, после нескольких неудачных попыток воздействовать на отрицательные обстоятельства среды (или избежать их) и характеризуется пассивностью, отказом от действия, нежеланием менять враждебную среду или избегать её, даже когда появляется такая возможность. У людей, согласно ряду исследований, сопровождается потерей чувства свободы и контроля, неверием в возможность изменений и в собственные силы. В 1964 году Мартин Селигман участвовал в серии экспериментов над собаками в психологической лаборатории. Эксперименты ставились по схеме классического обусловливания И. П. Павлова, часть их состояла в том, чтобы сформировать у собак условный рефлекс страха на звук высокого тона. В качестве негативного подкрепления использовался несильный, но чувствительный удар электрического тока, который собаки, сидя в клетках, испытывали после того, как слышали звук. После нескольких стимуляций клетки открыли, чтобы проверить, начали ли собаки бояться звука. Экспериментаторы ожидали, что в силу сформированного рефлекса страха собаки будут убегать, заслышав высокий звук, чтобы избежать удара током. Однако, вопреки ожиданиям, собаки не убегали. Они ложились на пол и скулили, но не совершали никаких попыток убежать, хотя при открытых ящиках это было несложно. Результат никак не согласовался с господствующим в то время в психологии бихевиоризмом. «Обучение беспомощности» происходит при наличии следующих факторов: 1. Индивид не имеет предшествующего опыта решения сложных задач. 2. У него не сформирован достаточный уровень потребности в поиске. Другими словами, человек считает, что с данной задачей справится любой равный ему человек, но не он сам. Чаще всего кто-то за него решал те или иные задачи, исправлял ошибки, поэтому человек не видит четкой взаимосвязи между своими действиями и их последствиями. Психологи работали с людьми преклонного возраста в доме для престарелых. На двух разных этажах они дали старикам почти одинаковые инструкции, различающиеся лишь по степени ответственности за себя и свой образ жизни, по возможности принимать решения самостоятельно. Жителям четвертого этажа было сказано следующее: Вы сами должны решить, как будет выглядеть ваша комната, хотите ли вы оставить там все как есть или желаете, чтобы наши служащие помогли вам переставить мебель… Вы сами должны сообщить нам свои пожелания, рассказать, что именно вы бы хотели изменить в своей жизни. Если вы решите, что вы хотите завести растение, то можете выбрать то, которое вам понравится, из этого ящика. Эти растения ваши, вы должны содержать их и заботиться о них так, как считаете нужным. На следующей неделе два вечера, во вторник и в пятницу, мы будем демонстрировать фильм. Вам нужно решить, в какой именно день вы пойдете в кино и хотите ли вы вообще смотреть фильм. Жителям второго этажа на первом собрании дали стандартную инструкцию: Мы хотим, чтобы ваши комнаты выглядели как можно уютнее и постараемся все для этого сделать. Мы хотим, чтобы вы чувствовали себя здесь счастливыми, и считаем себя ответственными за то, чтобы вы могли гордиться нашим домом престарелых и быть здесь счастливы… Мы сделаем все, что в наших силах, чтобы помочь вам… Я хотел бы воспользоваться возможностью и вручить каждому из вас подарок, теперь это ваши растения, они будут стоять у вас в комнате, медсестры будут поливать их и заботиться о них, вам самим ничего не нужно будет делать. В итоге эксперимента было обнаружено, что в группе жителей 4-го этажа умерло меньше людей, чем в группе жителей с ограничением ответственности и отсутствием права выбора. Возможность выбора и контроля ситуации могут спасать жизнь, потому что делают человека более мобильным, энергичным, собранным. А беспомощность, возможно, способна даже убивать. Попав в сложную ситуации аварии или несчастного случая вряд ли человек с синдромом «выученной беспомощности» предпримет что-то для изменения ситуации. Умейте жить!
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|